Законы, закономерности, принципы развития и размещения мирового хозяйства.
Мировое хозяйство развивается в диалектической борьбе единства и противоположностей обуславливающей возникновение различных противоречий. Одно из основных противоречий развития человеческого общества — противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения его результатов. Применительно к развитию мирового хозяйства оно проявляется в постоянной борьбе между индустриально развитыми странами, где сосредоточены «верхние» структурные этажи производства, и развивающимися— преимущественными поставщиками сырья, топлива, дешевой рабочей силы и др. Естественно, чем дешевле будут приобретать Япония, США, Германия и другие индустриально развитые страны руду, нефть, лес и др. продукцию в развивающихся странах — тем большую прибыль они будут иметь на каждом автомобиле, холодильнике, телевизоре и т.д. Это, своего рода, закон современной глобализации и одна из причин возникновения «антиглобализма».
Развитие национального хозяйства каждой страны мирового сообщества, как и всего мирового хозяйства, осуществляется под воздействием ряда законов. К важнейшим из них относятся:
· закон стоимости;
· закон международной конкуренции;
· закон неравномерного экономического развития государств;
· закон интернационализации производства.
Сущность закона стоимости заключается в том, что цена товара определяется затратами труда. Его интернациональная форма проявляется в том, что цена товара на мировом рынке зависит от нескольких слагаемых факторов:
· средней интенсивности труда в масштабах мирового хозяйства и интенсивности национального труда в различных странах мира;
· средней производительности труда в мировом хозяйстве и производительности национального труда;
· уровня сложности труда — чем сложнее, тем дороже.
Влияние национальной стоимости труда на интернациональную стоимость зависит от удельного веса товаров, производимых в конкретной стране по отношению к их общемировому производству.
Закон международной конкуренции является главным источником развития мировой системы хозяйства, способствует развитию НТП, росту производительности труда, улучшению качества продукции.
Главные объекты международной конкуренции— мировая торговля и рынки сбыта. Субъекты конкуренции— национальные компании и многонациональные (транснациональные) корпорации (ТНК), отдельные государства и международные организации.
Конкурентная борьба ведется между ТНК, внутри ТНК, между различными представительствами (зарубежными филиалами) и фирмами. Видные экономисты мира с тревогой смотрят на глобализацию мировой экономики и связанную с ней возможность невиданного ранее обострения конкуренции и конфликтов. Различного рода государственные и частные организации во многих странах мира держат конкуренцию под неусыпным контролем (к примеру, в сенате США ежегодно проводиться несколько слушаний по этим вопросам). Она находиться в центре внимания международных интеграционных объединений.
Международный институт развития и управления, Всемирный экономический форум (ВЭФ) определяют 8 важнейших факторов конкурентоспособности страны:
· внутренний макроэкономический потенциал страны;
· уровень участия в международной торговле и потоке инвестиций;
· степень влияния государственной политики на создание конкурентной среды;
· качество и эффективность финансовой системы;
· состояние инфраструктуры;
· уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности, ответственности);
· научно-технический потенциал (с точки зрения успешности фундаментальных и прикладных исследований);
· состояние и квалификация трудовых ресурсов.
Особое значение в повышении конкурентоспособности экономики страны играет хозяйственное управление. Для постсоциалистических стран это особенно важно ввиду необученности и неприспособленности их персонала к наступательной стратегии в конкурентной борьбе на мировом рынке. При этом в данной борьбе выигрывают те страны, в которых внутренний спрос ориентирован, прежде всего, на продукцию отечественных предприятий.
Закон неравномерного экономического развития государств обусловлен рядом исторически сложившихся причин: различной обеспеченностью природными ресурсами; экономико-географическим положением; темпами и временем процесса накопления капитала.
На неравномерность экономического развития государств влияет также неравномерность развития отраслей мирового хозяйства (те страны, которые специализировались на малоэффективных отраслях, естественно, оказываются в худшем положении). Неравномерно развиваются и предприятия внутри отраслей.
Закон неравномерного экономического развития государств действует не только в глобальном отношении, но и внутри отдельных экономических группировок и даже ТНК (между ее различными национальными представительствами).
Закон интернационализации производства проявляется в международном географическом разделении труда, которое в своем развитии идет от общего сотрудничества стран в производстве продукции до предметной и подетальной специализации и кооперирования. Это ведет к экономии затрат общественно-полезного труда, материально-технических ресурсов и повышению общенациональной производительности труда.
Помимо вышеперечисленных общеэкономических законов на развитие и размещение мировой экономики действуют закономерности:
· пропорциональности развития компонентов территориальных социально-экономических систем;
· рационализации территориально-экономических связей-(экономико-географического тяготения);
· территориальной концентрации производительных сил (пространственной агломерации);
· территориальной дифференциации;
· территориального комплексирования.
Благодаря действию первой закономерности обеспечивается наиболее рациональный обмен энергией, веществом информацией между социальными, экономическими, техническими и природными составляющими территориальных социально-экономическими систем — от отдельных районов — до глобальной мировой системы в целом. Под действием данной закономерности достигаются рациональные пропорции развития отраслей народного хозяйства отдельных стран и мировой экономики.
Под воздействием второй закономерности осуществляется процесс отбора выгодных контрагентов экономического сотрудничества (экономико-географическое тяготение технологических звеньев, источников сырья и его переработки, трудовых ресурсов" и мест приложения труда и т. п.). Она определяет международную экономическую и производственно-технологическую кооперацию стран и народов.
Действие третьей закономерности заключается в том, что после достижения определенного уровня накопления в отдельных регионах и странах мира производственных мощностей, капиталов, материально-технических и трудовых ресурсов в них начинают развиваться практически не подвластные управлению процессы агломерирования (концентрации) производственной деятельности. Они формируют крупные промышленные узлы, агропромышленные комплексы, индустриальные районы мира (Рурский район Германии, Северо-Восток США, Донбасс и Приднепровье в Украине и др.) и т. п.
Действие четвертой закономерности заключается в том, что под влиянием природных, социальных, экономических, демографических и др. факторов складываются условия для международной специализации стран и народов на производстве отдельных товаров и видов услуг в рамках глобального географического разделения труда (Швейцария— важнейший регион международного туризма и банковской деятельности, Австралия — крупнейший район овцеводства и настрига шерсти).
Благодаря действию пятой закономерности обеспечивается взаимосвязь систем расселения с развитием и размещением производства, предприятиями непроизводственной сферы, а также создание и развитие рациональных технолого-экономических звеньев, формирующих международные территориальные производственные комплексы и комбинаты на базе региональной экономической интеграции (в бывшем СССР, в ЕС и других региональных интеграционных образованиях мира).
В развитии мирового хозяйства четко просматривается соблюдение определенных принципов, под которыми понимается сознательно проводимая отдельными государствами и мировым сообществом экономическая политика, направленная на осуществление познанных законов и закономерностей в развитии мировой и национальных экономик.
Главнейшими принципами в развитии и размещении мирового хозяйства является принцип экономии общественно-полезных затрат (по А. Веберу), возможность извлечения максимальной прибыли (по А. Лешу), а также экологический принцип рационального использования и охраны окружающей человека природной среды.
К важнейшим принципам относятся также:
· рациональность размещения производства;
· учет международного географического разделения труда;
· сохранение экологического равновесия;
· ограничение централизма.
Принцип рационального размещения производства заключается в максимальном учете действия факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательство). Экономическое содержание принципа -— обеспечение высокой эффективности функционирования народного хозяйства за счет преимуществ имеющихся факторов производства в той или иной стране мира. На практике он реализуется при помощи:
· приближения материалоемких, энергоемких, водоемких производств к источникам сырья, топлива (энергии), и воды. При этом экономия общественно-полезных затрат должна осуществляться не только на транспортных издержках, но и на комплексном использовании природных ресурсов;
· приближения трудоемких производств к районам сосредоточения дешевой рабочей силы, позволяющего эффективно использовать трудовые ресурсы с учетом их половозрастной структуры и квалификации;
· приближения массового производства малотранспортабельной продукции к местам ее потребления (мебель, железобетонные изделия и конструкции, стеновые материалы и др.).
Принцип сохранения экологического равновесия. Хозяйство каждой страны (или отдельных ее регионов) должно быть сбалансировано по большинству параметров, однако, если при этом возникает экологическая напряженность, то оно не может считаться оптимальным с экономической точки зрения. Принципу экологического равновесия должны быть подчинены остальные выгоды, поэтому он может называться принципом экологического императива (в Конвенции, принятой в 1992 г. в Рио-де-Жанейро главами правительств стран мира, он получил название «устойчивого развития»).
Принцип ограничения централизма. Централизм в политике и экономике на первых этапах развития общества оказывает, как правило, положительное воздействие, о чем свидетельствует история европейских государств и СССР. Однако со временем централизм превращается в тормоз развития производительных сил. Это интуитивно понимал руководитель СССР Н. С. Хрущев, заменивший в свое время отраслевое управление и планирование народного хозяйства региональным (территориальным) с помощью созданных совнархозов. К сожалению, начатая им децентрализация по субъективным причинам долго не продержалась (несмотря на заметные успехи развития экономики в этот период), и СССР вновь вернулся к централизованной системе управления. Ничего подобного не было и нет в европейских странах с рыночными экономическими отношениями, где государство практически не вмешивается административно в деятельность предприятий и местных органов власти. Централизму там противопоставлена региональная политика, осуществляющаяся на принципах Европейской хартии местного самоуправления, предоставляющая значительные права и свободы в экономической деятельности регионам и местным властям.
Многие положения региональной экономической политики, проводившейся в конце 50-х — начале 60-х годов в бывшем СССР, а также плановое ведение хозяйства позаимствованы и успешно реализуются в США, Канаде, Японии, Франции, Германии, Испании и других странах. Уместно привести слова японского миллиардера Хиросы Теровамы, который в 1995 г. в Москве заявил: «Мы ничего не можем понять у вас. Мы в свое время взяли ваш план, и он у нас сработал. Вы были умны, а мы, японцы — дураками. Мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, времен диктатуры пролетариата».
Основные принципы региональной экономической политики следующие:
· преимущество интересов района перед интересами отраслей, отдельных предприятий и организаций;
· всесторонний учет экономических, технологических, этнических, экологических и социально-демографических предпосылок и факторов в развитии и размещении производительных сил в разрезе ее регионов;
· приоритет интенсивного, ресурсосберегающего подхода к размещению производительных сил и ограничения материалоемких производств;
· постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Принцип учета международного разделения труда заключается в том, что государство должно стремиться развивать такие отрасли и разновидности производства, для которых оно имеет наилучшие условия, и продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. Системой государственных льгот страна должна способствовать развитию таких производств. Одновременно государственной торговой политикой должен либерализоваться импорт тех товаров, которые в стране не производятся из-за природных условий или больших затрат.
Некоторые страны всю экономику строят на экспорте одного или двух-трех товаров. Такая экономика именуется экспортно-ориентированной. Например, ОАЭ, Кувейт, Бруней живут в основном за счет экспорта нефти, Сенегал — за счет экспорта арахиса, центральноамериканские страны— экспорта бананов, Ямайка — тростникового сахара, бокситов и т. д. Экспортно-ориентированная экономика характерна для развивающихся стран, не имеющих, как правило, емкого внутреннего рынка.
На более высокой стадии экономического развития страны переходят к развитию импортозамещающих производств (прежде всего в базовых отраслях), продукция которых имеет широкий внутренний спрос, что позволяет избавиться от их импорта (многие латиноамериканские страны, страны Юго-Восточной Азии и др.).
По мнению ученых и специалистов, государство должно создавать при помощи экономических рычагов лишь систему льгот и налогообложений, способствуя образованию таких территориально-отраслевых структур, которые бы соответствовали интересам общегосударственным, региональным, местным и помогали бы поднимать жизненный уровень их населения.
ТЕМА:
МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.