III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.

1. Запись слов под диктовку учителя.

Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.

2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.

– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?

– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.

– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.

– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.

Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:

III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru

III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru

3. Группировка слов по частям речи.

– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?

– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

– Запишите слова в три столбика по частям речи.

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.

IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, зачем мы выполняли это последнее задание? (Чтобы повторить названия частей речи; вспомнить, чем они отличаются друг от друга.)

– Исходя из этого, попробуйте определить тему нашего урока. (Повторение частей речи.)

– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.

V. Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.

– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)

– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)

– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

– Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.

В результате работы таблица приобретает следующий вид:




  Существительное Прилагательное Глагол Личные местоимения
Значение Предмет Признак Действие, состояние Указывает на предмет
Вопросы III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru что делать? что сделать? III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru
III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru + измен. + измен. + измен. + постоян.
III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru + постоян. + измен. + измен. в пр. вр. + измен. в 3 л. ед. ч.
Склонение +
Падеж + + +
I II СПР. +
III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru + измен. в наст. и буд. вр. + постоян.
Время +
           

VI. Работа с учебником.

1. Распознавание частей речи (упр. 540, с. 129).

III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru

2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 539, с. 128).

3. Выполнение разбора предложения и слов, отмеченных в тексте упражнения 539, 540.

VII. Домашнее задание:упражнение 542, с. 129; подготовиться к письму по памяти (упр. 543, с. 130).

VIII. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Чем отличаются друг от друга части речи?

Урок 162. Склонение имён существительных.
Правописание падежных окончаний
существительных

Цель: учащиеся совершенствуют умение распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в начальной форме; объяснять правописание безударного падежного окончания имени существительного.

О б о р у д о в а н и е:таблица «Части речи» (см. урок 161), сигнальные карточки III. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов. - student2.ru

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации