Комплексные технологические отряды
Это временные или постоянные межхозяйственные или внутрихозяйственные формирования, которые выполняют цикл полевых работ поточным способом. В каждый такой отряд входят основные технологические и вспомогательные звенья, структура и количество которых определяются технологией, объемом работ, производительностью агрегатов и особенностями управления. Как прогрессивная организационная форма использования техники в хозяйствах, комплексные технологические отряды (КТО) получили широкое распространение на весенне-полевых работах, заготовке кормов из трав, уборке зерновых, льна, картофеля, сахарной свеклы и т.д..
Если в хозяйстве на один период создаются два или более КТО, то они образуют посевной комплекс (в весенний период), уборочный комплекс (для заготовки кормов из трав, уборка зерновых и т.д.), комплекс для заготовки и вывозки органических удобрений (в зимний период).
Основу КТО составляют временные производственные и обслуживающие звенья.
Временное производственное звено- это первичное подразделение КТО, создаваемое на определенный небольшой период и укомплектованное техникой и механизаторами для выполнения одной или нескольких механизированных с.х. работ.
К обслуживающим звеньям относятся звенья по техническому обслуживанию машин и культурно-бытовому обслуживанию механизаторов и других работников. В зависимости от конкретных производственных условий в каждом хозяйстве обслуживающие звенья создаются в составе КТО или комплексов.
Главным условием поточности выполнения с.х. работ является совпадение суточной (часовой) производительности звеньев КТО. В частности, при проектировании поточной линии по заготовке кормовучитывают следующее: суточная производительность отдельных групп машин должна соответствовать суточной производительности транспорта и перерабатывающих сырье агрегатов; ритм работы должно задавать ведущее звено потока; производственная мощность отряда определяется объемами заготовки кормов в хозяйстве; должна использоваться однотипная техника на каждой операции; создается резерв техники, чтобы не нарушать ритм из-за поломок машин; применяется аккордно-премиальная система оплаты труда. При заготовке измельченного сена, сенажа, силоса в организации поточной линии определяющими являются объем хранилищ и предусмотренный технологией срок закладки сырья (3- 4 дня на закладку траншеи и 5-7 дней – для башен). Для заполнения сенажной траншеи вместимостью 520 т за 3-4 дня нужны 5 машинно-тракторных агрегатов и 5 автомобилей. Здесь при односменной работе потребуется 5 механизаторов и 5 водителей автомобилей.
2.2.3.организация использования внутрихозяйственного
транспорта
Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Это многообразие грузов, неравномерность грузопотоков в течение года, рассредоточение грузов на большой территории, разнообразие транспортных средств и др.
Грузоперевозки принято классифицировать по пунктам назначения: внехозяйственные, внутрихозяйственные, внутриусадебные; по объемной массе: транспортабельные (большой плотности) грузы: зерно, строительные материалы, минеральные удобрения и др., малотранспортабельные (небольшой плотности): сено, солома, мякина и др.; по срочности: скоропортящиеся (молоко, овощи, фрукты, зеленые корма) и нескоропортящиеся.
Для транспортных работ используются автомобили, тракторы и рабочие лошади. Автомобили перевозят грузы на большие расстояния, тракторы, как правило, внутри хозяйства, незаменимы они на плохих дорогах осенью и весной. Гужевым транспортом пользуются для внутриусадебных перевозок, на фермах. На животноводческих фермах используются также такие способы транспортировки грузов, как наземные трубопроводы, подвесные дороги и др. В среднем 80% грузов перевозятся грузовыми автомашинами, 15 — тракторами, 5% — гужевым транспортом.
Объем транспортных перевозок рассчитывают исходя из валового сбора сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, перемещения минеральных и органических удобрений, строительных материалов, кормов, семян, нефтепродуктов и т. д. При этом учитывают коэффициенты повторности транспортировки, для зерна это 2,1—2,3, картофеля — 1,8 — 2, минеральных удобрений — 1,8 — 2, органических — 1,3 — 1,5. Приблизительно в хозяйствах в расчете на 1 га сельхозугодий приходится 30 —40 т грузов в год, конкретное значение этого показателя зависит от объемов и структуры производства, общей культуры хозяйствования.
Для расчета потребности в транспортных средствах определяют:
-продолжительность одного рейса (tрс);
tрс =2L/Vср+tnoг + tpaз,
где L — расстояние перевозки в один конец, км;
tпог — время на погрузку, ч;
tраз — время на разгрузку, ч;
Vср — средняя скорость, км/ч;
- количество рейсов, выполняемых одной автомашиной (nрc);
nрc = (Драб tр)/ tрс,
где Драб - количество рабочих дней за период;
tp — средняяпродолжительность работы одной автомашины, ч;
- объем грузоперевозок одной автомашины за рабочий период (Qa );
Qa = КрГср,
где Г ср— средняя техническая грузоподъемность одной автомашины, т;
- количество автомашин (na);
na = Q/ Qa,
где Q— объем грузов, подлежащих перевозке за рабочий период, т.
Объем транспортных работ, выполняемых тракторами в растениеводстве, рассчитывают по технологическим картам и включают эти затраты в себестоимость возделываемых культур и стоимость незавершенного производства. Количество тракторов для транспортных работ в растениеводстве и животноводстве рассчитывают по объему транспортных работ, выполняемых тракторами, и нормативной грузоподъемности одного трактора.
Работы гужевого транспорта планируются исходя из скорости, грузоподъемности, количества часов работы за день (включая время на погрузку и разгрузку) и количества дней работы в году.