В. И. Ленин. Гонители земства и каннибалы либерализма (1901 г.)
<…> земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией <…>, поскольку ее всевластие не нарушалось. <…> земства были сразу поставлены под контроль администрации. <…> всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его.
<…> Мы видели, как трусливо <…> поступали либералы по отношению к революционному движению начала 60-годов. <…> Расправившись с людьми, способными <…> бороться за свободу, правительство почувствовало себя достаточно крепким, чтобы вытеснить либералов из тех скромных <…> позиций, которые были ими заняты «с разрешения начальства».
С <…> непростительной наивностью земцы воображали, что подавать петиции это значит «добиваться» - и петиции «посыпались от земства в изобилии». Эпоха «диктатуры сердца», как прозвали министерство Лорис-Меликова, показала нашим либералам, что даже «конституционализм» одного министра <…> при полном колебании правительства <…> не гарантирует ровно ничего, если нет серьезной общественной силы, способной заставить правительство сдаться.
<…> Мы нисколько не сомневаемся в том, что и при самодержавии возможна легальная деятельность, двигающая вперед российский прогресс <…> Не подводить, хотя бы косвенно, мирную легальную деятельность под понятие борьбы с самодержавием - значит <…> ослаблять и без того бесконечно слабое в русском обывателе сознание своей ответственности, как гражданина, за все, что делает правительство.
<…> «политическое значение» земства, т. е. <…> как фактора в борьбе за политическую свободу, состоит главным образом в следующем. Во-первых, эта организация представителей наших имущих классов постоянно противопоставляет выборные учреждения бюрократии, поддерживать недовольство и питает оппозицию самодержавному правительству. Во-вторых, земства <…> стремятся упрочить свое положение, расширить свое значение, <…> оказываются поэтому негодным союзником правительства в борьбе его с революционерами. <…> Разумеется, <…> самостоятельного фактора политической борьбы нельзя видеть в учреждении, которое <…> способно было до сих пор лишь на либеральные ходатайства и на дружественный нейтралитет, но роль одного из вспомогательных факторов за земством отрицать нельзя. В этом смысле мы готовы даже <…> признать, что земство - кусочек конституции. <…> Но это именно такой кусочек, посредством которого русское «общество» отманивали от конституции.
Революционеры никогда не откажутся, конечно, от борьбы за реформы, <…> если эта позиция усилит их натиск и облегчит полную победу. Но <…> бывают случаи, когда уступка известной позиции делается самим неприятелем, чтобы разъединить нападающих и легче разбить их <…> только имея всегда в виду «конечную цель», только оценивая каждый шаг «движения» и каждую отдельную реформу с точки зрения общей революционной борьбы, можно гарантировать движение от ложных шагов и позорных ошибок.
<…> Русские социал-демократы никогда не закрывали глаза на то, что политическая свобода, за которую они прежде всего борются, принесет пользу прежде всего буржуазии. <…> Буржуазия воспользуется свободой, чтобы почить на лаврах, - пролетариату необходимо нужна свобода, чтобы развернуть во всю ширь борьбу за социализм. <…> В интересах политической борьбы мы должны поддерживать всякую оппозицию гнету самодержавия <…> Для нас далеко не безразлична поэтому оппозиция нашей либеральной буржуазии вообще и наших земцев в частности. Сумеют либералы организоваться в нелегальную партию, - тем лучше, мы будем поддерживать их требования, мы постараемся, чтобы деятельность либералов и социал-демократов взаимно дополняла друг друга. Не сумеют - <…> мы постараемся укрепить связи с отдельными личностями, <…> привлечь их к поддержке революционеров. Обмен услуг подобного рода между либералами и социал-демократами происходит и теперь, он должен быть только расширен и закреплен. Но <…> мы никогда и ни в каком случае не откажемся от решительной борьбы с теми иллюзиями, которых так много в неразвитом политически русском обществе вообще и в русском либеральном обществе в частности.
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 5, С. 21-72.