Юридическая ответственность за нарушение норм налогового законодательства.

Применение мер юридической ответственности к субъектам коммерческой деятельности в сфере налогообложения ее резуль­татов возможно только в случае совершения ими правонаруше­ния, под которым понимается совершенное виновно (умышлен­но или по неосторожности) противоправное деяние (действие или бездействие), в результате которого причинен вред охраняе­мым законом общественным отношениям в области экономиче­ского обеспечения внутренних и внешних функций государства, влекущее за его совершение применение мер государственного принуждения пресекательного и восстановительного характера.

Налоговое правонарушение является социально опасным деянием. Его социальная опасность заключается в том, что недо­полученные государством денежные средства отражаются на способности государственной власти осуществлять свои функ­ции, а следовательно, на обороноспособности, экономической безопасности, здравоохранении, образовании, социальном обес­печении и многом другом. Недостаток денежных средств в государственном бюджете может дестабилизировать работу государ­ственных органов и учреждений, что будет иметь неблагоприят­ные последствия для населения страны в целом.

Налоговое правонарушение имеет традиционный состав: объ­ект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Нали­чие каждого из указанных элементов состава правонарушения для признания совершенного деяния противоправным обяза­тельно. Отсутствие одного из элементов состава правонаруше­ния лишает совершенное деяние признаков противоправности. В таком случае будет отсутствовать состав правонарушения и, следовательно, само противоправное деяние. Однако в случае совершения правонарушения организацией со статусом юриди­ческого лица будет иметь место так называемый усеченный со­став правонарушения, т.е. состав с неполным перечнем элемен­тов. В таком составе правонарушения отсутствует вина. Этот признак не может быть применен в отношении организаций вследствие того, что присущ только физическим лицам. Приме­нение усеченного состава в сфере налогообложения необходимо, поскольку организации со статусом юридического лица призна­ются субъектами административной ответственности и отсутствие понятия «усеченным состав» затрудняло бы применение к ним наказания, предусмотренного Кодексом Республики Бела­русь об административных правонарушениях.

В качестве объектаналогового правонарушения высту­пают охраняемые нормативными правовыми актами обществен­ные отношения в области экономического обеспечения внутрен­них и внешних функций государства, а предметомявляется собственность налогоплательщиков в денежной форме, подле­жащая отчуждению в доход государства.

Объективная сторонаправонарушения, совершае­мого в налоговой сфере, характеризуется противоправным пове­дением виновного лица, наносящим вред охраняемым законом общественным отношениям и выражающимся в активной (дей­ствие) или пассивной (бездействие) форме. Указанное противо­правное поведение отражено в соответствующих нормах права, устанавливающих конкретные меры юридической ответственно­сти за совершение рассматриваемого правонарушения.

Субъектаминалогового правонарушения являются: юридические лица, включая иностранные, а также их филиалы и представительства, имеющие обособленный баланс и расчетный текущий счет; индивидуальные предприниматели, осуществ­ляющие хозяйственную деятельность без образования юридиче­ского лица; граждане Республики Беларусь, иностранные граж­дане и лица без гражданства, осуществляющие предпринима­тельскую деятельность и (или) получающие доход на территории Беларуси и, за некоторым исключением, за рубежом.

Субъективная сторонаналогового правонаруше­ния выражается в наличии вины правонарушителя, которая представляет собой внутреннее психическое отношение винов­ного к содеянному, выраженное в форме умысла или неосторож­ности. Признаками субъективной стороны являются мотив, цель и способ совершения правонарушения.

Таким образом, в случае совершения индивидуальным пред­принимателем или организацией со статусом юридического лица деяния, содержащего все признаки правонарушения, к нему бу­дут применены предусмотренные законодательством меры юри­дической ответственности.

Юридическая ответственность - это предусмотренная нормами права субъективная обязанность лица, совершившего виновно (умышленно или по неосторожности) противоправное деяние (действие или бездействие), претерпеть предусмотренные законом неблагоприятные последствия морального (предупреж­дение), физического (лишение свободы) и (или) имущественного (штраф, конфискация) характера, неотвратимо налагаемые с соблюдением установленной процедуры, являющиеся соразмер­ными ущербу, причиненному правонарушением охраняемым законом общественным отношениям, и соответствующие соци­альным качествам правонарушителя.

За правонарушения, совершаемые в процессе учета результа­тов предпринимательской деятельности, исчисления и перечис­ления в государственный бюджет налоговых платежей, преду­смотрена административная и уголовная ответственность. Вид применяемой юридической ответственности зависит от степени общественной опасности совершенного деяния, размера причи­ненного охраняемым законом общественным отношениям вреда, а также от того, кого законодательство признает субъектом дан­ного противоправного деяния.

Перечень противоправных деяний, в случае совершения ко­торых к виновному лицу применяется административная ответ­ственность, а также меры принудительного воздействия, приме­няемые к правонарушителю, предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП).

В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 КоАП административный кодекс является единственным законом об административных правона­рушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие ад­министративную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Таким образом, нормы административной от­ветственности за совершение налогового правонарушения после вступления в силу нового административного кодекса могут со­держаться только в кодексе.

В соответствии с КоАП:

• физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответствен­ности (ст. 1.4). Следовательно, субъектами административной ответственности признаны физические лица и организации со статусом юридического лица;

• физическое лицо может быть признано виновным в совер­шении административного правонарушения, если указанное ли­цо является вменяемым, совершило правонарушение умышленно или по неосторожности (п. 2 ст. 3.1);

виновное в совершении административного правонару­шения физическое лицо подлежит административной ответст­венности, если оно, по общему правилу, ко времени совершения правонарушения достигло шестнадцатилетнего возраста (ст. 4.3);

• физическое лицо подлежит административной ответствен­ности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП (ст. 4.8). В этом случае привле­чение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административ­ного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица;

• организация признается виновной и подлежит админист­ративной ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным работником организации в пользу или в интересах этой организации и с ведома или разрешения ее органа (ст. 3.5).
При этом организация подлежит административной ответст­венности только в случаях, прямо предусмотренных КоАП (ст. 4.8).

• за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения или таможенного регулирования ад­министративное взыскание может налагаться не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 4 ст. 7.6).

Налоговые правонарушения, за совершение которых в про­цессе осуществления коммерческой деятельности могут быть применены меры административной ответственности, преду­смотрены гл. 13 КоАП «Административные правонарушения против порядка налогообложения», в соответствии с которой административными правонарушениями в сфере налогообложе­ния признаются:

• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке;

• нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

• нарушение правил учета доходов (расходов) и иных объек­тов налогообложения;

• неуплата или неполная уплата плательщиком суммы нало­га, сбора (пошлины);

• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержа­нию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);

• непредставление налоговому органу документов, сведений для осуществления налогового контроля и отказ от подписания акта налоговой проверки;

• нарушение банком порядка открытия счета плательщику;

• нарушение порядка и срока исполнения поручения, реше­ний налогового и таможенного органа о перечислении налога, сбора (пошлины), пени;

• неисполнение банком решения налогового или таможенно­го органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента;

• незаконные начисление и выплата премий.

Перечень противоправных деяний, в случае совершения ко­торых к виновному лицу применяются меры уголовной ответст­венности, предусмотрен Уголовным кодексом Республики Бела­русь.

ПЛАН УРОКА № 12

Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»

Тема 12. Правовые основы судебной защиты субъектов коммерческой деятельности.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «подведомственность», «подсудность», «исковое заявление», уметь раскрывать компетенцию хозяйственных судов, давать характеристику исковому заявлению, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Междисциплинарные связи: Гражданское право, Хозяйственное процессуальное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение понятия «налогообложение», «налог».

Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте понятие и характеристику налогообложения.

2. В чем заключаются юридический признак налогообложения?

3. Что такое налог?

4. Кто выступает в качестве участников налоговых правоотношений со стороны государства?

5. Назовите состав правонарушения, совершаемого в налоговой сфере.

6. Дайте определение юридической ответственности.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Система хозяйственных судов Республики Беларусь.

2. Подведомственность и подсудность.

3. Порядок разрешения хозяйственных споров.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний.

Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику системы хозяйственных судов в Республике Беларусь.

2. Что такое подведомственность?

3. В чем отличие подсудности от подведомственности?

4. Какие споры рассматривают хозяйственные суды Республики Беларусь?

5. Какие виды подсудности Вы знаете?

6. Какие сведения должно содержать исковое заявление в хозяйственный суд?

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

**********************************************************************************

Наши рекомендации