Основные задачи земельной реформы (1991-2013г.)
Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели:
осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;
прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу.
В 1998—2001 гг. был принят ряд важных законов: “О государственном земельном кадастре”, “О землеустройстве”, “О разграничении государственной собственности на землю” и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы формирования земельных отношений в стране. В России в 1991—2001 гг. возникло приблизительно 275 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; были расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд перераспределения земель; начался процесс приватизации земли под предприятиями; приняты законодательные земельные акты; начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования; стала формироваться автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра, была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство. Вместе с тем при проведении земельной реформы не были решены вопросы сохранности земель и повышения эффективности их использования. Так, в сельскохозяйственном производстве не используются более 13 млн га пашни, большие площади сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем, заболочены, эродированы, опустошены и деградировали. В результате отсутствия финансирования были практически прекращены работы по восстановлению продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель, мелиорации.
Понятие полного рационального и эффективного использования земельных ресурсов.
Рациональность- «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами». Таким образом, можно сказать, что рациональное использование земель состоит из двух аспектов: экономического и экологического, тесно связанных между собой.
Сущностью экономического аспекта рационального использования рассматривается максимальная полезность природопользования, а главным в экологическом аспекте является комплексный характер природопользования.
Конкретизируются три параметра, составляющие понятие рационального использования земель: соблюдение цели использования, неухудшение плодородия и экологической обстановки.
Эффективность использования земельных ресурсов характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей, на которые оказывает влияние целая система факторов. ъ
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность использования земли, следует отметить следующие: доля пашни в общей площади земельных угодий; доля мелиорированных земель; доля посевов сельско- хозяйственных культур по интенсивным технологиям; природно- климатические условия; плодородие почвы; количество внесенных минеральных и органических удобрений на 1 га сельскохозяйственных угодий
Подготовка землеустроительных кадров в РФ
В 1991 г. началась подготовка специалистов по землеустройству дополнительно в 5 сельскохозяйственных вузах: Красноярском, Кубанском, Пермском, Приморском, Кабардино-Балкарском. По инициативе и при участии Государственного университета по землеустройству в 1996—-1997 гг. Госкомземом России была разработана Комплексная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Госкомзема и других ведомств, организаций и учреждений на перспективу до 2005 г. Согласно этой программе численность работников землеустроительной службы страны должна увеличиться к 2005 г. с 19 785 до 38 990, в том числе специалистов, имеющих землеустроительное образование и прошедших переподготовку и повышение квалификации, — с 7482 до 28 798.
В нашей стране образовательную деятельность по различным направлениям и специальностям координируют
учебно-методические объединения вузов России (УМО).В 1992 г. было создано УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров (головной вуз — Государственный институт по землеустройству), насчитывающее 9 высших учебных заведений.
В 2000 г. УМО вузов России по образованию в области землеустройства и кадастров объединяло уже 43 высших учебных заведения. Кроме того, в его составе работали представители 12 зарубежных вузов в качестве ассоциированных членов и 12 представителей министерств, ведомств, предприятий, организаций и других учреждений, занимающихся землеустроительной деятельностью.
В системе среднего землеустроительного образования в России в 2000 г. имелось 37 техникумов.
Головным образовательным центром России является Госуниверситет по землеустройству. Это единственное в стране специализированное высшее учебное заведение по подготовке инженеров в области землеустройства, земельного и городского кадастров. В нем готовят также геодезистов, архитекторов, юристов, экономистов-менеджеров по управлению земельными ресурсами и земельным рынком, оценщиков земли и недвижимости.
В настоящий момент в ГУЗ обучает бакалавров и магистров по направлению 210302 "Землеустройство и кадастры" по профилям "Землеустройство", "КН", "ГК".
Бакалавров в год - 310 очно, 215 заочно
Магистров в год - 60 очно.