Институт парламентаризма и предпринимательства

ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

социально–экономический факультет

кафедра экономики и управления

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой ЭиУ Декан СЭФ

Коротков А.В. Пугач Е.В.

"___" _______________2014г. "___" _______________2014г.

Декан ФЗО

Якименко Н.И.

"___" _______________2014г.

Электронный учебно-методический комплекс

по дисциплине

"Теория анализа хозяйственной деятельности"

для студентов специальности

1-25 01 08 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Составитель:

ст. преподаватель

Короткова Е.А.

Рассмотрено и утверждено

на заседании Совета ИПП "30" июня 2014г.

протокол № 6

ВВЕДЕНИЕ

Представленный учебно-методический комплекс имеет своей целью создание условий для более эффективного усвоения студентом необходимой информации по дисциплине «Теория анализа хозяйственной деятельности» и приобретения им практикоориентированных умений в сфере экономики и финансов.

Учебно-методический комплекс разработан на основании «Положения об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования», утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 167, а также Положения об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования частного учреждения образования «Институт парламентаризма и предпринимательства».

Теория анализа хозяйственной деятельности является теоретической и методологической основой построения отраслевых и специальных методик по анализу хозяйственной деятельности. В данном учебно–методическом комплексе раскрывается сущность анализа хозяйственной деятельности, его место и роль в системе управления, цель и задачи, предмет, методологические основы исследования, виды анализа хозяйственной деятельности и краткая их характеристика, инструментарий анализа, его организация и перспективы развития.

Цель УМК «Теория анализа хозяйственной деятельности» – дать возможность студенту получить систему теоретических знаний о методологической основе, сущности, содержании, инструментарии, организации и перспективах развития анализа хозяйственной деятельности.

В результате изучения материалов УМК студент должен

знать:

- сущность, содержание анализа хозяйственной деятельности;

- предмет, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности;

- методический инструментарий анализа хозяйственной деятельности;

- организацию анализа хозяйственной деятельности;

- проблемы и перспективы развития анализа хозяйственной деятельности;

уметь:

- детализировать, структурировать и моделировать показатели хозяйственной деятельности в разрезе основных групп факторов;

- использовать методы факторного анализа основных экономических показателей.

Учебно-методический комплекс включает в себя научно-методическое обеспечение, позволяющее студенту целенаправленно спланировать самостоятельную работу над освоением дисциплины, эффективно готовиться к семинарским занятиям и экзамену. Для формирования комплексного понимания содержания дисциплины и ее отдельных блоков в УМК представлены типовая учебная программа и рабочая программа ИПП, предложен краткий конспект лекций, адаптированный под программу занятий в ИПП. В качестве вспомогательной информации, студенту предлагается список дополнительной литературы, глоссарий, экзаменационные вопросы и материалы для самоконтроля.

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПАРОГРАММА

институт парламентаризма и предпринимательства - student2.ru

СОСТАВИТЕЛИ:

Стражев В.И., профессор кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита в отраслях народного хозяйства Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор;

Савицкая Г.В., профессор кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита в АПК и транспорте Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, профессор.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», (протокол № 4 от 4 июня 2009 г.), Долинина Т.Н., заведующий кафедрой бухгалтерского учета и статистики, кандидат экономических наук, доцент;

Киреенко Н.Н., заведующий кафедрой учета, анализа и аудита Учреждения образования «Белорусский государственный аграрный технический университет», кандидат экономических наук, доцент.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № 9 от 14.05. 2009);

Кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в АПК и транспорте Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № 13 от 11.06. 2009);

Научно-методическим Советом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № 5 от 24.06. 2009);

Научно-методическим Советом (секцией) по специальностям 1 – 25 01 05 «Статистика», 1 – 25 01 08 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, 1 – 25 01 11 «Аудит и ревизия» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по экономическому образованию

(протокол № 2 от 25.06. 2009).

Ответственный за выпуск: Стражев В.И.

Пояснительная записка

Теория анализа хозяйственной деятельности является теоретической и методологической основой построения отраслевых и специальных курсов по анализу хозяйственной деятельности. В данном курсе раскрывается сущность анализа хозяйственной деятельности, его место и роль в системе управления, цель и задачи, предмет, методологические основы исследования, виды анализа хозяйственной деятельности и краткая их характеристика, инструментарий анализа, его организация и перспективы развития.

Цель изучения дисциплины «Теория анализа хозяйственной деятельности» – получить систему теоретических знаний о методологической основе, сущности, содержании, инструментарии, организации и перспективах развития анализа хозяйственной деятельности.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать:

- сущность, содержание анализа хозяйственной деятельности;

- предмет, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности;

- методический инструментарий анализа хозяйственной деятельности;

- организацию анализа хозяйственной деятельности;

- проблемы и перспективы развития анализа хозяйственной деятельности;

уметь:

- детализировать, структурировать и моделировать показатели хозяйственной деятельности в разрезе основных групп факторов;

- использовать методы факторного анализа основных экономических показателей.

Базисом для изучения дисциплины являются знания, полученные по дисциплинам: «Экономическая теория», «Статистика», «Экономика организации (предприятия)» и другие смежные дисциплины.

Всего часов по дисциплине - 174, из них, из них всего часов аудиторных – 86, в том числе 42 часа – лекции, 44 часа – практические занятия.

Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

Примерный тематический план

  Название темы Количество часов Всего
лекции практи-ческие занятия
1. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности, его цель и задачи      
2. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности      
3. Методологические основы анализа хозяйственной деятельности      
4. Инструментарий, используемый в анализе хозяйственной деятельности      
5.Методологические основы анализа резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности      
6. Типология видов анализа хозяйственной деятельности      
7. Методологические основы перспективного анализа      
8. Организация анализа хозяйственной деятельности      
9. История и перспективы развития анализа хозяйственной деятельности
Итого

Содержание учебного материала

Тема 1. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности, его цель и задачи

Понятие анализа как метода познания сущности явлений и процессов. Объективные предпосылки возникновения и развития анализа.

Анализ хозяйственной деятельности. Его сущность, место и роль в системе управления.

Цель, функции и задачи анализа хозяйственной деятельности.

Содержание анализа хозяйственной деятельности и его связь с другими науками.

Литература

Основная:

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Барнгольц С.Б. Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.:Финансы и статистика, 2003.

3. Любушин Н.П., Лещева В.Б. Сучков Е.А. Теория экономического анализа, М.: Юристъ, 2004.

4. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2009.– 281 с.

5. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. Минск.: БГЭУ, 2008.– 351 с.

6. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник В.В. Осмоловский, В.И.Стражев, Л.И.Кравченко и др. Мн.: Выш.шк. 1989, 2001.

7. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. /Под ред. Л.И.Кравченко. М. Новое Знание. 2005.

8. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная:

1. Адамов В.Е. Факторный индексный анализ (Методика и проблемы). М.: Политиздат, 1977.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. проф. В.И.Стражева. Мн.: Вышэйш.шк., 2008.

3. Баканов М.И., Кашаев А.Н, Шеремет А.Д. Экономический анализ. Теория, история, современное состояние, перспективы. М.: Финансы, 1976.

4. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. М. ИНФРА-М, 2001.

5. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. Монография. М.:Финансы и статистика, 1984.

6. Бриль А.Р. Функционально-стоимостной анализ в экономических расчетах. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

7. Бухгалтерский анализ / Пер.с англ.С.И.Тимачева. Киев: Торгово-издательское бюро ВНY,1993.

8. Вейцман Н.Р.Счетный анализ. М.: Союзоргучет, 1924.

9. Дембинский Н.В. Вопросы теории экономического анализа. Монография. М.: Финансы, 1971.

10. Журавлева В.И., Говда С.Е. Комплексный анализ. М.:Финансы, 1974.

11. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. Учебное пособие. Киев: Выш.шк.1989.

12. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Учебник, М.: Проспект, 2004.

13. Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Козлов Н.В., Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ. М.: Финансы и статистика, 1987. – 256 с.

15. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ, 2002.

16. Майданчик Б.И. Сравнительный экономический анализ в машиностроении. М.: Машиностроение, 1973.

17. Мойсеева Н.К., Карпунин М.Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. М.: Высшая школа, 1988.

18. Муравьев А.И. Теория экономического анализа: Проблемы и решения. Монография. М.: Финансы и статистика, 1988.

19. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий: Учебник. М.: Машиностроение, 1989.

20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2009.

21. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008.

22. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. Мн.: ИСЗ, 1996.

23. Стражев В.И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа. Монография. Мн.: Навука і тэхніка, 1973.

24. Татур И.К. Основы анализа экономики предприятия. М.: Московский рабочий, 1956.

25. Черняк Ю.И. Анализ и синтез систем в экономике. М.: «Экономика», 1970.

26. Чумаченко Н.Г. Внутризаводской экономический анализ. Киев, Техника, 1968.

27. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). М.: Экономика, 1974.

28. Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.

29. Шеремет А.Д. Развитие теории экономического анализа в условиях хозяйственной реформы. М.: МГУ, 1971.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Содержание методики анализа и общие принципы ее построения.

Методики экономического анализа – это конкретная реализация принципов его метода.

Основными составными элементами методик экономического анализа являются:

· объект анализа;

· цель и задачи анализа;

· перечень изучаемых показателей;

· привлекаемые источники информации;

· аналитическая обработка экономической информации, содержащейся в привлекаемых источниках информации: формы аналитических таблиц, алгоритмы расчета производных показателей и факторов, внутрипроизводственных резервов и др.;

· подходы к интерпретации (формированию выводов) результатов анализа;

· требования к оформлению результатов анализа.

Типы факторных систем.

Традиционные приемы обычно используются при анализе и оценке детерминированных систем, в которых связь между изучаемыми факторами и результатным показателем носит функциональный характер и может быть представлена в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Экономико-математические методы исследования используются при изучении стохастических систем, в которых связь между анализируемыми факторами и результатным показателем носит неполный, вероятностный, стохастический(корреляционный) характер.

Прием абсолютных разниц.

При использовании приема абсолютных разниц предварительно определяют абсолютные отклонения (разницу) по изучаемым факторам и результатному показателю (отклонения от плана или от данных прошлого периода). Если результатный показатель равен произведению факторов, эти отклонения по каждому фактору умножают на абсолютные значения других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на выполнение плана по результатному показателю двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение от плана по количественному фактору умножать на плановый качественный фактор, а отклонение от плана по качественному фактору – на фактический количественный фактор. Отклонение в динамике по количественному фактору умножают на фактическое значение качественного фактора за прошлый период. Отклонение в динамике по качественному фактору умножают на фактическое значение количественного фактора отчетного периода.

Если при использовании приема абсолютных разниц алгебраическая сумма влияния факторов не равна отклонению от плана (или от прошлого периода) по результатному показателю, это означает, что расчеты выполнены с недостаточной точностью и их следует сделать с большей точностью.

5.Прием относительных разниц.

При использовании приема относительных разниц по изучаемым факторам и результатному показателю предварительно определяют проценты выполнения планов (или темпы роста в динамике). Затем путем специальных расчетов по формулам определяют влияние факторов на изучаемый показатель.

Предположим результатный показатель (Z) равен произведению четырех факторов (a, b, c, d). Влияние каждого на результатный показатель можно рассчитать по следующим формулам:

(%a - 100)

институт парламентаризма и предпринимательства - student2.ru первого фактора (∆aF) = Z0

(%a * %b - %a *100)

институт парламентаризма и предпринимательства - student2.ru второго фактора (∆bF) = Z0

(%a * %b * %c - %a * %b * 100)

институт парламентаризма и предпринимательства - student2.ru третьего фактора (∆cF) = Z0

(%a * %b * %c * %d - %a * %b * %c * 100)

институт парламентаризма и предпринимательства - student2.ru четвертого фактора (∆dF) = Z0 =

[(%Z - %a * %b * %c : (100 * 100))]

институт парламентаризма и предпринимательства - student2.ru = Z0

Прием долевого участия.

В анализе хозяйственной деятельности используется также прием долевого участия, когда влияние каждого фактора на результатный показатель определяется пропорционально его доле в отклонении от плана (или в динамике) по этому показателю, то есть изменение результатного показателя распределяется между факторами по правилам пропорционального деления.

7. Использование в анализе способов детализации (по времени и пространству), группировок, средних и относительных величин.

Прием группировок применяется для изучения взаимосвязи и взаимозависимости между показателями при большом числе данных. Группировки используют при анализе хозяйственной деятельности предприятий по данным сводной отчетности и другим источникам информации, когда путем составления специальных аналитических таблиц обобщаются результаты их работы. Прием группировок позволяет установить наличие, характер и направление взаимосвязи между анализируемыми показателями.

Однако показатели нельзя группировать по случайным признакам. До построения группировочных таблиц необходимо путем теоретико-экономического анализа определить характер причинно-следственной связи между показателями, взаимозависимости между ними.

В практике экономического анализа широко применяются средние и относительные величины. Средние показатели определяются на основе массовых, качественно однородных данных. Они дают обобщенную характеристику изучаемым процессам и явлениям. В анализе хозяйственной деятельности применяются средняя арифметическая (простая и взвешенная), средняя гармоническая, средняя хронологическая, средняя геометрическая (последняя используется для изучения средних темпов роста), а также мода и медиана.

Относительные величины (проценты и коэффициенты) широко используются в экономическом анализе для дополнения характеристик абсолютных значений изучаемых показателей. Они определяются делением одной величины показателя на другую, которая принимается за базу сравнения. Проценты применяются при изучении степени выполнения планов, динамики хозяйствования, структурных показателей, уровней расходов, доходности, рентабельности и т.д. коэффициенты определяются отношением двух взаимосвязанных показателей, один из которых принимается за единицу.

Классификация резервов.

Экономическая сущность резервов как неиспользованных возможностей заключается в обеспечении более эффективного развития субъекта хозяйствования в конкурентной среде.

Поскольку резервы неоднородны по пространственным, временным и другим признакам, они классифицируются по ряду признаков. Рассмотрим наиболее важные признаки, имеющие значимость для поиска и измерения резервов.

Существенными признаками в отношении резервов являются:

· пространство;

· время;

· стадии жизненного цикла изделий;

· виды ресурсов.

По признаку пространства резервы подразделяются на внутренние и внешние.

По признаку времени резервы подразделяются на текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные).

По стадиям жизненного цикла изделий резервы подразделяются на предпроизводственные, производственные, эксплуатационные и утилизационные.

По видам ресурсов резервы подразделяются на трудовые, средства труда и предметы труда.

Хозяйственной деятельности.

Всестороннее изучение экономических явлений и процессов, связанных с деятельностью предприятий, строится на принципах экономического анализа. Основными из них являются:

· государственность;

· научность;

· объективность;

· системность и комплексность;

· оперативность;

· массовость.

Планирование аналитической работы и последовательность ее

Проведения.

Подготовительный этап включает составление плана проведения анализа, подбор, проверку и предварительную обработку изучаемой информации. В зависимости от цели и сроков проведения анализа хозяйственной деятельности планы могут быть краткими или развернутыми. В планах экономического анализа обычно предусматривают:

· цель анализа;

· объекты анализа;

· программу анализа;

· сроки (периодичность) проведения аналитических работ;

· исполнителей и распределение аналитических работ (функций) между ними;

· порядок оформления и использования результатов проведенного анализа.

Программа экономического анализа может различаться в зависимости от сроков, места и цели его проведения. При изучении хозяйственной деятельности предприятий вышестоящей организацией, финансовыми, кредитными и другими органами за длительный период (квартал, полугодие, год) программа анализа нередко составляется в виде специального опросника. При оперативном анализе вопросы могут не разрабатываться, а его данные заносятся в специальные аналитические таблицы.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Задания на семинарские занятия:

Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности, его цель и задачи.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие анализа как метода познания сущности явлений и процессов.

2. Объективные предпосылки возникновения и развития анализа.

3. Анализ хозяйственной деятельности. Его сущность, место и роль в системе управления.

4. Цель, функции и задачи анализа хозяйственной деятельности.

5. Содержание анализа хозяйственной деятельности и его связь с другими науками.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Вопросы для подготовки к экзаменам

1. Виды АХД.

2. Роль АХД в управлении и повышении его эффективности.

3. Предмет и объекты АХД.

4. Содержание, задачи и принципы АХД.

5. Метод АХД, его характерные черты.

6. Методика комплексного АХД

7. Понятие, типы и задачи факторного анализа.

8. Классификация факторов в АХД.

9. Детерминированное моделирование и способы преобразования факторных моделей.

10. Способ сравнения в АХД.

11. Многомерные сравнения в АХД.

12. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

13. Способы относительных и средних величин.

14. Способы группировки информации в АХД.

15. Балансовый способ в АХД.

16. Способы табличного и графического представления аналитических данных.

17. Способы цепной подстановки.

18. Способы абсолютных и относительных разниц.

19. Способы пропорционального деления.

20. Способы долевого участия.

21. Интегральный способ.

22. Понятие стохастической связи и задачи корреляционного анализа.

23. Использование способов парной корреляции для изучения стохастических зависимостей.

24. Методика множественного корреляционного анализа.

25. Сущность и методический инструментарий компаундирования и дисконтирования денежных потоков.

26. Методический инструментарий оценки аннуитета.

27. Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация

28. Методика определения величины резервов.

29. Принципы организации ФСА.

30. Опыт и перспективы использования ФСА.

31. Методический инструментарий прогнозного анализа экономических показателей.

32. Основные правила организации анализа.

33. Организационные формы и исполнители.

34. Информационное и методическое обеспечение анализа.

35. Документальное оформление результатов анализа.

36. Организация компьютерной обработки экономической информации.

37. Анализ хозяйственной деятельности. Его сущность, место и роль в системе управления.

38. Цель, функции и задачи анализа хозяйственной деятельности.

39. Содержание анализа хозяйственной деятельности и его связь с другими науками.

40. Хозяйственная деятельность как объект анализа хозяйственной деятельности, ее основные аспекты: функциональный, натуральный, экономический, социальный, экологический и др.

41. Принципы АХД.

42. Понятие и виды факторного анализа. Основные этапы факторного анализа.

43. Понятие и экономическая сущность резервов в анализе хозяйственной деятельности и их классификация.

44. Формы и методы мобилизации выявленных резервов.

45. Основные классификационные признаки видов анализа хозяйственной деятельности.

46. Понятие, задачи и основные особенности перспективного анализа.

47. Методический инструментарий перспективного (стратегического) анализа: эвристические методы, методы экстраполяции; эконометрические методы, SWOT- анализ, АВС-анализ, сетевой анализ и др.

48. Основные принципы и организационные формы анализа хозяйственной деятельности на микроуровне.

49. Планирование аналитической работы.

50. Организация анализа хозяйственной деятельности в автоматизированной системе управления.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Глоссарий

Альтернативные (вмененные, экономические) затраты (издержки) - затраты, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные затраты часто определяются как ценность упущенных возможностей: затраты одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.

Анализ (от др. греч. "разложение") - научный метод познания (исследования), заключающийся в разделении чего-то целого на части с целью их более детального изучения.

Аналогия (от др. греч. "сходство") - научный метод познания (исследования), основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

Аукцион - способ продаж посредством торгов (покупателем считается лицо, предложившее наибольшую цену).

Аукцион открытый - разновидность аукциона, когда каждый участник знает, какую цену на торгах предлагает другой участник.

Аукцион закрытый - разновидность аукциона, когда участники заявляют цену на торгах одновременно и не знают, какую цену предлагают другие участники.

Аукцион английский - разновидность аукциона, когда стартовая цена повышается.

Аукцион голландский - разновидность аукциона, когда стартовая цена понижается.

Блага - все то, что используется для удовлетворения потребностей.

Бухгалтерские затраты (издержки) - рассматриваются как фактические, т.е. реальные и зафиксированные в соответствующей бухгалтерской документации и отчетности расходы средств и ресурсов. При этом учитывается использование только чужих, не принадлежащих предприятию факторов производства.

Внешние (явные) затраты (издержки) - затраты факторов производства, не принадлежащих субъекту хозяйствования, как правило фиксируются в соответствующей документации.

Внутренние (неявные) затраты (издержки) - затраты факторов производства, которые принадлежат самому субъекту хозяйствования, в ряде случаев не фиксируются в документах, т.к. их трудно учесть.

Воспроизводство (общественное воспроизводство)- непрерывный и постоянно возобновляемый процесс производства в масштабах всего общества.

Государственная собственность - форма собственности, когда субъектом собственности выступает какой-либо орган государственной власти.

Дедукция (от лат. "выведение") - научный метод познания (исследования), когда изучение ведется от общего к частному.

Демонополизация экономики— снижение степени монополизации экономики посредством проведения деконцентрации сложившихся предпринимательских монополий, содействия развития конкуренции, ограничения слияний и иных межхозяйственных соглашений.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара (услуг).

Закон спроса - обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемых товаров (услуг).

Затраты (издержки) - расходы ресурсов, связанные с производством и реализацией продукта.

Земля - один из основных факторов производства, планета Земля, представляет собой не только источник различных ресурсов, но и среду обитания человека.

Индивидуальный спрос - спрос на конкретный товар (услугу) со стороны конкретного потребителя.

Индукция (от лат. "наведение") - научный метод познания (исследования), когда изучение ведется от частного к общему.

Капитал - один из основных факторов производства, представляет собой совокупность средств используемых в процессе производства, включая и денежные средства.

Командная (командно-административная) экономика - экономическая система, в которой доминируют государственная собственность, директивное планирование, централизованное руководство, прямое вмешательство государства в деятельность хозяйственных субъектов и административные методы управления.

Коммунальная (муниципальная) собственность - разновидность государственной собственности, когда субъектом собственности выступают местные органы власти.

Кривая предложения - графическое изображение зависимости между ценой товара (услуги) и величиной предложения этого товара (услуги). Представляет собой восходящую кривую.

Кривая (граница) производственных возможностей - кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании данного объема ресурсов и данной технологии.

Кривая спроса - графическое изображение зависимости между ценой товара (услуги) и величиной спроса на данный товар (услугу). Представляет собой нисходящую кривую.

Либерализация цен— переход к формированию цен в соответствии с рыночным механизмом.

Метод (от др. греч. "путь") науки - способ, прием познания (исследования).

Объект собственности - благо, принадлежащее какому-нибудь лицу (субъекту собственности).

Производство - процесс создания экономических благ.

Потребности - внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность благ.

Права собственности - установленная законодательством совокупность властных прав, поведенческих отношений, складывающихся между экономическими субъектами по поводу отчуждения и использования благ.

Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Республиканская собственность - разновидность государственной собственности, когда субъектом собственности являются центральные органы власти.

Ресурсы производства - блага, которые могут быть использованы в процессе производства.

Рыночная экономика - экономическая система, в основе которой лежит рыночный механизм хозяйствования.

Синтез (от др. греч. "соединение") - научный метод познания (исследования), заключающийся в соединении разрозненных частей в целое.

Смешанная экономика— экономическая система, соединяющая в себе черты различных экономических систем (например, командно-административной и рыночной экономики).

Социально ориентированная рыночная экономика— экономика, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов задачам развития личности, преодолевая отчуждение человека от труда и его продуктов, средств производства, общества и культуры.

Сравнение - научный метод познания (исследования), заключающийся в определении сходства и различий явлений и процессов.

Субъект собственности - лицо или лица, которым принадлежат какие-то блага (объект собственности).

Труд - один из важнейших факторов производства, обычно характеризующийся как целенаправленная и сознательная человеческая деятельность.

Факторы производства - важнейшие условия, исходные данные, без которых производство было бы невозможно (земля, труд, капитал, предпринимательство, наука, информация и т.д.). Факторы производства состоят из ресурсов производства.

Функции государства— это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется назначение государства как политической организации

“Шоковая терапия”— один из путей перехода к рыночной экономике посредством реализации полного набора быстрых и радикальных мероприятий по реформированию административно-командной системы

Эволюционный путь перехода к рыночной экономике — постепенное, поэтапное преобразование административно-командной системы в рыночную

Экономика переходного периода характеризует промежуточное состояние общества и представляет собой смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем

Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов

При оценке ответа студента преподаватели руководствуются следующими критериями:

10 баллов - десять:

- систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;

- точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

- безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;

- выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

- полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

- умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

- творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 баллов - девять:

систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;

точ

Наши рекомендации