Условия развития российской экономической мысли в конце XIX - начале XX вв.
Существуют два основных фактора, которые предопределяют возникновение тех или иных экономических идей и их последующее развитие:
1 первый фактор - уровень развития общественного производства. Понятно, что в эпоху рабства или феодализма немыслимо было существование идей А.Смита, Д. Рикардо или тем более К. Маркса.
2 второй фактор - это обусловленность той или иной экономической идеологии хозяйственными интересами конкретных социальных сил. «Изучая отношения хозяйства, политическая экономия вторгается в область хозяйственных интересов, являющихся наиболее мощными и доминирующими интересами современности... Чем глубже захватывает эта наука природу общественно-экономических отношений, - тем упорнее отвергаются ее выводы теми, интересам которых эти выводы противоречат» - писал М.И.Туган-Барановский.
Чтобы понять специфику отечественной экономической мысли в период конца XIX – начала XX века, необходимо рассмотреть эти факторы.
Известно, что в западноевропейских странах уже к середине XIX столетия буржуазный строй достиг своего расцвета, в полной мере выявились и положительные, и отрицательные его стороны, сформировалась социальная структура капитализма, серьезного развития достигла классовая борьба.
Россия продвигалась к капитализму лишь по мере осуществления крестьянской реформы 1861 г., со всеми осложнениями, вызванными сознательно и целенаправленно сохранявшимися остатками феодализма. Именно поэтому в конце XIX - начале XX вв. русская экономическая мысль развивалась достаточно быстрыми темпами, в поисках ответов на вопросы о:
· крестьянском и помещичьем землевладении,
· налогах и повинностях крестьян,
· последствиях реформы 1861 г.,
· перспективах русского национального хозяйства
· будущем общественном устройстве страны.
Несмотря на достаточное разнообразие экономической мысли, рассмотрение всех этих, равно как и других, вопросов строилось зачастую на позициях, близких к классической буржуазной политической экономии, имело место быть сильное влияние марксизма.
В рамках данного направления оформилось течение, получившее название "легальный марксизм" (А.И.Скворцов, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, С.Н.Прокопович, С.И.Солнцев и другие).
"Легальный марксизм" был весьма неоднородным течением в русской общественной мысли. Просуществовал он всего около десятилетия, после чего пути его представителей резко разошлись. Так, С.Франк перешел от частичного принятия марксизма к религиозному идеализму. С.Булгаков и Н.Бердяев встали на позиции "христианского социализма" и экзистенциализма, П.Струве постоянно эволюционировал вправо. Наконец, М.Туган-Барановский остался до конца дней сторонником социалистического выбора, но полностью марксизма так и не принял.
Вклад М.И.Туган – Барановского в развитие экономической мысли
Михаил Иванович Туган-Барановский – краткая биография
Туган-Барановский М.И. (1865-1919) - известный русский экономист и историк. Окончил Харьковский университет (1888). Получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Первоначально представитель "легального марксизма", позже перешел на либерально-демократические позиции, вступил в партию кадетов. Известен как один из организаторов и видных деятелей дореволюционного кооперативного движения. Сотрудничал в журналах "Мир Божий", "Начало", "Вестник Европы" и других. Совместно с М. М. Ковалевским и М. С. Трушевским редактировал издание "Украинский народ в его прошлом и настоящем". В 1917-1918 годах состоял министром финансов украинской Центральной Рады. Автор книг: "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Современный социализм в своем историческом развитии" (1904), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913), "Социальные основы кооперации" (1916), "Бумажные деньги и металл" (1917), "Социализм как положительное учение" (1918).
Основные идеи