Особенности танцевального фольклора
Литература
Новосибирская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.
Административный центр — город Новосибирск.
Новосибирская область образована 28 сентября 1937 года путём разделения Западно-Сибирского края на собственно Новосибирскую область и Алтайский край.
Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.
Основные реки области — Обь и Омь.
На севере граничит с Томской областью, на юго-западе — с Казахстаном, на западе — с Омской областью, на юге — с Алтайским краем, на востоке — с Кемеровской областью.
Герб Новосибирской области
2 соболя символизирует преемственность поколений, традиции, историческую память
белый цвет символизирует природное, климатическое своеобразие области, региона, особенный характер, стойкость сибиряков.
Лазоревый столб символизирует реку Обь, а горизонтальный узкий черный пояс – Транссибирскую железнодорожную магистраль,
На фоне лазоревого столба изображен главный элемент герба – стилизованный золотой каравай с солонкой, который выражает основополагающий принцип «хлеб всему голова» и символизирует агропромышленный комплекс области.
История Новосибирской области
Коренными жителями Новосибирской области являются чатские и барабинские татары (Бара́бинские татары, бара́бинцы (самоназвание — параба, бараба, барама) — часть сибирских татар, коренное тюркоязычное население междуречья Оби и Иртыша[2].) , часть сибирских татар — коренного тюркоязычного населения (сейчас их менее 10 тыс. человек). В настоящее время они проживают в западных районах Новосибирской области. Они страдали от постоянных набегов калмыков (ойратов и телеутов). Русские поселения также оказывались под этой угрозой, поэтому люди предпочитали селиться севернее, в районе Томска.
Лишь в конце XVII века Новосибирская область начала притягивать мигрантов. Около 1644 года на реке Бердь образуется село Маслянино
возникло ещё несколько деревень — Пашкова, Красулина, Гутова, Кривощёковская и Морозова (в районе Бердска).
Основными занятиями населения на территории нынешней Новосибирской области были хлебопашество, рыбная ловля, охота и извоз.
В конце XVII века на территории области появляются первые остроги — Уртамский и Умревинский, вблизи которых начинают оседать переселенцы из Европейской части России. Первые русские деревни возникли на берегах рек Ояш, Чаус и Иня. Около 1710 года была основана деревня Кривощёковская, затем на месте деревни возник Город Новониколаевск, а сейчас это Новосибирск
Этнический состав населения
Основные народы Новосибирской области в 1959—2002 годах.
Народ | |||||
русские | 89,5 % | 91,3 % | 91,9 % | 92,0 % | 93,0 % |
немцы | 3,4 % | 2,7 % | 2,5 % | 2,2 % | 1,8 % |
украинцы | 2,7 % | 1,9 % | 1,8 % | 1,8 % | 1,3 % |
татары | 1,1 % | 1,2 % | 1,1 % | 1,1 % | 1,0 % |
Вероисповедание
Представлены все три основные направления христианства — православие, католицизм и протестантизм.
Же Ислам ( барабинские татары)
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерна, картофеля и овощей. Развиты мясомолочное животноводство, птицеводство и пчеловодство. Важную роль играет производство льна.
Традиции, обряды, обычай.
Среди русского старожильческого населения обычным явлением в прошлом были большие (неразделенные) семьи. Вместе жили и совместно хозяйствовали не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, тут же могли быть сестра с мужем-примаком, осиротевшие племянники и другие родственники. Нередко семья объединяла до 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой), Распорядительницей среди женщин и авторитетом среди мужчин была его жена. Внутрисемейная жизнь определялась патриархальными устоями. Сама церковь предписывала женщинам беспрекословное подчинение мужу. Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные, строительные работы.
Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, перевозки снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае он затрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая помощь собиралась для перевозки леса и строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а по окончании работ угощал хорошим обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились.
Свадебные обряды
Свадьбы обычно праздновались осенью или зимой после Крещенья. Свадебный обряд состоял из нескольких этапов и занимал большой промежуток времени. Сватать девушку приезжали крестный с крестной или родители парня, реже - другие родственники. Садились под матицу и заводили разговор иносказательно: "У вас - товар, у нас -купец" или "У вас - курочка, у нас -петушок, сведем их в один хлевушок". В случае согласия проходила затем череда предсвадебных встреч: смотрины невесты, знакомство с хозяйством жениха, сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки - денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.). Вслед за тем примерно в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Весь этот период подруги невесты собирались в ее доме на помогали приготовить подарки на свадьбу и приданое: шили, вязали кружева, вышивали.
Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались песнями сообразно моменту - грустными, лирическими, величальными, шуточными, прощальными.
Игровой характер свадебных увеселений проявлялся сполна на следующий день, когда зять, а за ним и все присутствующие отправлялись "к теще на блины".
Свадьба могла длиться неделю и больше. Несмотря на ограниченное число приглашенных, присутствовать, вступать в пляски, представления, изредка угощаться могли практически все желающие.