Урок 157. Обобщение знаний о предложении
Цели: учащиеся совершенствуют знания о видах предложений по интонации и цели высказывания; развивают умение распознавать однородные члены предложения, редактировать текст.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Разгадывание ребуса.
Сверкать.
2. Запись слова, обозначение орфограммы, постановка ударения; подбор синонимов.
Сверкать, сиять, блестеть, гореть, светиться.
3. Списывание текста.
Сверкает яркий луг росой,
Карась боками гладкими,
Мудрец – умом,
Лицо – красой,
А трус – босыми пятками.
– Объясните значения слова сверкать в стихотворении.
– Объясните смысл выражения «сверкать (сверкнуть) глазами» (то есть гневно посмотреть).
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы начинаем повторять всё, что узнали в течение года. С какой целью мы будем заниматься повторением?
– Прочитайте в учебнике на с. 119 тему сегодняшнего урока.
– Поставьте перед собой задачу сегодняшнего урока.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
– Что знаете о предложении? Как оно выделяется в речи?
– Какие виды предложений по цели высказывания и по интонации можете назвать? Приведите примеры таких предложений.
– Что можете сказать о главных членах предложения? О второстепенных?
– Что представляют собой однородные члены предложения?
– Какие знаки препинания и в каких случаях ставятся при однородных членах?
V. Деление сплошного текста на предложения. Разбор предложений.
1. Выполнение упражнения 519, с. 119 (самостоятельная работа).
2. Проверка.
– Назовите границы предложений в данном тексте.
– Какие виды предложений по интонации и по цели высказывания встретились в данном тексте?
– Назовите главные члены в каждом предложении.
– Чем выражено подлежащее? Сказуемое?
– Прочитайте правило о подлежащем (с. 119).
– Чем интересно последнее предложение? (В нём однородные сказуемые.)
– Почему не поставили между ними запятую?
VI. Редактирование текста.
– Прочитайте текст. Что можете сказать? (Много повторов одинаковых слов.)
– Как избежать этого? (Можно заменить другими словами; можно опустить некоторые слова, объединив несколько предложений в одно с однородными членами.)
– Запишите отредактированный текст в тетради, выполните задания к тексту.
VII. Письмо близко к тексту(упр. 520, с. 119–120).
– Какой тип текста? Почему?
– Какие глаголы употребил автор для описания грозы?(Учитель может выписать их на доску.)
– Попробуйте пересказать текст, пользуясь опорными словами на доске.
– Найдите в тексте слова с изученными орфограммами.
– Прочитайте текст ещё раз; затем, закрыв книги, напишите, как запомнили.
VIII. Домашнее задание:упражнение 524, с. 121.
IX. Итог урока.
– Какую задачу вы поставили перед собой в начале урока?
– Справились ли с её выполнением? Обоснуйте.
Урок 158. Состав слова
Цель: учащиеся обобщают знания о составе слова, особенностях корня, приставки, суффикса как значимых частей слова.
Ход урока
I. Организационный момент.