Правила безопасности при внутрихозяйственных транспортных переездах
Опробовать работу молотилки комбайна на холостом ходу.
Перед началом движения агрегата убедиться в отсутствии людей в непосредственной близости от агрегата.
Проверить наличие защитных кожухов на вращающихся деталях и узлах.
Проверить уровень масла в двигателе и гидравлической системе комбайна, уровень воды в радиаторе.
Проверить натяжение ремней и цепей.
3. Правила безопасности при перегонах комбайнов по автомобильным дорогам:
- опрокидывание машин на неровных уклонах поля, дороги, поворотах, склонах более 9°, а также с дамб и мостов;
- придавливание работающих во время ремонта жатки, коробки передач, сборки и регулировки наклонной камеры, вариатора;
- захват одежды, обуви, частей тела человека неогражденными рабочими органами или их приводами (мотовило, подборщик, шнеки бункера или жатки при очистке от забивания), пресс-подборщиком (карданная передача, маховик);
- столкновение (наезд, контакт) с естественными и искусственными препятствиями (камни-валуны, столбы, провода электропередач);
- поражение грозовым разрядом или электротоком проводов линии электропередач;
- механическое воздействие подвижных частей машин, механизмов, неисправного инструмента;
- удар разорвавшимся тросом волокуши при сволакивании копен соломы;
- падение со стогов и скирд;
- подача стогометателем соломы на скирду;
- ожоги при пожарах;
- наезд машин на людей, расположившихся на отдых под машинами, на зерновых валках, в копнах и в других неустановленных для отдыха местах, а также при устранении технических неисправностей (самовключение рабочих органов).
Опрокидывание происходит при переключении передачи во время движения комбайна вверх по дороге с уклоном более 15°, передвижении по узким дамбам на повышенной скорости, работе на склонах более 15° и вблизи оврагов.
Подготовка поля к работе комбайнов:
Подготавливая комбайн к работе, проверяют правильность сборки и надежность соединения или крепления узлов и деталей; смазывают места, где смазка предусмотрена конструкцией (согласно таблице и картам смазки), проверяют и при необходимости регулируют рабочие органы, узлы и механизмы комбайна. Кроме того, надо проверить и отрегулировать натяжение цепей полотна транспортера хедера и зазор между ведущим валом этого транспортера и деревянными полуподшипниками ; механизм уравновешивания хедера; натяжение пружины уравновешивания мотовила; длину шатуна режущих аппаратов (хедера и делителя); режущий аппарат; натяжение приводных цепей и клиновых ремней; предохранительные муфты и особенно муфту главного карданного вала; степень затяжки подшипников ходовой части; механизм автоматического включения мотовила; зазор между лезвиями ножей барабана и режущей кромкой противорежущих пластин; все болтовые соединения и крепления
4. Подготовка поля к работе комбайнов:
Подготовку поля проводят задолго до уборки. Перед посевом его очищают от камней и посторонних предметов, внимательно осматривают, особенно возле дорог, населенных пунктов, в местах установки опор линий передач. Устанавливают на поле вешки или флажки вокруг валунов, размытых участков и других препятствий, которые могут привести к поломке комбайна при наезде на них. На осушенных торфяниках убирают траву с предварительным образованием валков.
Перед уборкой поле разбивают на участки, делая между ними прокосы, достаточные для прохода комбайна и находящегося рядом с ним транспортного средства.
Для разворота комбайна и обслуживающих его транспортных средств делают обкос участков не менее чем в три прохода. Обозначают место для отдыха.
5. Работа на комбайнах:
Конечно, работа комбайнером – это сезонное занятие, однако она требует много сил и выносливость. Комбайнер должен быть совершенно здоровым человеком. В уборочный период ему придется, не считаясь с погодными условиями, работать в три смены. Полноценный отдых в это время почти исключен. Он должен быть ответственным, исполнительным и трудолюбивым. В комбайнеры чаще всего берут молодых людей.
6. Противопожарная подготовка комбайна и поля:
На каждом комбайне должны быть исправный огнетушитель, две лопаты и две швабры. Выпускной коллектор двигателя должен быть огражден металлическим щитом или сеткой (с ячейками 2 мм в свету) от соломистых частиц.
На клеммах переходных колодок генератора, аккумулятора, стартера и других электрических устройств должны быть изолирующие колпачки.
Для снятия электростатических зарядов с комбайна необходимо надежно закрепить заземляющую цепь на балке моста ведущих колес на свободное отверстие у трафарета «заземлить».
Нужно следить за тем, чтобы топливо, вытекающее из дренажных трубок, не попадало на детали комбайна.
Засорившиеся топливопроводы следует очищать только при остывшем двигателе после перекрытия подачи топлива.
При необходимости длительного ремонта нужно вывести комбайн из хлебного массива на расстояние не менее 30 м.. Топливные баки следует заправлять на пахоте или на дороге при заглушенном двигателе при помощи заправочного агрегата.
Топливосмазочные материалы для комбайнов нужно хранить в закрытой таре на расстоянии не менее 100 м от хлебных массивов, токов, скирд. Место хранения должно быть опахано полосой не менее 4 м.
Нужно систематически проверять соединение коллектора с головкой двигателя, выпускной трубы с коллектором.
Нужно следить за исправностью искрогасителя и провода к искровой свече зажигания пускового двигателя.
Нельзя допускать перегрева двигателя.
Запрещается курить на комбайнах и на убираемых загонах (для курения отводится специальное место).
Воспламенившиеся нефтепродукты нужно тушить огнетушителем, забрасывать землей, забивать шваброй.
В одежде, пропитанной нефтепродуктами, нельзя подходить к открытому огню.
Нужно систематически проверять быстровращающиеся валы (барабана, битеров и других рабочих органов), чтобы выяснить, не намоталась ли на них солома и не возникает ли зона опасного трения. Намотавшуюся на валы солому нужно немедленно удалять.
Нужно систематически наблюдать за комбайном и окружающей его зоной, чтобы быть уверенным в отсутствии какой-либо пожарной опасности.
7. Меры пожарной безопасности во время работы на комбайнах:
Запрещено приступать к управлению комбайном или к его обслуживанию в состоянии хотя бы даже легкого алкогольного опьянения. Нужно пользоваться только исправным инструментом при выполнении операций технического обслуживания. Молоток с расщепленной головкой, зубило с поврежденной головкой и тому подобные неисправные инструменты должны быть выбракованы.
Нужно работать в хорошо заправленной, не развевающейся одежде (комбинезоне) и пользоваться пылезащитными очками.
Следует хранить запасной нож в деревянном чехле на стане бригады.
Укомплектовать комбайн набором исправного инструмента и приспособлений в соответствии с заводской инструкцией.
На комбайне должна быть аптечка.
Необходимо ежедневно питьевой бачок (термос) заполнять свежей водой.
Нужно предварительно проверить и подготовить поле, намеченное для уборки.
Нужно предварительно перед троганием комбайна с места убедиться в том, что стояночный тормоз освобожден, при этом контрольная лампочка на щитке приборов не горит.
Необходимо проверять время от времени затяжку шкива двигателя, передающего движение на ходовую часть.
. Максимально допустимый уклон при транспортировке комбайна 10°, при этом скорость передвижения должна быть не более 3.. .4 км/ч. На такой же скорости следует совершать повороты и развороты.
. Можно проводить все виды регулировок и технического обслуживания только после полной остановки машины и выключения двигателя, кроме регулировки частоты вращения вентилятора и барабана, а также натяжения ремня барабана.
. Запрещается выполнять какие-либо операции под комбайном на уклонах, если под его колеса не поставлены упоры.
Запрещается выполнять какие-либо операции под жаткой комбайна в то время, когда она поднята.
Нельзя проворачивать рабочие органы комбайна при включенном сцеплении. Во время движения нельзя выпускать из рук рулевое колесо.
Нужно переводить в нейтральное положение рычаг коробки передач при остановке комбайна. Нельзя выключать коробку передач при движении под уклон.
Нельзя буксировать комбайн с включенной коробкой передач. Нужно систематически проверять тормозную систему и рулевой механизм.
Нельзя отвертывать болты крепления рычагов механизма уравновешивания к кронштейнам до подвески корпуса жатки на наклонный корпус.
Нельзя находиться впереди режущего аппарата и позади копнителя во время работы комбайна. Нельзя отвертывать штуцера гидросистемы при работающем двигателе.
Необходимо подавать звуковые сигналы перед пуском двигателя, включением рабочих органов и началом движения.
Нельзя работать при снятых ограждениях шкивов, звездочек, цепей и ремней.
Нужно сойти с комбайна при работе в открытом поле во время грозы и удалиться от него на расстояние не менее 15 м.
8. Тушение пожаров при проведении уборочных работ:
огнетушитель;
штыковая лопата;
метла;
ведро;
кошма;
ящик с песком;
ёмкость с водой.
Объекты сельхозназначения (пункты приема, хранения и переработки зерна, машинно-тракторные мастерские, склады и пункты заправки ГСМ, полевые станы) должны оборудованы укомплектованными противопожарными щитами:
- 2 огнетушителя;
- 3 багра;
- 2 лопаты;-
- 2 лома;
- 2 топора;
- 2 ведра;
- ящик с песком.
Емкость для воды должна иметь объем не менее 0,2 куб.м. Возимая емкость должна комплектоваться ведрами.
При возникновении пожара при уборке урожая необходимо:
При возникновении пожара в местах уборки урожая немедленно сообщить в пожарную охрану хозяйства и в пожарную часть райцентра.
На хлебных массивах - принять меры к тушению огня имеющимися средствами пожаротушения (огнетушителями, водой, метлами, швабрами, кошмой или мешковиной), а также забрасыванием мест горения землей.
Для ограничения распространения огня по хлебному массиву зону горения необходимо опахать. Места опашки надо выбирать с учетом скорости распространения огня и направления ветра. Вдоль опахиваемой полосы следует расставить людей для тушения разлетающихся искр и горящих пучков соломы.
На хлебоуборочных агрегатах (комбайны, косилки, тракторы), а также автомашинах, занятых на вывозке зерна от комбайнов, принять меры по тушению и выводу агрегата из хлебного массива.