Параметры работоспособности подшипников
Несущая способность подшипника
Параметром, характеризующим несущую способность подшипника, является коэффициент нагруженности (безразмерное число Зоммерфельда). Коэффициент нагруженности определяется по формуле:
,где
F- среднее давление в подшипнике, Па;
ψ– относительный зазор;
η– динамическая вязкость, Па×с;
ω– угловая скорость вала, рад/с.
Коэффициент нагруженности показывает, в каких условиях смазки работает подшипник. По его величине определяется минимальная толщина слоя смазки.
Минимальная толщина масляного слоя в подшипнике на режиме жидкостного трения равна:
,где
и шероховатости поверхностей соответственно вала и вкладыша.
Запас надёжности работы подшипника по толщине масляного слоя определяется как отношение критического коэффициента нагруженности к рабочему:
Рис.3. Изменение коэффициента нагруженности в зависимости от эксцентриситета.
При работе двигателя режим работы подшипников постоянно изменяется: изменяется нагрузка на подшипник, изменяется частота вращения коленчатого вала, в зависимости от температуры смазочного масла меняется его вязкость.
Для оценки работоспособности подшипников определяют несущую способность в диапазоне изменения значений параметров режима работы подшипника.
Из всех аргументов функции коэффициента нагруженности в процессе эксплуатации двигателя изменяется только один – относительный зазор в подшипнике. По мере увеличения зазора будет увеличиваться коэффициент нагруженности, будет увеличиваться и относительный эксцентриситет, минимальная толщина масляного слоя будет уменьшаться.
Зазор в подшипнике, при котором минимальная толщина масляного слоя достигнет критического значения, называется предельным.
Расчёты
1. Таблица исходных данных
Размеры деталей и режим работы шатунных подшипников коленчатого вала
Модели двигателей | MITSUBISHI (8DS81,82) |
Диаметр нижней головки шатуна | |
Диаметр шейки вала | 89,94 |
Толщина вкладыша | 2,513 |
Ширина подшипника | |
Шероховатость поверхности вала | 1,2 |
Шероховатость поверхности вкладыша | 3,6 |
Диапазон средней нагрузки на подшипник | 1,5-4 |
Диапазон частоты вращения коленчатого вала | 800-3000 |
Динамическая вязкость масла | 0,01 |
2. Определение коэффициента нагруженности и запаса надёжности.
Нагрузка на подшипник: =4МПа
Результаты расчёта | |||
Диаметральный зазор | Максимальный | 0,069 | |
Минимальный | 0,034 | ||
Средний | 0,0515 | ||
Радиальный | Максимальный | 0,0345 | |
Минимальный | 0,017 | ||
Средний | 0,02575 | ||
Относительный зазор | 0,000572604 | ||
Коэффициент нагруженности | 0,204922058 | ||
Критическое значения минимальной толщины масляного слоя | 4,8 | 0,0048 | |
Значение относительного эксцентриситета | 0,813592233 | ||
k | 0,422503891 | ||
Фкр | 0,8 | ||
Запас надёжности | 3,903923313 |