БССР во второй половине 1980-х гг. Результаты реформирования советской общественно-политической системы. Осуществление курса на ускорение социально-экономического развития
В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Его политика получила название «перестройка» она связана с демократизацией общества. Причина перестройки:в 1980-ыхснизился уровень жизни населения, наблюдался дефицит товаров, а их качество ухудшилось. Обществу были нужны серьёзные перемены.
Нововведения периода.Устанавливается гласность – это принцип открытости информации о прошлом и настоящем страны, возможность выражать критическое отношение к власти. (свобода слова и печати).
Перестройка предусматривала переход кмногопартийности (то есть в СССР раньше была разрешена только Коммунистическая партия, а в период “перестройки» возникает много разных партий).
Для этого в 1990 году была отменена 6-ая статья Конституции 1977 года о руководящей роли компартии.
В марте 1990 годы была учреждена должность президента СССР. Им стал М.С. Горбачёв.
В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов в Верховный Совет (то есть в Парламент). Большинство мест на этих выборах получили коммунисты. Но сформировалась и оппозиция - группа депутатов, чьи взгляды не совпадают с мнением депутатского большинства.
Штаб белорусской политической оппозиции назывался Белорусский народный фронт «Адраджэнне». Он имел антисоветскую и антикоммунистическую направленность.
Коммунисты страны не желали сдавать свои позиции, поэтому они организовали августовский путч ГКЧП 1991 года. Путч окончился провалом. В связи с этими 25 августа 1991 г.Коммунистическая партия была запрещена отстранена от власти до 1993 года.
Социально-экономическое развитие.
Перестройка в промышленности предусматривала:
1) Перевод предприятий на полный хозрасчёт – самообеспечение (сами начисляли зарплаты и премии, сами формировали производственные планы и т.д.); Продукты, которые произвадились сверх госзаказа могли реализоваться по рыночным ценам.
2) Происходит переориентация приоритетов с тяжёлой на лёгкую промышленность, в которой наблюдался дефицит (недостаток).
3) Создаются кооперации – предприятия на базе частной собственности (негосударственные).
4) Отменена государственная монополияна внешнюю торговлю. С этого времени любое предприятие может самостоятельно искать покупателей/продовцов за границей.
Монополия (от греческого один + продаю) – это тип рынка, при котором только одно юридическое лицо является продавцом товара. У него нет конкурентов.
Причины неудач:
1) В период 1985-88 годов проводилась антиалкогольная компания, закрылись многие алкогольные заводы, магазины. По этой причине страна лишилась значительной прибыли от продажи алкоголя, но пьянство не было искоренено (люди самостоятельно гнали самогон).
2) Нефтяной кризис 1985-86 гг, то есть снизились мировые цены на нефть, которой торговал СССР.
В сельском хозяйстве (с/х):
1) Закупочные цены на с/х оставались ниже цен на сельскохозяйственную технику (трактора, комбайны и т.д.). Колхозы часто не моги позволить себе покубку техники. Наблюдалась нехватка продуктов питания, т.к. населения росло, а колхозы были не в состоянии платить больше.
2) Был введена система талонов на продукты питания (как в военные годы)
3) В 1991 годы был принят закон «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», которые создавались вместо колхозов. Однако фермы занимали лишь небольшой процент всех сельских хозяйств.
Итог: в период перестройки уровень жизни в стране ухудшился. В стране резко возросла инфляция – обесценивание денег (когда за туже сумму человек мог купить меньше товара, чем раньше). Не хватало продуктов и товаров первой необходимости. Это стало причиной распада СССР.
Билет 18, вопрос 2
2. Развитие науки и образования, литературы и искусства в БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.
Образование. В 1950-60-ых годах была завершена работа по ликвидации неграмотности взрослого населения страны. В условиях научно-технической революции образование имело огромное значение. Повысился престиж высшего образования.
1958-64 проводилась школьная реформа. Её цель – приблизить школу к нуждам производства. Вводилось обязательное 8-летнее обучение. Среднее образование длилось 11 лет и сопровождалось производственным обучением. Итог: эта реформы была неуспешной, т.к. ученики стремились получить высшее образование, а не идти на завод. Для нужд производства были созданы профессионально-технические училища (ПТУ), готовившие квалифицированных рабочих.
В 1984 году произошла очередная школьная реформа. Обучение начиналось с 6 лет и продолжалось 11 лет.
В 1950-80-ых годах сужалась сфера употребления белорусского языка в преподавании.
В системе высшего образования наблюдался ажиотаж. Каждый год увеличивалось количество поступивших студентов. Были открыты: Брестский и Мозырский пединституты, Гродненский мединститут, Минский институт культуры и т.д.
Наука. Белорусская наука развивалась как составная часть общесоюзной. Ведущая роль в ее развитии принадлежала Академии наук БССР, которую возглавлял в 1969—1987 гг. Н. А. Борисевич. 12 сотрудников Академии наук Беларуси были удостоены премии Героя Социалистического руда. Это звание было присвоено выдающемуся хирургу-офтальмологу Т. В. Бирич.
В химической науке наиболее важными были достижения в области полимеров, которые стали основой для получения пластмасс и синтетических волокон. В биологии особое значение имели открытия в областяхгенетики и генной инженерии, которые нашли применение в выведении новых сортов растений и пород животных.
Литература. Основной была тема Великой Отечественной войны. Также популярностью пользовались темы социалистического строительства и исторического прошлого белорусского народа.
На военную тематикуписали Иван Яковлевич Науменко «Сорак трэці», "Вецер у соснах” – описывает тетей, на чью долю выпали годы войны, они создают подпольную организацию по борьбе с фашистами. Василий Владимирович Быков «Знак бяды», «Жураўліны крык», «Дажыць да світання».
Белорусских писателей волновали морально-этические проблемы современной жизни. Кандрат Крапiва знаменит своими байками, кроме того он писал пьесы «Хто смяецца апошнім», «Канец дружбы», «Мiлы чалавек” и т.д.
Иван Петрович Шамякинроман о жизни сельской интеллигенции под названием «Криницы», «Сэрца на далоні», «Петроград — Брест».
Наилучшие произведения на историческую тему писал Владимир Семёнович Короткевич «Дзікае паляванне караля Стаха”, “Каласы пад сярпом тваім», «Чорны замак Альшанскі».
Успешно развивалась белорусскаяпоэзия: Аркадия Александровича Кулешова, Петра Устиновича Бровки, ПетраФёдоровича Глебки, Нила Семёновича Гилевичаи др.
Искусство. Создавались мемориальными памятниками, посвящённых подвигу белорусского народа в ВОВ. Например: мемориальных комплекс «Хатынь» (1969 г. скульптор Селиханов), «Курган Славы» (1969 г. скульптор А. Бембель), «Брестская крепость- герой» (1971 г. скульптор Кибальников).
Изобразительное искусство. Основным жанром был социалистический реализм, его цель – демонстрация труда и подвига советского человека.
Валентина Волкова автор картин «Минск 3 июля 1944 года». Михаил Андреевич Савицкий посветил свои работы тему оккупационного режима периода ВОВ«Побег». «Надсмотрщик», «Эти выжили», и тему Чернобыля: «Запретная зона, «Чернобыльская мадонна» и т.д.
В белорусском кинематографе широкой популярностью у зрителей пользовались фильмы киностудии «Беларусьфильм». В середине 1950-х — 1960-е гг. на экранах появились известные детские историко-приключенческие киноленты «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца», «Полонез Огинского». В кинофильме «Часы остановились в полночь» рассказывается об операции подпольщиков по ликвидации фашистского гауляйтера Кубе. В 1970—1980-е гг. популярность приобрели фильм «Белые Росы» и сериал «Государственная граница».
Становление песенного творчества в республике происходило благодаря вокально-инструментальному ансамблю «Песняры» под управлением народного артиста БССР и СССР В. Мулявина.
Итог.В советский период развитие культуры напрямую зависело от политики государства. Она находилась под идеологическим контролем коммунистической партии. Важнейшей темой произведений искусства и культуры была война и подвиг советского народа, эти темы воспитывали патриотизм.
Билет 19, вопрос 2