Коррекционно-развивающая направленность типов заданий

Таблица 1

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий

В данной таблице определена целевая направленность заданий. Это поможет специалистам избежать односторонности в занятиях при составлении их содер­жания. Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном за­нятии решалось несколько задач. В то же время, зная проблемы конкретного ребенка, вы можете подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий.

Цели заданий Задания в устной форме Задания на рабочих листах
Расширение и активизация словаря — Продолжи предложение. — Что лишнее? — Скажи наоборот. — Подбери признак/дей­ствие. — Подбери обобщающее слово. — Когда так говорят? — Что не так? — Закончи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово. — Отгадай загадки. — Узнай по признаку/ действию. — Назови части целого. — Как можно закончить предложения? — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов — Тематический словарь. — Вопросы по сюжетной картинке. — Рассказывание по сю­жетной картинке. — Что лишнее? — Дифференциация предметных картинок по заданным признакам
Формирова­ние и развитие грамматиче­ского строя речи — Какое слово не подходит? — Собери предложение. — Продолжи предложение. — Закончи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово. — Употреби слово или сло­восочетание в нужной форме. — Сосчитай до пяти. — Назови ласково. — Измени по образцу. — Исправь ошибку. — Подбери признак / действие — Систематизация по при­знаку. — Определение простран­ственных отношений. — Определение времен­ных отношений
о Развитие связной речи — Когда так говорят? — Объясни словечко — Сюжетные картинки. — Последовательные картинки.

Продолжение табл.

Цели заданий Задания в устной форме Задания на рабочих листах
Развитие связной речи — Что не так? — Что общего и чем отличаются друг от друга? — Хитрые вопросы. — Закончи предложение. — Продолжи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово — Определение простран­ственных отношений. — Определение времен­ных отношений
Развитие восприятия — Какое слово отличается от других? — Какое слово самое короткое / самое длинное? — Подскажи словечко — Зашумленные картинки. — Нахождение соотноше­ний / дифференциация по заданному признаку. — Лабиринты. — Нахождение сходств / различий
Развитие зрительно-моторной координации — Пальчиковая гимнастика — Обводка. — Штриховка. — Каллиграфические упражнения. — Копирование по точкам/ по клеткам. — Лабиринты. — Выкладывание из пало­чек по образцу. — Рисование силуэтов
Развитие мышления — Отгадай загадки. — Подбери парное слово. — Что общего и чем отли­чаются друг от друга? — Когда так говорят? — Что не так? — Что лишнее? — Скажи наоборот. — Подбери признак /дей­ствие. — Закончи предложение. — Вставь в предложение пропущенное слово. — Как можно закончить предложения? — Хитрые вопросы. — Умные задачки. — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов — Что лишнее? — Дифференциация и / или классификация предметных картинок. — Систематизация по при­знаку. — Последовательные кар­тинки — Определение простран­ственных/временных отношений
Развитие внимания — Хитрые вопросы. — Умные задачки. — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов. — Какое слово отличается от других? — Нахождение сходств / различий. — Лабиринты. — Нахождение предмета с предыдущей страницы. — Зашумленные картинки

Окончание табл. 1



Цели заданий Задания в устной форме Задания на рабочих листах
Развитие внимания — Отгадай загадки — Что общего и чем отличаются друг от друга? — Выкладывание из пало­чек. — Систематизация по при­знаку. — Копирование по точкам/ клеткам
Развитие памяти — Запомни слова. — Запомни цепочку слов. — Запомни пары слов. — Выкладывание из пало­чек по памяти — Что изменилось? — Копирование по точкам / клеткам по памяти. — Нахождение предмета с предыдущей страницы

Таблица 2

Типы устных заданий и их содержание

Таблица раскрывает содержание заданий. Она составлена для того, чтобы не усложнять материал лексических тем попутными разъяснениями, чего дол­жен добиваться от ребенка взрослый. Краткое содержание заданий показывает, на что нужно обратить внимание при выполнении упражнений.



Название задания Содержание задания
Вставь в предложение про­пущенное слово Подбор слова по лексической теме и со­гласование его со всеми членами предло­жения
Закончи предложение Подбор слова по лексической теме в контексте предложения
Запомни пары слов Объединение слов в пары на разных логических основаниях
Запомни слова Работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов
Запомни цепочку слов Работа с материалом, где заранее зало­жены сюжетная связь и последователь­ность между словами
Измени по образцу Употребление единственного и множе­ственного числа существительного, при­тяжательных и качественных прилага­тельных, изменение глаголов в роде, чис­ле, лице, времени, изменения прилага­тельных в роде, числе
Исправь ошибку Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении
Как можно закончить пред­ложения? Подбор логически обоснованного окон­чания предложения
9. Какое слово не подходит? Работа с использованием однокоренных слов.

Окончание табл. 2

Название задания Содержание задания
Какое слово отличается от других? Сравнение слов по звучанию
Какое слово самое корот­кое/ самое длинное? Сравнение слоговой структуры слов
Когда так говорят? Толкование пословиц и поговорок
Назови ласково Образование уменьшительно-ласка­тельной формы существительных
Назови части целого Подбор слов для называния частей целого
Отгадай загадки Отгадывание по существенным при­знакам, описанным в стихотворной форме
Подбери парное слово Использование простых словесных аналогий
Подбери признак/действие Подбор прилагательных и глаголов к существительным
Подскажи словечко Добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии
Продолжи предложение Подбор однородных членов предложения
Скажи наоборот Подбор антонимов
Собери предложение Согласование частей речи и упорядо­чивание слов в предложении
Сосчитай до пяти Согласование числительного и суще­ствительного
Узнай по признаку/ дей­ствию Определение предмета или явления по его существенным признакам
Умные задачки Логические задачи на различение, сравнение, отрицание, совмещение
Употреби слово/словосо­четание в нужной форме Склонение слова или словосочетания
Хитрые вопросы Формулирование развернутого и обоснованного ответа
Что лишнее? Классификация по заданным признакам
Что не так? Нахождение смысловой ошибки в пред­ложениях
Что общего и чем отлича­ются друг от друга? Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на представления

ОСЕНЬ

Тематический словарь

Безветрие, ветер, ветрено, ветреный, грязь, деревья, дождливо, дождь, дуть, земля, золотая, золотой, зонт, косой, листва, листопад, листья, лить, мокро, мокрый, моросить, моросящий, накрапывать, наступать, ненастно, ненастье, непогода, ноябрь, ноябрьский, октябрь, октябрьский, осенний, осень, пасмурно, пасмурный, погода, поздняя, похолодание, про­ливной, промозглый, ранняя, сентябрь, сентябрьский, серые, слякоть, срывать, сухой, сыро, трава, туча, унылый, хмуриться, хмурый, холодно, холодный.

Ход занятия

1. Организация начала занятия

Игры с листьями

Для выполнения заданий необходи­мо собрать разные осенние листья.

1. Ребенок считает липовые, березовые, тополиные и другие листочки (до пяти). При этом обращается внимание на со­гласование числительных с прилагатель­ными и существительными.

Один кленовый листочек, два клено­вых листочка, три кленовых листочка и т. д.

2. Взрослый выкладывает перед ребенком в ряд 3-5 разных листочков, закры­вает образец и просит по памяти выло­жить такой же ряд осенних листьев. Взрослый выкладывает 3-5 листочков перед ребенком и просит его ответить на вопросы, например: Какой листок лежит справа от бере­зового? А какой слева? Где располо­жен липовый лист? 4. Взрослый говорит ребенку 3-6 названий деревьев, ребенок находит и по поряд­ку по памятивыкладывает листья этих деревьев.

Сосчитай до пяти

Один осенний день — два осенних дня,...

Одна черная туча — ... Одна маленькая лужа — ... Один красивый зонт — ...

Что лишнее?

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Зима, весна, осень, февраль. Ранняя, золотая, поздняя, летняя.

Хитрые вопросы

Чего больше — осенних месяцев или дней?

Чего больше — осенних месяцев или летних?

Что не так?

Сентябрь, октябрь, ноябрь — это лет­ние месяцы.

Если начинают опадать листья — наступает весна.

Дети идут в школу первого октя­бря.

Назови листья

У клена — кленовые,

у березы —...

у ивы —...

у тополя —...

у рябины —...

у дуба —...

у липы —...

Угадай по признаку/действию

Льет, моросит, крапает — ... Краснеют, желтеют, опадают — ... Дубовые, кленовые, липовые — ... Сильный, пронизывающий, холод­ный —... Дуб, липа, ива, береза — это... Сентябрь, октябрь, ноябрь — это...

Скажи наоборот

Погода — непогода. Ясный —... Дождливый —... Теплая —... Поздняя —...

Собери предложение

На, осенью, полях, урожай, уби­рают.

Собирают, в, дети, лесу, осеннем, грибы.

Отгадай загадки

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Кто всю ночь по крышам бьет

Да постукивает,

И бормочет и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

Летом вырастают,

Осенью опадают. (Листья)

Рыжий Егорка

Упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Доскажи словечко.

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой ... (тучи)

Птиц к югу отправляю

, Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я ... (осень)

Измени по образцу

Осень — осенний. Холод — ... Сентябрь — ... Дождь — ... Ветер —... Октябрь — ... Грязь — ...

Какое слово самое короткое?

Туча, погода, непогода, ненастье. Сентябрь, грязь, деревья, слякоть. Ноябрь, листва, зонт, похолодание.

Объясни словечко

Разноцветные; листопад; пролив­ной.

Какое слово не подходит?

Осень, осенний, ясень, по-осеннему.

Лить, проливной, линять, ливень.

Дождь, дождливый, подожди, дож­дик.

Рис.1. Найди и обведи: кленовый лист — красным, березовый лист — желтым, дубовый лист — зеленым цветом. Какие еще ли­стья видишь на картинке?

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис.2. Раскрась зонтики так, чтобы маленький зонт был между синим и розовым, а розовый рядом с зеленым.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис.3. Какой картинки не хватает? Выбери и соедини стрелочкой.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 4. Соедини деревья и их плоды.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 5. Как красиво падают листья на землю! Обведи их путь.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

ГРИБЫ

Тематический словарь

Аукать, боровик, белый, близко, волнушка, вырастать, готовить, горькушки, гриб, грибник, грибница, грибной, груздь, далеко, заблудиться, корзина, краснеть, красный, лес, лисичка, лукошко, маленький, марино­вать, мох, моховик, мухомор, масленок, ножка, опенок, пень, поганка, под­березовик, подосиновик, поляна, прятаться, расти, резать, рыжий, ры­жик, рыхлый, рядом, собирать, солить, старый, стоять, сушить, съедобный, сыроежка, чаща, червивый, шляпка.

Назови ласково

Гриб — грибок. Поляна —... Корзина — ... Лес —... Моховик —... Поганка — ... Опушка — ...

Хитрые вопросы

Чегов лесу больше — грибов или несъедобных грибов?

На опушке три горькушки. Чего больше — опушек или горькушек?

Растут на полянке две поганки. Чего больше— шляпок или ножек?

Сосчитай до пяти

Один ядовитый гриб — два ЯДОВИ­ТЫХ гриба, ...Одна корзина грибов — ... Одно красивоелукошко— ... Один усталый грибник— ..,

Что лишнее?

Мох, пень, дерево, река.

Солить, варить, подметать, мари­новать.

Корзинка, лукошко, короб, поляна.

Подберезовик, масленок, гриб, сы­роежка.

Измени по образцу

Гриб — грибы. Шляпка — ... Боровик — ... Сыроежка — ... Волнушки — волнушка. Опята — ... Мухоморы — ... Пни — ...

Продолжи предложение

Мы нашли в лесу боровики,... Несъедобные грибы — это ... Грибы можно варить,...

Что не так?

Белка варит на зиму грибы. Вкусный суп получился у нас из ма­слят и мухоморов. Самое грибное время года — весна.

Какое слово самое короткое?

Гриб, волнушка, опенок, лукошко, Корзинка, груздь, сыроежка, ли­сички. Болото, опушка, мох, поляна.

Исправь ошибку

На пне росли дружные опенок.

Я первый нашел крепкая подоси­новик.

Грибники набрал полные корзины лисичек.

Подбери парное слово

Береза — подберезовик, осина — ... (подосиновик).

Пень — опята, мох — ... (мохо­вики).

Капуста — квасить, грибы — ... (со­лить / мариновать / сушить).

Умная задачка

Боря и Вова собирали грибы: один сыроежки, другой белые.

Какие грибы собирал Боря, если Во­ва собирал не сыроежки?

(Сыроежки)

Подбери признак /действие

Гриб (какой?) — крепкий, черви­вый, ...

Гриб (что с ним можно сделать?) — найти, вытереть, ...

Скажи наоборот

Много грибов — ... Маленькое лукошко — ... Чистый гриб— ... Съедобный гриб — ...

Измени по образцу

Сыроежка — много сыроежек.

Масленок —...

Гриб — ...

Пень — ...

Мухомор —...

Корзина — ...

Запомни цепочку слов

Прочитайте ребенку цепочку слов. Об­ратите его внимание, что слова связа­ны друг с другом по смыслу, из них можно составить рассказ. Попросите вспомнить последовательность слов. Если необходимо — объясните связь между словами.

Осень, автомобиль, лес, грибы, кор­зина, сушить, зима, суп.

Исправь ошибку

Съедобная гриб. Темная лес. Белый грузди. Бледное поганка.

Собери предложение

Дети, лес, в, пошли, грибами, за. Собирали, в, грибы, мы, корзину. Мама, на, грибов, насушила, зиму.

Отгадай загадки

Он в осиннике родился,

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем.

(Подосиновик)

Осени верная примета:

Под березой в холодке

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.

(Подберезовик)

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой,

Поднял он головой.

(Моховик)

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные —

Самые заметные.

(Сыроежки)

Рис. 6. Помоги ежику добраться до гриба.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 7. Что лишнее в каждом ряду? Объясни почему.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 8. Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы большая сыроежка была между желтой и красной, а красная рядом с коричневой.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис.9. Соедини грибы по порядку, начиная с самого маленького, заканчивая большим.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 10. Повтори рисунки по клеточкам.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

ЯГОДЫ

Тематический словарь -^

Брусника,брусничный, вареный, варенье, варить, джем, желе, земля­ника, земляничное, ежевика, ежевичное, клубника, клубничное, клюква, клюквенный, компот, консервировать, костяника, красная смородина, крыжовник, малина, морошка, морс, мочёный, рябина, рябиновые, сироп, смородина, сушёный, сушить, черная смородина, черника, черничное, чер­ноплодная рябина, шиповник.

Сосчитай до пяти

Одна спелая клубничка — две спе­лых клубнички,... Один куст шиповника — ... Один килограмм джема —...

Измени по образцу

Земляника — много земляники. Клубника —... Желе —... Клюква —...

Продолжи предложение

В лесу мы собирали малину,... Ягоды могут быть красного,... цветов.

Назови ласково

Ягода — ягодка, малина —•... брусника —... клюква —... варенье —...

Что лишнее?

Желе, джем, варенье, маринад.

Брусника, клубника, черника, клю­ква.

Сажать, консервировать, варить, мариновать.

Отгадай по действию

Что из овощей, фруктов, ягод можно:

— солить —...

— варить —...

— квасить —...

— мариновать —...

— выкапывать —...

Что не так?

Клюква растет в огороде. Земляника растет на дереве. Урожай клубники мы собираем в январе.

Измени по образцу

Варенье из:

— брусники — брусничное,

— черники —...

— малины —...

— клюквы —...

— земляники —...

— клубники —...

Собери предложение

Собираемся, лес, мы, в, ягодами, за.

Бабушка, вкусное, из, сварила, ва­ренье, клубники

Доскажи словечко

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван ... (ежевика)

Отгадай по признаку

Какие ягоды растут:

— на грядке — ...

— в лесу — ...

— на болоте —...

— на кусте — ...

Отгадай загадки

Две сестры летом зелены,

К осени одна покраснеет,

А другая почернеет. (Красная и черная смородина)

Я — капелька лета

на тоненькой ножке,

Плетут для меня

кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Низок да колюч,

Сладок, не пахуч,

Ягоду сорвешь —

Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки,

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черника)

Я красна и кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчелы и медведи. (Малина)

Измени по образцу

Компот из:

— малины — малиновый;

— клубники —...

— черники —...

— смородины —...

— земляники —...

Рис. 11. Какие ягоды собирала девочка?

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 12. Какой картинки не хватает? Выбери и покажи стрелоч­кой.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 13. Запомни, как выглядит банка с любимым вареньем Винни - II уха. Переверни страницу.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 14. Помоги Винни-Пуху найти любимое варенье на полках.

 
  Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 15. Подумай, что было сначала, а что потом? Укажи после­довательность цифрами.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 16. Повтори рисунки по клеточкам.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ

Тематический словарь

Багряный, береза, березовый, боярышник, ветка, вечнозеленые, вянуть, деревья, дуб, дубовый, ель, еловая, желтеть, желтый, желудь, золотая, ива, каштан, клён, кленовый, кора, корень, краснеть, красный, крона, куст, кустарник, липа, липовый, лист, лиственница, лиственные, листопад, облетать, облетевшая, опадать, орехи, орешник, осина, осиновый, па­дать, плоды, пожухнуть, разноцветная, раскидистый, рябина, рябино­вый, сосна, сосновая, срывать, ствол, сук, тополь, тополиный, увядающая, ясень.

Назови ласково

Дождь — дождик. Зонт —... Трава —... Туча —... Лист —...

Что лишнее?

I Березовый, рябиновый, кленовый, морковный.

Жаркая, пасмурная, дождливая, не­настная.

Осина, ольха, шиповник, тополь.

Какое слово самое короткое?

Г>|-|1с:ш, сосна, дуб, рябина. К.шп ш. ст., .и ст.. осина

Измени по образцу

Береза — березовый.

Дуб —...

Рябина — ... Осина —... Тополь — ... Клен —...

Сосчитай до пяти

Один могучий дуб — два могучих дуба,... Одна плакучая ива — ... Одна стройная береза —... Один молодой клен —...

Скажи наоборот

Высокая ель — ... Старый дуб —... Тонкая сосна —... Прямой ствол —.

Закончи предложения

В березняке растут... В ельнике растут... В дубраве растут... В сосняке растут... Осень наступает после ... За сентябрем идет... Перед ноябрем идет... Октябрь идет после ...

Объясни словечко

Увядать; листопад; багряный.

Собери предложение.

Озеро, около, дуб, старинный, растет.

Прячутся, кроне, и, птицы, клена.

Сидит, дятел, стволе, березы, на.

Осенью, деревьях, желтеют, на, ли­стья.

Дубом, много, под, желудей, было.

Земле, на, опавших, листьев, много.

Назови части целого

У дерева есть ... (ствол, ветки, кро­на, корни, листья, плоды)

Умные задачки

Каштан выше рябины, рябина выше осины

. Какое дерево выше всех?

Сосна ниже ели, но выше клена.

Какое дерево выше всех?

Отгадай загадки

Никто ее не пугает,

А она дрожит. (Осина)

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит —

Никому не говорит. (Ива)

Лысые детки

В шапки одеты.

Кудрявый папа

Стоит без шляпы. (Желуди на дубе)

В лесу на поляне

Ваня в зеленом кафтане

Богач не велик,

А гостинцами оделил. (Орешник, орехи)

Хитрые вопросы

Во что превратится дерево без ве­ток; лес без деревьев?

Чего в лесу больше: деревьев или со­сен?

Какое слово не подходит?

Золото, золотистый, зола, позолота. Желтый, жесткий, желтеть, жел­ток. Листья, листочек, лист, лес.

Подбери парное слово

Ель — шишка, дуб — ... (желудь). Липа — листья, сосна — ... (иголки).

Что не так?

Под дубом дети собирали шишки. Деревья закачались и подул ветер. Осенью на деревьях появляются почки.

Когда так говорят?

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком. От яблони яблоко, от ели шишка.

Рис.17. Подумай, что было сначала, а что потом? Укажи после­довательность цифрами.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 18. Обведи силуэты в заданном направлении, не отрывая руки.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 19. Внимательно рассмотри ли­сток, запомни, как он выглядит. Пере­верни страницу.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 20. Найди и обведи листок с предыдущей страницы.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 21. Гриб растет не под березой и не под сосной. Цветок рас­тет не под елью и не под березой. Что где растет? Нарисуй.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

ОВОЩИ

Тематический словарь

Баклажан, бобы, большой, ботва, вскапывать, выкапывать, вырастить, выращивать, вырезать, горох, гороховый, горький, желтый, зеле­ный, кабачок, капуста, картофель, картофельный, копать, кочан, крас­ный, крепкий, круглый, крупный, кукуруза, лук, маленький, мелкий, мор­ковь, овощи, овощной, огурец, окапывать, пастернак, патиссон, пересаживать, перец, петрушка, подкапывать, поливать, полоть, поми­дор, продолговатый, пупырчатый, рассаживать, расти, редис, редька, репа, рыжий, сажать, свекла, свекольный, сеять, сладкий, собирать, соч­ный, срезать, срывать, стручок, толстокожий, тыква, удобрение, удоб­рять, укроп, урожай, урожайный, фасоль, фасолевый, хрен, хрустящий, чеснок.

Измени по образцу

Один огурец — много огурцов,

одна репка —...

одна луковица —...

одна редиска —...

один помидор —...

один кабачок —...

ОДИН кочан капусты —...

один пучок зелени — ...

Скажи на оборот

Большая тыква — маленькая тыква.

Длинный огурец —...

Крепкий помидор — ...

Мелкая свекла —...

Горький перец —...

Крупный кочан — ...

Назови ласково

Огурец — огурчик.

Свекла —...

Помидор —...

Тыква —...

Лук —...

Чеснок —...

Морковь —...

Баклажан —...

Продолжи предложения

Мы купили на базаре: картошку...

На обед у нас был овощной салат из..

Осенью собирают урожай свеклы...

Дед поставил в огороде...

Измени по образцу

Расти — рос — росла.

Сажать —... Собирать —... Поливать —... Копать —...

Подбери признак и действие

Картофель {какой"?) —...

\Картофель (что с ним можно де­лать?) —...

Что лишнее?

Картофель, капуста, подберезовик, морковь. Кабачок, тыква, береза, огурец. Чеснок, груша, баклажан, укроп.

Сосчитай до пяти

Один большой кабачок — два боль­ших кабачка,... Одна сочная морковь — ... Один красный помидор — ... Один маленький огурец — ...

Изменило образцу

Растет — рос — будет расти. Сажает —... Собирает —... Поливает —... Копает —...

Отгадай загадки

Лоскуток на лоскутке —

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

В землю голову он спрятал,

Остры зубы обнажил.

Если б он был чуть послаще,

Я тогда бы с ним дружил. (Лук)

Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет —

Вот и ужин, и обед. (Картофель)

Развалились в беспорядке

На своей перинке — грядке

Сто зеленых медвежат,

С сосками во рту лежат. (Огурцы)

Ходит солнышко высоко,

Наливает сладким соком.

И, как смирные ребятки,

Все они сидят в початке. (Кукуруза)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них — красные детки. (Помидор)

Золотая голова —

Велика и тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова тяжела,

Только шея тонка. (Тыква)

Изменило образцу

Морковь — морковный. Свекла —... Тыква —... Лук —... Горох —... Картофель —... Чеснок —... Салат —... Овощ —...

Рис. 22. Какие овощи ты узнал? Сосчитай, сколько морковок здесь нарисовано.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 23. На какой грядке луковицы были посажены раньше?

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 24. на какой грядке репа посажена позже?

       
  Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru
    Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru
 

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 25. Собери: овощи — в коробку, фрукты — в корзину, яго­ды — в тарелку. Соедини стрелочками.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 26. Помоги Винни-Пуху дорисовать овощи.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

ФРУКТЫ

Тематический словарь

Абрикос, абрикосовый, ананас, ананасовый, апельсин, апельсиновый, аромат, ароматный, банан, варенье, виноград, вишня, вишневый, вкус, вкусно, вкусный, гранат, груша, джем, зреть, киви, косточка, кожура, ли­мон, лимонный, мандарин, наливаться, нежный, отцветать, плод, плодо­носить, повидло, расти, сад, садовый, сахарный, сироп, слива, созревать, сок, сочный, фрукт, фруктовый, хурма, цветение, цвести, черешня, ябло­ко,яблоня, яблочный.

Назови ласково

Апельсин — апельсинчик.

Яблоко —...

Лимон —...

Мандарин —...

Банан —...

Абрикос — ...

Подбери признак

Опиши фрукт, отвечая на вопросы о его цвете, форме, вкусе. Где и как он растет?

Яблоко, ананас, слива, банан, лимон, гранат, персик.

Продолжи предложения

В магазине продают яблоки, апельсины…... .

Варенье можно сварить из слив, аб­рикосов,....

Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, гранатовый,...

Измени по образцу

Сок из:

— абрикосов — абрикосовый,

— лимонов —...

— ананасов —...

— гранат —...

— мандаринов —...

— апельсинов —...

— персиков — ...

Что не так?

На яблоне растут груши.

Апельсины, яблоки и сливы — это овощи.

Из персиков варят абрикосовое ва­ренье.

Какое слово самое короткое?

Апельсин, мандарин, лимон, яблоко. Абрикос, ананас, киви, груша. Варенье, компот, повидло, сок.

Собери предложение

Яблоне, на, растут, яблоки.

Варит, слив, из, мама, варенье.

Что лишнее?

Банан, яблоко, киви, морковь.

Апельсин, мандарин, фрукт, ана­нас.

Цвести, зреть, расти, подметать.

Персиковый, абрикосовый, лимон­ный, кабачковый.

Измени по образцу

Варенье из:

— яблок — яблочное,

— слив —...

— абрикосов —...

— персиков —...

Измени по образцу

Одно красное яблоко — много крас­ных яблок. Один желтый лимон — ... Одна спелая слива — ... Одна сладкая груша — ...

Отгадай загадки

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

А из жаркой Африки. (Апельсин)

Что за плод?

Шкатулочка с секретом!

Семена — стекляшечки на вид,

Все прозрачные,

Все розового цвета,

Потрясешь — как странно! —

Не звенит. (Гранат)

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву. (Груша)

Синий мундир,

Желтая подкладка —

В середине сладко. (Слива)

Схож он с бусами немножко,

Каждый листик — как ладошка.

Был зеленый, а поспел он —

Стал янтарным, синим, белым. (Виноград)

Вкусны — оближешь пальчики —

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

А с охотой их съедаю. (Мандарины)

Доскажи словечко

В шкуре желтой, Кислый он, Называется... (лимон)

Подбери парное слово

Зеленый — киви, желтый — ... (ли­мон/банан/яблоко).

Сладко — банан, кисло — ... (лимон).

Косточка — персик, косточки — ... (яблоко/груша/мандарин).

Круг — апельсин, овал — ... (банок).

Овощи — огород, фрукты — ... (сад).

Какое слово самое длинное ?

Слива, груша, мандарин, лимон. Банан, виноград, гранат, киви.

Рис. 27. Какие фрукты здесь нарисованы? Обведи только те, ко­торые бывают красными.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 28. Какой картинки не хватает? Выбери и соедини стре­лочкой.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 29. Повтори рисунки по клеточкам.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 30. Помоги ежику собрать все яблоки, начиная с самого ма­ленького.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

Рис. 31. Дорисуй фрукты. Раскрась.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий - student2.ru

ПТИЦЫ

Тематический словарь

Аист, вить, виться, воробей, ворона, выводить, выпь, глухарь, гнездо, гнездиться, голосистый, голубь, грач, гусь, гусиный, дрозд, дятел, жаво­ронок, журавлиный, журавль, зимовать, зимующие, зяблик, искать, кар­кать, кладка, клевать, клин, клюв, корм, кормиться, кормушка, косяк, крыло, куковать, кукушка, кулик, курлыкать, куропатка, ласточка, ле­бединая, лебедь, летать, нахохлиться, нестись, облетать, овсянка, от­кладывать, перелетать, перелетные, перья, порхать, птенец, пух, пухо­вый, рябчик, свиристель, синица, скворец, снегирь, сова, сойка, соловей, сорока, стая, стриж, тетерев, трясогузка, улетать, утка, утиный, цап­ля, чибис, чирикать, щебетать, щегол, щелкать, яйцо, ястреб.

Что не так?

Стаи воробьев и голубей улетают в теплые края.

У птиц по два крыла и по четыре лапы.

Осенью скворечники собираются В стаи и улетают в теплые края.

Хитрые вопросы

Чего больше — крыльев или птиц?

Чего больше — крыльев или лап?

Ктостарше — птица или птенец?

Кто больше — кукушонок или ку­кушка?

Исправь ошибку

Наши рекомендации