Юридическая ответственность за нарушение норм налогового законодательства.
Применение мер юридической ответственности к субъектам коммерческой деятельности в сфере налогообложения ее результатов возможно только в случае совершения ими правонарушения, под которым понимается совершенное виновно (умышленно или по неосторожности) противоправное деяние (действие или бездействие), в результате которого причинен вред охраняемым законом общественным отношениям в области экономического обеспечения внутренних и внешних функций государства, влекущее за его совершение применение мер государственного принуждения пресекательного и восстановительного характера.
Налоговое правонарушение является социально опасным деянием. Его социальная опасность заключается в том, что недополученные государством денежные средства отражаются на способности государственной власти осуществлять свои функции, а следовательно, на обороноспособности, экономической безопасности, здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и многом другом. Недостаток денежных средств в государственном бюджете может дестабилизировать работу государственных органов и учреждений, что будет иметь неблагоприятные последствия для населения страны в целом.
Налоговое правонарушение имеет традиционный состав: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Наличие каждого из указанных элементов состава правонарушения для признания совершенного деяния противоправным обязательно. Отсутствие одного из элементов состава правонарушения лишает совершенное деяние признаков противоправности. В таком случае будет отсутствовать состав правонарушения и, следовательно, само противоправное деяние. Однако в случае совершения правонарушения организацией со статусом юридического лица будет иметь место так называемый усеченный состав правонарушения, т.е. состав с неполным перечнем элементов. В таком составе правонарушения отсутствует вина. Этот признак не может быть применен в отношении организаций вследствие того, что присущ только физическим лицам. Применение усеченного состава в сфере налогообложения необходимо, поскольку организации со статусом юридического лица признаются субъектами административной ответственности и отсутствие понятия «усеченным состав» затрудняло бы применение к ним наказания, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В качестве объектаналогового правонарушения выступают охраняемые нормативными правовыми актами общественные отношения в области экономического обеспечения внутренних и внешних функций государства, а предметомявляется собственность налогоплательщиков в денежной форме, подлежащая отчуждению в доход государства.
Объективная сторонаправонарушения, совершаемого в налоговой сфере, характеризуется противоправным поведением виновного лица, наносящим вред охраняемым законом общественным отношениям и выражающимся в активной (действие) или пассивной (бездействие) форме. Указанное противоправное поведение отражено в соответствующих нормах права, устанавливающих конкретные меры юридической ответственности за совершение рассматриваемого правонарушения.
Субъектаминалогового правонарушения являются: юридические лица, включая иностранные, а также их филиалы и представительства, имеющие обособленный баланс и расчетный текущий счет; индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица; граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность и (или) получающие доход на территории Беларуси и, за некоторым исключением, за рубежом.
Субъективная сторонаналогового правонарушения выражается в наличии вины правонарушителя, которая представляет собой внутреннее психическое отношение виновного к содеянному, выраженное в форме умысла или неосторожности. Признаками субъективной стороны являются мотив, цель и способ совершения правонарушения.
Таким образом, в случае совершения индивидуальным предпринимателем или организацией со статусом юридического лица деяния, содержащего все признаки правонарушения, к нему будут применены предусмотренные законодательством меры юридической ответственности.
Юридическая ответственность - это предусмотренная нормами права субъективная обязанность лица, совершившего виновно (умышленно или по неосторожности) противоправное деяние (действие или бездействие), претерпеть предусмотренные законом неблагоприятные последствия морального (предупреждение), физического (лишение свободы) и (или) имущественного (штраф, конфискация) характера, неотвратимо налагаемые с соблюдением установленной процедуры, являющиеся соразмерными ущербу, причиненному правонарушением охраняемым законом общественным отношениям, и соответствующие социальным качествам правонарушителя.
За правонарушения, совершаемые в процессе учета результатов предпринимательской деятельности, исчисления и перечисления в государственный бюджет налоговых платежей, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Вид применяемой юридической ответственности зависит от степени общественной опасности совершенного деяния, размера причиненного охраняемым законом общественным отношениям вреда, а также от того, кого законодательство признает субъектом данного противоправного деяния.
Перечень противоправных деяний, в случае совершения которых к виновному лицу применяется административная ответственность, а также меры принудительного воздействия, применяемые к правонарушителю, предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП).
В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 КоАП административный кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Таким образом, нормы административной ответственности за совершение налогового правонарушения после вступления в силу нового административного кодекса могут содержаться только в кодексе.
В соответствии с КоАП:
• физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности (ст. 1.4). Следовательно, субъектами административной ответственности признаны физические лица и организации со статусом юридического лица;
• физическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если указанное лицо является вменяемым, совершило правонарушение умышленно или по неосторожности (п. 2 ст. 3.1);
виновное в совершении административного правонарушения физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно, по общему правилу, ко времени совершения правонарушения достигло шестнадцатилетнего возраста (ст. 4.3);
• физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП (ст. 4.8). В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица;
• организация признается виновной и подлежит административной ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным работником организации в пользу или в интересах этой организации и с ведома или разрешения ее органа (ст. 3.5).
При этом организация подлежит административной ответственности только в случаях, прямо предусмотренных КоАП (ст. 4.8).
• за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения или таможенного регулирования административное взыскание может налагаться не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 4 ст. 7.6).
Налоговые правонарушения, за совершение которых в процессе осуществления коммерческой деятельности могут быть применены меры административной ответственности, предусмотрены гл. 13 КоАП «Административные правонарушения против порядка налогообложения», в соответствии с которой административными правонарушениями в сфере налогообложения признаются:
• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
• нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке;
• нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);
• нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;
• неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины);
• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);
• непредставление налоговому органу документов, сведений для осуществления налогового контроля и отказ от подписания акта налоговой проверки;
• нарушение банком порядка открытия счета плательщику;
• нарушение порядка и срока исполнения поручения, решений налогового и таможенного органа о перечислении налога, сбора (пошлины), пени;
• неисполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента;
• незаконные начисление и выплата премий.
Перечень противоправных деяний, в случае совершения которых к виновному лицу применяются меры уголовной ответственности, предусмотрен Уголовным кодексом Республики Беларусь.
ПЛАН УРОКА № 12
Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»
Тема 12. | Правовые основы судебной защиты субъектов коммерческой деятельности. |
Цель урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «подведомственность», «подсудность», «исковое заявление», уметь раскрывать компетенцию хозяйственных судов, давать характеристику исковому заявлению, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный
Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.
Междисциплинарные связи: Гражданское право, Хозяйственное процессуальное право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение понятия «налогообложение», «налог».
Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Дайте понятие и характеристику налогообложения.
2. В чем заключаются юридический признак налогообложения?
3. Что такое налог?
4. Кто выступает в качестве участников налоговых правоотношений со стороны государства?
5. Назовите состав правонарушения, совершаемого в налоговой сфере.
6. Дайте определение юридической ответственности.
4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.
Вопросы для рассмотрения:
1. Система хозяйственных судов Республики Беларусь.
2. Подведомственность и подсудность.
3. Порядок разрешения хозяйственных споров.
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний.
Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Дайте характеристику системы хозяйственных судов в Республике Беларусь.
2. Что такое подведомственность?
3. В чем отличие подсудности от подведомственности?
4. Какие споры рассматривают хозяйственные суды Республики Беларусь?
5. Какие виды подсудности Вы знаете?
6. Какие сведения должно содержать исковое заявление в хозяйственный суд?
6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
**********************************************************************************