Скачет лошадь, грива вьется
Стук подковок раздается.
Рот открыть и не закрывать, щелкать языком, присасывая его к нёбу.
«Грибок».
Возле узенькой дорожки
Вырос гриб на длинной ножке.
Широко открыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу и не отрывать его, тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
«Гармошка».
Растянулась вся гармошка,
Поплясали мы немножко.
Раскрыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу, как в упражнении «грибок», язык от неба не отрывать, опускать и поднимать
нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.
«Индюк».
Во дворе индюк гуляет,
И сердито он болтает.
Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперед-назад, произнося: «бл-бл-бл-бл».
«Качели».
На качели посмотрели,
Покататься захотели.
Рот открыть, попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.
«Часы».
На стене часы висят
И идти вперед спешат.
Рот открыть, высунуть язык, максимально отводить язык вправо-влево.
«Варенье».
Мы сварили в день рожденья
Очень вкусное варенье.
Рот открыть и улыбнуться, облизать языком верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта.
«Катушка».
Эта круглая катушка
Ниткам верная подружка.
Рот открыть, кончик языка упереть в нижние передние зубы, бока языка зажать коренными зубами, закрученный язык выдвигать вперед и убирать в рот.
4.Игра «Считалочки»
Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Оборудование. Зеркала.
Проведение игры. Педагог рассказывает считалки детям (по одной в каждой игре) и показывает артикуляционные упражнения. Дети повторяют считалку и выполняют упражнения перед зеркалом.
Считалка.
Раз – окрыли мы окошко.(Открывать широко рот и закрывать его.
5 раз)
Два – лакает сливки кошка. (Высунуть широкий язык, имитировать
лакательные движения. 10 раз.)
Три - кот спину выгибает. ( Рот открыть. Спрятать кончик языка за
нижние передние зубы. Выгнуть
спинку языка. 6 раз.)
На четыре - отдыхает. (Рот открыть. Положить язык на нижнюю
губу, расслабить язык. 5 сек.)
Пять – качели: вниз и вверх. (Рот открыть. Попеременно поднимать
широкий язык на верхнюю губу и
опускать на нижнюю. 10 раз.)
Шесть – «болтаем» лучше всех.(Рот открыть. Поднять широкий язык
На верхнюю губу. Быстро проводить
языком по губе вперед-назад, произнося
«бл-бл-бл-бл». 10 раз.)
Семь – катушку закрутили.(Рот открыть. Кончик языка упереть
в нижние передние зубы. Бока языка
зажать коренными зубами. Закрученный
язык выдвигать вперед и убирать в рот.
10 раз.)
Восемь - нёбо «побелили».(Рот открыть. Поднять широкий язык
к нёбу.
Проводить языком вперёд-назад по
небу. 10 раз).
Девять – лошадь в поле мчится.(Рот открыть и не закрывать. Щелкать
языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Десять – спать пора ложиться.(Рот закрыть. Язык спрятать.)
Считалка.
Раз – открыли шире дверь.(Открывать широко рот и закрывать его.
5 раз.)
Два – гуляем мы теперь.( Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и другую стороны. По 3
раза в каждую сторону.)
Три – смеются наши губки.(Растягивать губы в улыбку. 5 раз.)
На четыре – чистим зубки.(Рот открыть. Высунуть язык. «Чистить»
языком верхние и нижние зубы с внешней
и внутренней стороны. По 3-4 движения
с каждой стороны.)
Пять – качаются качели.(Рот открыть. Попеременно поднимать
широкий язык на верхнюю губу и
опускать на нижнюю. 10 раз.)
Шесть – на лошадь смело сели.(Рот открыть и не закрывать. Щелкать
языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Семь – болтает так индюк.(Рот открыть. Поднять широкий язык
на верхнюю губу. Быстро проводить
языком по губе вперед-назад, произнося
«бл-бл-бл-бл». 10 раз.)
Восемь – в доме сделай круг.(Выполнять круговые движения языком
внутри рта, захватывая внутреннюю
поверхность щек, внутреннюю
сторону верхней и нижней губы. 3- 4
движения по часовой и против часовой
стрелки.)
Девять – трубочка у нас.(Свернуть язык в «трубочку». 5 раз.)
Десять – спать пора сейчас.(Рот закрыть. Язык спрятать.)
3 считалка.
Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его.
5 раз.)
Два – по улице гуляем. ( Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и другую стороны. По 3
раза в каждую сторону.)
Три – часы идут: тик-так. ( Рот открыть. Высунуть язык. Макси-
мально отводить язык вправо-влево. 10
раз)
На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в
Быстром темпе. 10 раз.)
Пять – зацокал жеребенок. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать
языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Шесть - грибочек у сосёнок.(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать
язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю
челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
5 раз.)
Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык
к небу, как в упражнении «грибок». Язык от
неба не отрывать. Опускать и поднимать
нижнюю челюсть, растягивать подъязычную
связку. 10 раз.)
Восемь – стенки в доме мыли.(Выполнять круговые движения
языком по внутренней стороне щек.
По 5 раз с каждой стороны.)
Девять – мыли потолок.(Рот открыть. Поднять широкий язык к
нёбу.
Проводить языком вперёд-назад по
небу. 10 раз).
Десять – ротик на замок.(Рот закрыть. Язык спрятать.)
5. Игра. «Забавный язычок».
Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Оборудование. Варежки в форме язычка.
Проведение игры. Педагог и дети надевают варежки на ведущие руки. Педагог рассказывает стишки детям, показывает артикуляционные упражнения, сопровождая их движением рукой с варежкой (язык наверх - рука наверх и т. д.). Дети повторяют стишки, артикуляционные упражнения и движения рукой с варежкой.
Язычок гулять пошел,(Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Вокруг дома обошел. выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и другую стороны. По 3
раза в каждую сторону.)
Посмотрел по сторонам, ( Рот открыть. Высунуть язык. Макси-
Никого не встретил там. мально отводить язык вправо-влево. 10 раз.)
На качелях покатался(Рот открыть. Попеременно поднимать
И ничуть не испугался. широкий язык на верхнюю губу и
опускать на нижнюю. 10 раз.)
На лошадке поскакал,(Рот открыть и не закрывать. Щелкать
Быстрый ветер обогнал. языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Стал похож на гриб немножко, (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать
Гриб на очень тонкой ножке.язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю
челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
5 раз.)
На гармошке поиграл(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать
И нисколько не устал. язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю
челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
5 раз.)
Молоко лакал, как кот,(Высунуть широкий язык, имитировать
В молоке испачкал рот. лакательные движения. 10 раз.)
Индюков он повстречал,(Рот открыть. Поднять широкий язык
С ними вместе поболтал. на верхнюю губу. Быстро проводить
языком по губе вперед-назад, произнося
«бл-бл-бл-бл». 10 раз.)
Маляром решил стать он,(Рот открыть. Поднять язык к нёбу.
Красил дом со всех сторон. Проводить языком вперёд-назад по
небу. 10 раз).
Ночь пришла. Пора всем спать.(Рот закрыть. Язык спрятать.)
Язычок лег отдыхать.
6. Игра «Смотри на стрелки».
Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование. Карточки со стрелками, зеркала.
Проведение игры. Педагог показывает карточки со стрелками, просит отвести в ту же сторону язык. Затем читает стишок, уточняя в какую сторону надо отводить язык.
Язычок поднялся вверх.(Рот открыть. Положить широкий язык
У кого он выше всех? на верхнюю губу, тянуться им к носу. 5 раз).
Посмотрел вниз Язычок,(Рот открыть. Положить широкий язык на
Наклониться низко смог. нижнюю губу, тянуться им к подбородку. 5 раз.)
Вверх и вниз, Язык, тянись,(Рот открыть. Попеременно поднимать
На качелях прокатись. широкий язык на верхнюю губу и
опускать на нижнюю. 10 раз.)
Он направо повернулся,(Рот открыть. Высунуть язык. Тянуться
Очень сильно потянулся. к правому уху. 5 раз.)
Он тянуться влево стал,(Рот открыть. Высунуть язык. Тянуться
Чуть до уха не достал. к левому уху. 5 раз.)
Вправо – влево зашагал, ( Рот открыть. Высунуть язык. Макси-
На часы похож он стал. мально отводить язык вправо-влево. 10
раз)
Язычок любил гулять,(Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Стал по кругу он шагать. выполнять круговые движения языком
вокруг рта. 10 раз.)
А потом мы увидали:(Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Язычок шел по спирали.выполнять круговые движения языком
по спирали. 5 раз.)
Язычок шагает «змейкой»,(Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Повторить за ним сумей-ка. выполнять движения языком «змейкой».
5 раз.
Игры со звуками и слогами.
7. Игра «Поем гласные звуки».
Цель. Познакомить с понятием «гласный звук», познакомить с артикуляцией гласных звуков.
Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков.
Проведение игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:
Гласному легко живется:
Голосок свободно льется.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных – 6, запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, произносит звуки и просит повторить детей:
А – открыт рот широко,
Гласный звук пропеть легко.
У – мы гласный не забыли,
Губы в трубочку сложили.
О – овалом ротик сделай,
Гласный звук поём мы смело.
И – скорее улыбнись,
Звук, как ниточка, тянись.
Ы – ты гласный звук пропой,
Улыбнись и рот открой.
Э – пошире рот открой,
Улыбнись и звук пропой.
8. Игра «Ротики».
Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с их схематическими изображениями («ротиками»)
Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков (по количеству детей).
Проведение игры.
1 вариант. Педагог повторяет с детьми стихи про гласные звуки из предыдущей игры. Дети повторяют стихи и показывают соответствующую схему («ротик»). Затем педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку.
2 вариант. Педагог произносит 2 или 3 гласных звука. Дети выкладывают на столе соответствующие схемы. Затем анализируют, сколько гласных звуков было названо, какой 1-ый, 2-ой, 3-ий.
9. Игра «Узнай букву».
Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с буквами и с определенными движениями.
Оборудование. Карточки с буквами А, У, О, И, Ы, Э.
Проведение игры.
1 вариант. Педагог показывает букву, произносит стишок и одновременно показывает движение, дети повторяют за педагогом.
А – А – А – А – закачалась голова,(качать головой вправо-влево)
О – О – О – О – закрутилось колесо,сложить руки кольцом перед собой,
слегка вращать вправо-влево)
У – У – У – У – у машины руль держу,(вытянуть руки вперед, «держать
руль»)
И – И – И – И – руки выше потяни,(тянуть руки вверх)
Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы.(опустить руки вниз, отводить
вправо-влево)
Э – Э – Э – Э – две руки на голове.(поднять руки за голову)
2 вариант. Когда дети запомнят буквы, педагог может показывать только буквы, а дети будут произносить стишок и выполнять соответствующие движения.
10. Игра «Сказочные герои».
Цель. Упражнять в выделении гласного звука в начале слова.
Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполлино), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.
Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.
Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.
Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:
Незнайка: Назовите мне слова –
В начале слова гласный - А.