Буратино: Слов придумать не могу
В начале слова гласный – У.
Винни-Пух: Вспомнить слово не легко –
В начале слова гласный – О.
Карлсон: Слово быстро назови,
В начале слова гласный – И.
Чиполлино: Не в середине, не в конце,
В начале слова гласный – Э.
Дети по очереди выбирают нужные картинки и «отдают» их сказочным героям.
11. Игра «Вагончики».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в середине слова.
Оборудование. Поезд с двумя вагончиками, в каждом вагончике по 3 кармашка. На кармашках написаны буквы А, У, О, И, Ы, Э. Картинки: мак, рак, лук, дуб, сом, дом, кит, рис, бык, сыр, мэр, сэр.
Проведение игры.
Педагог показывает детям картинку с поездом и говорит, что в этом поезде едут слова, в середине которых есть гласные звуки А, У, О, И, Ы, Э. У каждого гласного есть свое окошко в вагончике.
Гласных звуков 6 всего.
Три вначале: А, У, О.
И еще есть три в конце.
Называем: И, Ы, Э.
Дети по очереди должны брать картинку и помещать ее в нужное окошко.
12. Игра «Последнее окошко».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка автобуса с нарисованными окошками. Вместо последнего окошка – кармашек. Буквы: А, О, У, И, Ы. Картинки: сова, трава, колесо, пальто, сидящий ребенок, пишущий ребенок, очки, туфли, цветы, конфеты.
Проведение игры.
Педагог показывает детям картинку с автобусом и говорит, что в конце автобуса находится последняя буква слова. Показывает картинку совы. Произносит это слово, выделяя звук «а» в конце слова. Одновременно проводит пальцем по окошкам, останавливается в конце автобуса. Говорит:
Вот последнее окошко,
Мы подумаем немножко,
Что за буква здесь стоит,
Из окошечка глядит.
Педагог вместе с детьми определяют, что последняя буква в слове «сова» - «а». вставляют эту букву в последнее окошко.
Педагог показывает и называет слова: «трава», «колесо», «пальто», «сижу», «пишу», «очки», «туфли», «цветы», «конфеты».
Дети поочередно ставят нужную букву в последнее окошко.
13. Игра «Сколько гласных в слове».
Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове.
Оборудование. Картинки: вазы, роза, лиса, утка, совы, балкон, бабушка, малина, курица.
Проведение игры.
Педагог говорит детям, что в слове может быть один гласный звук, например: «бок», «сам», «дым»; а может быть два гласных звука, например: «вазы». Педагог протяжно произносит это слово, выделяя гласные «а», «ы». Затем спрашивает детей, какие гласные звуки они услышали.
Сколько гласных звуков в слове,
Вы назвать мне их готовы?
Аналогично проводится работа с другими словами.
14. Игра «Скажем слово по слогам».
Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове и делении слов на слоги.
Оборудование. Картинки: рука, зубы, забор, стол, кирпич, картина, рубашка, вагоны.
Проведение игры.
Педагог говорит детям, что слова можно разделить на части, или слоги, слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. Затем показывает на примере слова «рука», как можно разделить это слово на слоги. При этом педагог хлопает руками на каждый слог.
Хлопай тут(хлопать руками с левой стороны на каждый слог)
и хлопай там,(хлопать руками справой стороны на
каждый слог)
Скажем слово по слогам.(хлопать руками попеременно с правой и с
левой стороны на каждый слог)
Рука(хлопать попеременно с правой и с левой стороны на каждый слог).
Аналогично проводится работа с другими словами.
15. Игра «Три домика».
Упражнять в делении слов на слоги и определении количества слогов в слове.
Оборудование: рисунки трех домиков (в первом домике 1 окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка), маленькие картинки: волк, бык, слон, кошка, лиса, лошадь, собака, корова, бурундук.
Проведение игры.
Педагог объясняет детям, что в этих домиках поселились разные животные;
если в названии животного 1 слог, он живет в первом домике; если в названии животного 2 слога, он живет во втором домике; если в названии животного 3 слога, он живет в третьем домике.
Вот три домика у нас,
Мы подумаем сейчас:
Поселился кто же там.
Называем по слогам.
Дети по очереди называют животных и «селят» в разные домики.
16. Игра «Мяч лови».
Цель. Упражнять в делении слов на слоги и определении последовательности слогов в слове.
Оборудование: мяч.
Проведение игры.
Педагог просит послушать слово и определить, какой слог в слове первый , второй или третий.
Слушай слово, мяч лови,
Первый слог нам назови.
Слушай слово, мяч лови,
Слог второй нам назови.
Слушай слово, мяч лови,
Третий слог нам назови.
Педагог произносит разные слова и говорит одно из заданий. Дети поочередно выполняют задания.
16. Игра «Собери корзинки».
Цель. Познакомить с понятием «согласный звук». Учить различать гласные и согласные звуки.
Оборудование. Две корзинки с кармашками. Картинки грибочков.
Проведение игры. Педагог объясняет детям, что кроме гласных звуков в русском языке есть согласные звуки. Называет некоторые из них. Затем добавляет, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути различные препятствия: язык, губы, зубы.
Гласному легко живется:
Голосок свободно льётся.
У согласного в пути
Много кочек впереди:
Губы, зубы и язык.
Он к препятствиям привык.
Затем предлагает детям брать по очереди грибочек и слушать звук. Если педагог произнесет гласный звук, ребенок повторяет звук и кладет грибочек в первую корзинку, если согласный – во вторую.
17. Игра «Веселые звуки».
Цель. Закрепить понятие «согласный звук», учить соотносить согласные звуки с буквами и с определенными движениями.
Оборудование. Карточки с буквами.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
Затем показывает букву, читает стих и одновременно выполняет соответствующее движение. Дети повторяют. Буквы и движения показываются постепенно (по одной новой – за игру), пока дети не запомнят все буквы.
Б – Барабан звучит не зря,
Марширую бодро я.
Б – Б – Б – Б – Б.
(Маршировать и имитировать игру на барабане).
В – Вьюга воет, вьюга злится,
Белый снег летит, кружится.
В – В – В – В – В.
(Вращать двумя поднятыми руками пред собой).
Г – Гусь гогочет, гусь гогочет,
Искупаться в речке хочет.
Г – Г – Г – Г – Г.
(«Хлопать крыльями» по бокам).
Д – Домик чинят мастера,
Целый день стучат с утра.
Д – Д – Д – Д – Д.
(Стучать кулаком одной руки по ладошке другой руки).
Ж – Жук летает и жужжит.
Он на месте не сидит.
Ж – Ж – Ж – Ж – Ж.
(Махать руками, как «крыльями»).
З – Зазвонил с утра звонок,
Начинается урок.
З – З – З – З – З.
(«Звонить» воображаемым звонком).
Й – Йог наклоны выполняет,
Очень громко выдыхает.
Й – Й – Й – Й – Й.
(Наклоняться в стороны)
К – Капли падают, летят,
По окошечку стучат.
К – К – К – К – К.
(Хлопать в ладоши).
Л – Лайнер по небу летит,
У него мотор гудит.
Л – Л – Л – Л – Л.
(Поднять руки в стороны, выполнять повороты туловища вправо-влево).
М – Машка, рыжая корова,
Целый день мычать готова.
М – М – М – М – М.
(Сживать ладошки перед грудью. Руки согнуты в локтях).
Н – Надя ноет и хандрит:
У нее нога болит.
Н – Н – Н – Н – Н.
(Тереть поочередно правое и левое колено).
П – Паровоз пускает пар.
Рядом с топкой - кочегар.
П – П – П – П – П.
(Руки вытянуть вперёд. Резко опускать руки вниз).
Р – Рысь мяукает, урчит,
А рассердится – рычит.
Р – Р – Р – Р – Р.
(Наклоняться вперёд, выгибать спину).
С – Сурок в степи свистит-свистит
По сторонам сурок глядит.
С – С – С – С – С.
(Руки согнуть в локтях, прижать к туловищу, кисти опустить вниз, кружиться вправо и влево).
Т – Таракан топочет тихо,
Громко топает слониха.
Т – Т – Т – Т – Т.
(Топать тихо и сильно).
Ф – Филин фыркал в вышине,
Задремал он на сосне.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф.
(Соединять большие и указательные пальцы обеих рук, согнутых в локтях).
Х – Холод нам зимой не страшен:
Мы согреем руки наши.
Х – Х – Х – Х – Х.
(Поднимать скрещенные ладошки к губам).
Ц – Цапля просит: «Не шумите,
Лягушат в тиши ловите»
Ц – Ц – Ц – Ц – Ц.
(Прикладывать поочередно указательные пальцы правой и левой руки к губам).
Ч – Чайка к морю прилетела,
Успокоить шторм хотела.
Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.
(Поднимать и опускать руки перед собой).
Ш – Шепчут шепотом подружки
Что-то важное друг дружке.
Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.
(Поворачивать голову вправо-влево).
Щ – Щетка чистит вещи наши:
Шубы, шляпы и гамаши.
Щ – Щ – Щ – Щ – Щ.
(Тереть ладошки одна другую перед собой).
18. Игра «Червяк».
Цель. Упражнять в выделении согласного звука в конце слова.
Оборудование. Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.
Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.
А затем показывает картинку с червячком, читает стишок: