Г. В. Плеханов. Наши разногласия.
<…> В то время, как люди, сделавшие из защиты народных интересов главную цель своей жизни, закрывают глаза на самые многозначительные явления, капитализм идет своей дорогой, выбивает самостоятельных производителей из их непрочных позиций и создает в России армию рабочих тем же самым испытанным способом, какой уже практиковался им «на Западе». <…>
<…> что бы ни сулила нам в будущем предстоящая Западу социалистическая революция, злобой нынешнего дня является у нас все-таки капиталистическое производство. <…>
<…> За капитализм вся динамика нашей общественной жизни. Против капитализма лишь более или менее сомнительные интересы некоторой части крестьянства да та сила инерции, которая <…> дает себя чувствовать развитым людям всякой отсталой, земледельческой страны. <…> Главный поток русского капитализма пока еще не велик <…> но <…> Его уже поздно остановить, <…> остается лишь регулировать его течение, если мы не хотим, чтобы он принес нам один вред.
<…> логика товарного производства заботится о превращении мелких индивидуальных производителей в наемных рабочих, с одной стороны, и буржуа-предпринимателей - с другой. Когда совершится такое превращение, рабочий класс, разумеется, воспользуется всеми политическими средствами для смертельной борьбы с буржуазией. Но тогда взаимные отношения общественных классов станут резко определенными, место «народа» займет рабочий класс, и народное самодержавие превратится в диктатуру пролетариата. <…>
1) Коммунистическая революция рабочего класса никоим образом не может вырасти из того мещанско-крестьянского социализма, проповедниками которого являются в настоящее время почти все наши революционеры.
2) По внутреннему характеру своей организации сельская община прежде всего стремиться уступить место буржуазным, а не коммунистическим формам общежития.
3) При переходе к этим, последним предстоит не активная, а пассивная роль; она не в состоянии двинуть Россию на путь коммунизма; она может только менее сопротивляться такому движению, чем мелкое подворное землевладение.
4) Инициативу коммунистического движения может взять на себя лишь рабочий класс наших промышленных центров - класс,<…>
5) Освобождение которого может быть достигнуто только путем его собственных сознательных усилий. <…>
<…> скорое образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России.
<…> всякая классовая борьба есть борьба политическая <…>
<…> помешать развитию капитализма, говорите вы [народники - ред.] - значит повредить интересам предпринимателей; а так как интересы последних диаметрально противоположны интересам рабочих, то все, вредящее капитализму, принесет пользу труду. Вы и не подозреваете, что капитализм противоположен не только следующему за ним, но и предыдущему звену в цепи исторического развития, что ведет борьбу не только с революционными попытками пролетариата, но также и с реакционными стремлениями дворянства и мелкого мещанства. Вы горите ненавистью к капиталу и готовы нападать на него где и когда угодно. Это усердие часто заставляет вас радоваться тем поражениям капитализма, которые могут быть выгодны одним только революционерам. <…> Вы одновременно должны поддерживать капитализм в его борьбе с реакцией и быть непримиримыми врагами того же капитализма в борьбе его с рабочей революцией будущего. <…>
<…> Всем известно, что современная сельская община должна уступить место коммунизму или окончательно разложиться. <…> Облегчая переход нашего крестьянства к коммунизму, община не может, однако, сообщить ему для такого перехода инициативы. Напротив, развитие товарного производства все более и более подрывает старый общинный принцип. <…> А когда придет час окончательной победы рабочей партии над высшими сословиями, то опять-таки она, и только она, возьмет на себя инициативу социалистической организации национального производства. Под ее влияние - а при случае и давлением - сохранившиеся сельские общины действительно начнут переходить в высшую, коммунистическую форму. Тогда выгоды, представляемые общинным землевладением, станут действительными, а не только возможными. <…>