Правовой режим отдельных видов имущества.
Режимы собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления составляют общий правовой режим имущества субъектов коммерческой деятельности.
Специальный правовой режим устанавливается в отношении отдельных видов имущества, имеющих специфические экономические и (или) юридические признаки, фондов, капиталов и резервов. Такой режим устанавливается для единообразного применения правил налогообложения, формирования одинакового правового значения тех или иных категорий (уставный, резервный фонд и т.д.), единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций субъектами предпринимательской деятельности.
К основным средствам относят материальные, т.е. имеющие материально-вещественную форму, активы организаций, используемые в течение нормативного срока службы продолжительностью свыше двенадцати месяцев, стоимость единицы которых на момент приобретения превышает величину, определяемую Министерством финансов.
К основным средствам относятся: здания; сооружения; передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства. С учетом инфляционных процессов для приведения стоимости основных средств в соответствие с их действительной стоимостью не чаще одного раза в год производится их переоценка.
ПЛАН УРОКА № 4
Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»
Тема 4. | Правовая основа предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) субъектов коммерческой деятельности. |
Цель урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «экономическая несостоятельность», «банкротство», «конкурсное производство», «мировое соглашение», уметь раскрывать содержание понятия банкротства, неплатежеспособность, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный
Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве) от 18 июля 2000 года № 423-З с изменениями и дополнениями от 14 июля 2009 года № 41-З, учебник «Правовое регулирование коммерческой деятельности» под ред. Вабищевича С.С., Маньковского И.А.
Междисциплинарные связи: Гражданское право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия «индивидуальный предприниматель», рассмотрения понятия «имущество», «материальные элементы имущества», «нематериальные элементы имущества». Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Дайте характеристику правового статуса индивидуальных предпринимателей.
2. Дайте понятие имущества субъектов коммерческой деятельности.
3. Дайте характеристику права собственности.
4 Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.
Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие экономической несостоятельности (банкротства).
2. Процедуры экономической несостоятельности (банкротства).
3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
4. Правовое положение участников производства по делам о экономической несостоятельности (банкротстве).
5. Понятие защитного периода, конкурсного производства, мирового соглашения.
5 Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Дайте определение экономической несостоятельности, банкротства.
2. Назовите признаки при наличии которых должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве.
3. Что такое конкурсное производство?
4. Дайте определение мирового соглашения.
6 Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
**********************************************************************************
Понятие экономической несостоятельности (банкротства).
В ходе регулирования экономики государство неизбежно сталкивается с проблемой неплатежеспособности и убыточности субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает опыт стран, переживших кризис в экономике, чисто рыночным средством решения этой проблемы является институт экономической несостоятельности, направленный на защиту прав и законных интересов кредиторов и пресечение неэффективного экономического поведения должников.
Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации). Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства). Таким образом, при вынесении хозяйственным судом в отношении должника решения о санации должник признается экономически несостоятельным, а если должник признается банкротом, то в решении указывается об открытии ликвидационного производства.
Неплатежеспособность - это неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.
Дело о банкротстве может быть возбуждено по заявлению должника при наличии следующих признаков несостоятельности:
- неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
- наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).
При наличии одного из указанных признаков должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве. Дело об экономической несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено по заявлению кредитора при наличии в совокупности следующих оснований:
1)Наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
2)Применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
3)Наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.
Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований или представлении соответствующих документов.
В современном законодательстве значительное место заняли восстановительные процедуры. При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – юр. лица применяются такие процедуры, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные Законом о несостоятельности, в частности процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника, т. е. упрощенные процедуры банкротства.
Право на подачу заявления кредитора о признании должника несостоятельным имеют лица, признаваемые в качестве конкурсных кредиторов. К ним Закон о несостоятельности относит кредиторов по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представителя работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление о признании должника несостоятельным, поданное управомоченным лицом. С этого момента:
1) по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц приостанавливается в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества;
2) приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;
3) запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника - юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников).
Характеризуя общие вопросы производства по делам о несостоятельности, необходимо остановиться на правовом положении таких его участников, как антикризисный управляющий, должник, кредиторы.
Законодательство о несостоятельности преследует определенные ключевые цели, но при этом оно дает лишь основу для их достижения. Реализовать Закон соответствующим образом должен (призван) антикризисный управляющий. Институт управляющих является одним из основных элементов современной системы несостоятельности.
Антикризисный управляющий назначается хозяйственным судом для реализации целей некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с Законом о несостоятельности (далее - управляющий). Управляющим может быть физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и юридическое лицо.
Физическое лицо и руководитель юридического лица -управляющего должны иметь высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
Управляющий действует на основании лицензии управляющего, выдаваемой Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь
Управляющий получает вознаграждение за свою деятельность в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, - за каждый месяц осуществления своих полномочий. Размер вознаграждения определяется хозяйственным судом по предложению собрания кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности. Управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
В законодательстве о несостоятельности под должником понимается сторона, обязанная лишь в денежном обязательстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму. В то же время когда речь идет о должнике, имеется в виду не только гражданско-правовое обязательство, но и обязанность по уплате в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды налогов, сборов, пошлин и других платежей, в том числе экономических (финансовых) санкций, применяемых к должнику, т.е. публично-правовая обязанность.
После возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) их дееспособность ограничивается, а в случае принятия хозяйственным судом решения о банкротстве должника - юридического лица с ликвидацией его правосубъектность прекращается.
Интересы всех кредиторов как участников дела о несостоятельности представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы. В собрании кредиторов участвуют представитель работников должника, судьи (судья), осуществляющие производство по делу о банкротстве, а также лица, вызванные хозяйственным судом или управляющим. Конкурсные кредиторы на собрании кредиторов обладают числом голосов, пропорциональным сумме их требований к должнику, признаваемых в соответствии с Законом о несостоятельности установленными на дату проведения собрания кредиторов. Если иное не предусмотрено Законом о несостоятельности, собрание кредиторов признается правомочным независимо от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствовавших на нем, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляется управляющим под контролем хозяйственного суда.
Комитет кредиторов является специфическим субъектом правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника. Этот орган избирается на общем собрании кредиторов. Максимальное количество членов комитета кредиторов - семь человек. Решения комитетом кредиторов также принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.
Требования кредиторов фиксируются в реестре, который ведется управляющим. В нем указываются сведения о каждом кредиторе, о размере требований каждого кредитора, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора.
3ащитный период - процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику - юридическому лицу в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.
Конкурсное производство – процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц. Эти цели достигаются в процессе санации (восстановлении платежеспособности) или в процессе ликвидации (продажи имущества) должника.
Мировое соглашение – процедура экономической несостоятельности в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматривается освобождение должника от долгов или уменьшение долгов или рассрочка их уплаты.
Суть мирового соглашения – урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов, обеспечивающее продолжение хозяйственной деятельности должника.
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о несостоятельности на любой его стадии до вынесения судом окончательного решения по делу.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов - большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов. Со стороны должника решение о заключении мирового соглашения принимается должником - индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим (временным управляющим).
Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается лицами, принявшими решение о его заключении. Статья 156 Закона о несостоятельности предусматривает обязательные и возможные условия содержания мирового соглашения. К первой группе относятся сведения о порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Вторую группу составляют условия: об отсрочке и (или) рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке требований должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о переводе долга; об обмене требований кредиторов на акции; об удовлетворении требований кредиторов другими способами.
Мировое соглашение вступает в силу и становится обязательным для его участников со дня утверждения его хозяйственным судом. Для этого управляющий (временный управляющий) в течение пяти дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать в хозяйственный суд заявление об утверждении мирового соглашения и документы, перечисленные в ч. 2 ст. 157 Закона о несостоятельности.
Со дня утверждения хозяйственным судом мирового соглашения прекращаются полномочия управляющего (временного управляющего). Последний продолжает исполнять свои обязанности в случае отстранения от должности руководителя должника до момента назначения (избрания) нового руководителя должника. С момента утверждения мирового соглашения должник или управляющий (временный управляющий) приступает к погашению задолженности перед кредиторами согласно условиям мирового соглашения.
Хозяйственный суд может отказать в утверждении мирового соглашения. В одних случаях это его право, а в других - обязанность (ст. 159 Закона о несостоятельности). Утвержденное хозяйственным судом мировое соглашение может быть признано им недействительным или расторгнуто. С заявлением о признании мирового соглашения недействительным могут обращаться должник, кредитор, уполномоченный орган либо прокурор. Общие основания для признания мирового соглашения недействительным предусмотрены гл. 9 ГК, а специальные - Законом о несостоятельности. В случаях признания мирового соглашения недействительным наступают последствия, предусмотренные ст. 161 Закона о несостоятельности.
Расторжение мирового соглашения, утвержденного хозяйственным судом, ни в одностороннем порядке, ни по соглашению между кредиторами и должником не допускается. Оно может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов. В этом случае также применяются последствия, предусмотренные ст. 161 Закона о несостоятельности.
ПЛАН УРОКА № 5
Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»
Тема 5. | Правовая основа ценообразования. |
Цель урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «цена», «оптовая цена», «розничная цена», «оптовая цена», уметь раскрывать содержание понятия цена, государственное регулирование ценообразования, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный
Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон «О ценообразовании», учебник «Правовое регулирование коммерческой деятельности» под ред. Вабищевича С.С., Маньковского И.А.
Междисциплинарные связи: Гражданское право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение понятия «экономическая несостоятельность», рассмотрения понятия «банкротство», «мировое соглашение», «конкурсное производство». Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Дайте характеристику неплатежеспособности.
2. Дайте понятие и характеристику мирового соглашения.
3. Дайте характеристику правового положения участников производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
4 Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.
Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие и виды цен.
2. Правовая основа государственного регулирования цен.
3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования.
5 Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Дайте определение цены.
2. Назовите виды цен.
3. Назовите способы государственного регулирования цен.
4. Дайте характеристику косвенного государственного регулирования цен.
5. Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в сфере ценообразования?
6 Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
**********************************************************************************
Понятие и виды цен.
Главные факторы, формирующие рынок, - это спрос и предложение. Основной способ установления равновесия между ними - цена. Являясь регулятором соотношения спроса и предложения, цена влияет на экономическое положение субъектов предпринимательской деятельности.
В качестве экономической категории цена представляет собой денежное выражение (форму) товара. При формировании цены как экономической категории учитывается ее связь с различными факторами рыночной среды. Речь идет о взаимосвязи цены с потребителями, государством, другими производителями, конкуренцией, с расходами на производство и т.д.
Как юридическая категория цена представляет собой прежде всего денежную сумму, в которой оплачивается исполнение договора. В соответствии со ст. 394 ГК исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом ГК не называет цену в числе существенных условий договора. Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, его исполнение оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги (п. 3 ст. 394 ГК). Цена выступает одновременно в двух качествах: как экономическое средство управления и как объект государственного регулирования.
Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую различные их виды.
В зависимости от участия государства в процессе ценообразования выделяются свободные и регулируемые цены. Свободная цена - это цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена — цена, устанавливаемая соответствующими государственным органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом предпринимательской деятельности1 с учетом установленных этими органами определенных ограничений.
В зависимости от наличия контроля за применением предусмотренного порядка ценообразования цены делятся на контролируемые и неконтролируемые. При этом установление контроля зависит от того, является цена регулируемой или свободной. Установление и применение регулируемых цен подлежит контролю со стороны государственных органов.
В зависимости от рынка выделяются цены оптовые и розничные. Оптовая цена уплачивается организацией розничной торговли производителю или оптовому посреднику. Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю.
В зависимости от территории формирования и применения цены можно разделить на государственные и мировые. Государственные цены формируются и применяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а мировые - на основе данных биржевых котировок. Последние имеют значение для субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
В зависимости от отрасли выделяют оптово-отпускные цены - применяются в промышленности; тарифы -применяются в транспортной деятельности; сметную стоимость - применяется в строительстве, закупочные цены - применяются в сельском хозяйстве.
В юридической и экономической литературе существуют и другие классификации цен, проводимые по различным критериям.
Необходимо различать правовое регулирование ценообразования и правовое регулирование цен. В первом случае объектом правового регулирования выступает процесс формирования цен, а во втором - прямое установление цен при их государственном регулировании.
В соответствии со ст. 7 Закона о ценообразовании регулируемые цены в Республике Беларусь применяются:
• на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
• на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров
Республики Беларусь.