Размеры земельных участков складов строительных материалов и твердого топлива на 1 тыс. чел.
Таблица 3.36.
Склады | Размеры земельных участков, м2 |
Склады строительных материалов (потребительские) | |
Склады твердого топлива с преимущественным использованием: | |
угля | |
дров |
48. При организации сельскохозяйственного производства необходимо предусматривать меры по защите жилых и общественно-деловых зон от неблагоприятного влияния производственных комплексов, а также самих этих комплексов, если они связаны с производством пищевых продуктов, от загрязнений и вредных воздействий иных производств, транспортных и коммунальных сооружений. Меры по исключению загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, поверхностных водосборов, водоемов и атмосферного воздуха должны соответствовать санитарным нормам.
48.1. При формировании производственных зон сельских поселений расстояния между сельскохозяйственными предприятиями, зданиями и сооружениями следует предусматривать минимально допустимые исходя из санитарных, ветеринарных, противопожарных требований и норм технологического проектирования.
На территории животноводческих комплексов и ферм и в их санитарно-защитных зонах не допускается размещать предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, объекты питания и объекты, к ним приравненные.
Объекты с размерами санитарно-защитной зоны свыше 300 м следует размещать на обособленных земельных участках за пределами границ сельских населенных пунктов.
48.2. При размещении сельскохозяйственных предприятий и других объектов необходимо предусматривать меры по исключению загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, поверхностных водосборов, водоемов и атмосферного воздуха.
48.3 Линии электропередачи, связи и других линейных сооружений местного значения следует размещать по границам полей севооборотов вдоль дорог, лесополос, существующих трасс с таким расчетом, чтобы обеспечивался свободный доступ к коммуникациям с территорий, не занятых сельскохозяйственными угодьями.
49. Производственные зоны сельских поселений, как правило, не должны быть разделены на обособленные участки железными и автомобильными дорогами общей сети.
50. Зоны транспортной и инженерной инфраструктур следует предусматривать для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного транспорта, связи, инженерного оборудования с учетом их перспективного развития.
В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройства других объектов внешнего транспорта допускается устанавливать охранные зоны.
50.1. Отвод земель для сооружений и устройств внешнего транспорта осуществляется в установленном порядке. Режим использования этих земель определяется градостроительной документацией в соответствии с действующим законодательством.
50.2. Для предотвращения неблагоприятных воздействий при эксплуатации объектов транспорта, связи, инженерных коммуникаций устанавливаются санитарно-защитные зоны от этих объектов до границ территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон.
50.3. Территории в границах отвода сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и их санитарно-защитных зон подлежат благоустройству и озеленению с учетом технических и эксплуатационных характеристик этих объектов.
50.4. Сооружения и коммуникации транспорта, связи, инженерного оборудования, эксплуатация которых оказывает прямое или косвенное воздействие на безопасность населения, размещаются за пределами поселений.
50.5. Новые сортировочные станции железных дорог общей сети следует размещать за пределами города. Расстояния от сортировочных станций до жилых и общественных зданий принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибраций, но не менее 150 м.
50.6. Пересечения железнодорожных линий между собой в разных уровнях следует предусматривать для линий категорий: I, II ‑ за пределами территории поселений; III, IV ‑ за пределами территории жилых и общественно-деловых зон.
50.7. Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
50.8. В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.
50.9. Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии с СП 34.13330. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии с СП 34.13330, но не менее, м: до жилой застройки ‑ 100; садово-дачной застройки ‑ 50; для дорог IV категории ‑ соответственно 50 и 25. Со стороны жилой и общественной застройки поселений, садоводческих товариществ следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
В случае транзитного прохождения автомобильных дорог общей сети по территории поселения необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения пешеходов и местного транспорта, а также по выполнению экологических и санитарно-гигиенических требований к застройке.
51. Аэродромы и вертодромы следует размещать в соответствии с требованиями СНиП 32-03-96 на расстоянии от границ жилых, общественно-деловых, смешанных и рекреационных зон, обеспечивающих безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума в соответствии с ГОСТ 22283 и электромагнитного излучения, установленные для этих территориальных зон санитарными нормами.
Указанные требования должны соблюдаться также при реконструкции существующих и формировании новых жилых, общественно-деловых и рекреационных зон поселений в районах действующих аэродромов.
51.1. Размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.
51.2. Предприятия и организации, с которыми необходимо согласование, определяет штаб объединения ВВС военного округа, в зоне ответственности которого предполагается строительство. Адрес штаба представляется заказчикам проектной документации или проектным организациям органами власти субъектов Российской Федерации.
51.3. Согласованию подлежит размещение:
1) всех объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне этих границ в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома (КТА);
2) объектов в радиусе 30 км от КТА, высота которых относительно уровня аэродрома 50 м и более;
независимо от места размещения:
3) объектов высотой от поверхности земли 50 м и более;
4) линий связи, электропередачи, а также других объектов радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств;
5) взрывоопасных объектов;
6) факельных устройств для аварийного сжигания газов;
7) промышленных и иных предприятий и сооружений, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов.
Размещение объектов, указанных в (п.3-76), независимо от места их размещения, кроме того, подлежит согласованию с штабом военного округа и штабом объединения ВВС, на территории и в зоне ответственности которых предполагается строительство.
51.4. Запрещается размещение на расстоянии ближе 15 км от КТА мест выброса пищевых отходов, звероферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц.
Примечания:
1 Указанные согласования утрачивают силу, если в течение трех лет возведение соответствующих объектов не начато.
2 Контрольная точка аэродромов располагается вблизи геометрического центра аэродрома:
- при одной взлетно-посадочной полосе (ВПП) - в ее центре;
- при двух параллельных ВПП - в середине прямой, соединяющей их центры;
- при двух непараллельных ВПП - в точке пересечения перпендикуляров, восстановленных из центров ВПП.
3. В документах, представляемых на согласование размещения высотных сооружений, во всех случаях необходимо указывать координаты расположения проектируемых сооружений.
4. При определении высоты факельных устройств учитывается максимально возможная высота выброса пламени.
52. Размещение и планирование территории морских и речных портов
52.1. Размещение новых и реконструкцию существующих зданий и сооружений в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей следует производить по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации.
52.2. Морские и речные порты следует размещать на расстоянии не менее 100 м от жилой застройки. Расстояния от границ специализированных районов новых морских и речных портов до жилой застройки следует принимать не менее, м:
- от границ районов, предназначенных для размещения складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (при размещении складов ниже по течению реки)* ‑ 500;
- от границ районов перегрузки и хранения пылящих грузов – 300;
- от резервуаров и сливно-наливных устройств в районах перегрузки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на складах категорий: I – 200;
- II и III – 100;
- от границ рыбного порта (без рыбообработки на месте) – 100.
*Указанное расстояние следует принимать также от мест массового отдыха, пристаней, речных вокзалов, рейдов отстоя судов, гидроэлектростанций, промышленных предприятий и мостов.
При размещении складов выше по течению реки расстояние от перечисленных объектов должно быть не менее, м:
- для складов категорий: I – 5000;
- II и III – 3000.
Примечание
1. На территории речных и морских портов следует предусматривать съезды к воде и площадки для забора воды пожарными машинами.
2. В портах с малым грузооборотом пассажирский и грузовой районы допускается объединять.
52.3. Береговые базы и места стоянки маломерных судов, принадлежащих спортивным клубам и отдельным гражданам, следует размещать за пределами городов, а в пределах городов - вне жилых, общественно-деловых и рекреационных зон.
Примечание:
Указанные требования не распространяются на лодочные станции и другие сооружения водного спорта, обслуживающие зоны массового отдыха населения.
53. Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств
53.1. На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой ‑ не более 1500 м.
53.2. Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать по таблице 3.37, из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе,%:
Таблица 3.37
жилые районы | |
промышленные и коммунально-складские зоны (районы) | |
общегородские и специализированные центры | |
зоны массового кратковременного отдыха |
Примечания:
1. Допускается предусматривать сезонное хранение 10-15% парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения.
2. При определении общей потребности в местах для хранения следует также учитывать другие индивидуальные транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) с применением следующих коэффициентов: для мотоциклов и мотороллеров с колясками, мотоколяски -0,5, мотоциклы и мотороллеры без колясок-0,25,мопеды и велосипеды-0,1
3. Допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.
53.3. На территории жилых районов и микрорайонов в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать места для хранения автомобилей в подземных гаражах из расчета не менее 25 машино-мест на 1 тыс. жителей. Гаражи боксового типа для постоянного хранения автомобилей и других мототранспортных средств, принадлежащих инвалидам, следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 200 м от входов в жилые дома. Число мест устанавливается нормами или принимается по заданию на проектирование.
Примечание:
В районах с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой, ограничивающей или исключающей возможность устройства подземных гаражей, следует предусматривать строительство наземных или наземно-подземных сооружений с последующей обсыпкой грунтом и использованием земляной кровли для спортивных и хозяйственных площадок.
53.4. Расстояние пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей следует принимать по таблице 3.38, не более, м:
Таблица 3.38
до входов в жилые дома | |
" пассажирских помещений вокзалов, входов в места крупных учреждений торговли и общественного питания | |
" прочих учреждений и предприятий обслуживания населения и административных зданий | |
" входов в парки, на выставки и стадионы |
53.5. Размер земельных участков гаражей и стоянок легковых автомобилей в зависимости от их этажности следует принимать по таблице 3.39, на одно машино-место, м2.
Таблица 3.39
для гаражей: | |||
одноэтажных | |||
двухэтажных | |||
наземных стоянок | |||
53.6. Наименьшие расстояния до въездов в гаражи и выездов из них следует принимать, м: от перекрестков магистральных улиц ‑ 50, улиц местного значения ‑ 20, от остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта ‑ 30.
53.7. Гаражи ведомственных автомобилей и легковых автомобилей специального назначения, грузовых автомобилей, такси и проката, автобусные и троллейбусные парки, трамвайные депо, а также базы централизованного технического обслуживания и сезонного хранения автомобилей и пункты проката автомобилей следует размещать в производственных зонах городов.
53.8. Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в таблице 3.40.
Таблица 3.40
Здания, до которых определяется расстояние | Расстояние, м | ||||
от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей | |||||
10 и менее | 11-50 | 51-100 | 101-300 | ||
Жилые дома | 10** | ||||
В том числе торцы жилых домов без окон | 10** | 10** | |||
Общественные здания | 10** | 10** | |||
Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения | |||||
Лечебные учреждения со стационаром | * | * |
54. Санитарная очистка:
54.1. Санитарная очистка территории городских и сельских поселений должна обеспечивать во взаимосвязи с системой канализации сбор и утилизацию (удаление, обезвреживание) бытовых и производственных отходов с учетом экологических и ресурсосберегающих требований. Объектами санитарной очистки являются: придомовые территории, уличные и микрорайонные проезды, территории объектов культурно-бытового назначения, предприятий, учреждений и организаций, парков, скверов, площадей и иных мест общественного пользования, мест отдыха.
54.2. Количество бытовых отходов определяется по расчету с учетом показателей таблицы 3.41.
Таблица 3.41
Нормы накопления бытовых отходов | Количество бытовых отходов, чел/год | |
кг | л | |
Твердые: | ||
от жилых зданий, оборудованных водопроводом, канализацией, центральным отоплением и газом | 190–225 | 900–1000 |
от прочих жилых зданий | 300–450 | 1100–1500 |
Общее количество по городу с учетом общественных зданий | 280–300 | 1400–1500 |
Жидкие из выгребов (при отсутствии канализации) | – | 2000–3500 |
Смет с 1 м2 твердых покрытий улиц, площадей и парков | 5–15 | 8–20 |
Примечания: 1. Большие значения норм накопления отходов следует принимать для крупнейших и крупных городов. 2. Для городов III и IV климатических районов норму накопления бытовых отходов в год следует увеличивать на 10% 3. Нормы накопления крупногабаритных бытовых отходов следует принимать в размере 5 % в составе приведенных значений твердых бытовых отходов. |
Планирование территории зоны инженерно-транспортной инфраструктуры
Водоснабжение и канализация
1. Зона инженерной инфраструктуры предназначена для размещения объектов, сооружений и коммуникаций инженерной инфраструктуры, в том числе водоснабжения, канализации, санитарной очистки, тепло-, газо- и электроснабжения, связи, радиовещания и телевидения, пожарной и охранной сигнализации, диспетчеризации систем инженерного оборудования, а также для установления санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны данных объектов, сооружений и коммуникаций.
Проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии сФедеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ и Приказом от 6 мая 2011 г. № 204 Министерства регионального развития Российской Федерации «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».
Инженерные системы следует рассчитывать исходя из соответствующих нормативов расчетной плотности населения, принятой на расчетный срок, удельного среднесуточного норматива потребления и общей площади жилой застройки, определяемой документацией.
2. Проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СП 31.13330, СП 32.13330 с учетом санитарно-гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований.
Жилая и общественная застройка населенных пунктов, включая индивидуальную отдельностоящую и блокированную жилую застройку с участками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами водоснабжения и канализации. В жилых зонах, не обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией, размещение многоэтажных жилых домов не допускается.
3. В проектах хозяйственно-питьевых и объединенных производственно-питьевых водопроводов необходимо предусматривать зоны санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02.
Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально. Решение о возможности организации зон санитарной охраны принимается на стадии подготовки проекта планировки территории, когда выбирается источник водоснабжения.
4. Проектирование систем канализации населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85*, СНиП 2.04.03-85, СП 42.13330.2011, СанПиН 2.1.5.980-00 на основе Приказа от 6 мая 2011 г. № 204 Министерства регионального развития Российской Федерации «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».
5. Жилая и общественная застройка населенных пунктов, включая индивидуальную отдельно стоящую и блокированную жилую застройку с участками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами канализации. В жилых зонах, не обеспеченных централизованной канализацией, размещение многоэтажных жилых домов не допускается.
6. Выбор системы водоотведения жилого района (общесплавная, раздельная, полураздельная) следует осуществлять на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом исключения сбросов неочищенных вод в водоемы при раздельной канализации.
7. Проекты канализации населенных пунктов должны разрабатываться одновременно с проектами водоснабжения с обязательным анализом баланса водопотребления и отведения сточных вод. При этом необходимо рассматривать возможность использования очищенных сточных, дождевых вод для производственного водоснабжения и полива.
Расчетное суточное (за год) водоотведение сточных вод следует определять как сумму среднесуточных расходов по всем видам сточных вод, в зависимости от системы водоотведения.
8. При проектировании систем канализации населенных пунктов, в том числе их отдельных структурных элементов, расчетное удельное среднесуточное водоотведение бытовых сточных вод следует принимать равным удельному среднесуточному водопотреблению (без учета расхода воды на полив территории и зеленых насаждений).
Расчетные среднесуточные расходы производственных сточных вод от промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также неучтенные расходы допускается принимать дополнительно в размере 25% суммарного среднесуточного водоотведения населенного пункта.
При определении расхода воды на производственно-технические и хозяйственно-бытовые цели промышленных предприятий по технологическим нормами, расчетные среднесуточные расходы производственных сточных вод от данных предприятий следует принимать с коэффициентом 0,95.
Выбор систем канализации населенных пунктов следует производить с учетом климатических условий, требований к очистке поверхностных сточных вод, рельефа местности и других факторов.
9. Удельное водоотведение в неканализованных районах следует принимать 25 л/сутки на одного жителя.
10. Для населенных пунктов с населением до 5000 человек следует предусматривать централизованные схемы канализации населенного пункта, отдельных групп зданий и производственных зон.
Централизованные схемы канализации следует проектировать объединенными для жилых и производственных зон, при этом объединение производственных сточных вод с бытовыми должно производиться с учетом действующих норм. Устройство централизованных схем раздельно для жилой и производственной зон допускается при технико-экономическом обосновании. При проектировании наружных сетей и сооружений канализации на подрабатываемых территориях необходимо предусматривать меры в соответствии с требованиями СНиП 2.01.09-91, СНиП 2.04.02-84*
Размеры земельных участков очистных сооружений локальных систем канализации и их санитарно-защитных зон следует принимать в зависимости от грунтовых условий и количества сточных вод, но не более 0,25 га, в соответствии с требованиями СП 32.13330.
11. При отсутствии централизованной системы канализации следует предусматривать по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы сливные станции.
Дождевая канализация
1. Проектирование дождевой канализации следует осуществлять на основании действующих нормативных документов: СП 32.13330, СанПиН 2.1.5.980-00, Водного кодекса РФ.
Отвод поверхностных вод должен проектироваться со всего бассейна стока территории населенного пункта со сбросом из сети дождевой канализации в водотоки и водоемы. Не допускается проектирование выпуска поверхностного стока в непроточные водоемы, в размываемые овраги, в замкнутые ложбины, заболоченные территории. Проекты планировки и застройки территорий должны предусматривать максимальное сохранение естественных условий стока поверхностных вод. Размещение зданий и сооружений, затрудняющих отвод поверхностных вод, не допускается.
2. Различают общесплавную (совместно с хозбытовой) и раздельную системы канализации. Предпочтение следует отдавать раздельной системе. Отвод поверхностных вод должен осуществляться со всего бассейна стока территории городов и сельских населенных пунктов со сбросом из сети дождевой канализации преимущественно после очистки в водотоки и водоемы. Не допускается выпуск поверхностного стока в непроточные водоемы, в размываемые овраги, в замкнутые ложбины, заболоченные территории, в черте населенных пунктов, I пояса ЗСО и в соответствии с СанПиН 2.1.5.980.
Примечание:
В водоемы, предназначенные для купания, возможен сброс поверхностных сточных вод при условии их глубокой очистки.
3. На территории городов следует, как правило, применять закрытую систему водоотвода. Применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, на парковых территориях с устройством мостков или труб на пересечении с дорогами.
Минимальный диаметр водостоков принимается равным 400 мм. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной или естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций. Дождеприемники при этом не устраивают.
4. Расчет водосточной сети следует производить на дождевой сток по СП 32.13330.
5. Очистку поверхностных вод с территории городов следует осуществлять на локальных или групповых очистных сооружениях различного типа. Расчетный расход дождевого стока, направляемого на очистку, следует определять при периоде однократного превышения интенсивности предельного дождя (0,05-0,1) года.
6. Поверхностный сток с территории промышленных предприятий, складских хозяйств, автохозяйств и др., а также с особо загрязненных участков, расположенных на территориях жилых и общественно-деловых зон (загрязненных токсичными веществами органического и неорганического происхождения), должен подвергаться очистке на локальных (самостоятельных) очистных сооружениях с преимущественным повторным использованием очищенных вод на производственные нужды по замкнутым циклам.
7. К отведению поверхностного стока с промышленных и жилых территорий в водные объекты предъявляются такие же требования, как и к сточным водам (СанПиН 2.1.5.980).
8. Для ориентировочных расчетов суточный объем поверхностного стока, поступающий на очистные сооружения с территорий жилых и общественно-деловых зон городов, принимается в зависимости от структурной части территории по показателям таблицы 3.42.