Урок 131. I и II спряжения глаголов
Цели: учащиеся знакомятся с окончаниями глаголов I и II спряжения, овладевают умением различать окончания глаголов I и II спряжения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Проверка домашнего задания(упр. 433, с. 78).
Заслушивается несколько рассказов, выбирается наиболее удачный. Разбираются типичные недочёты и ошибки.
IV. Наблюдение над окончаниями глаголов I и II спряжения.
– Над какой темой мы работаем на уроке русского языка сейчас? (Глагол.)
– Чему мы научились на предыдущих уроках? (Распознавать лицо и число глаголов, спрягать их, правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.)
– Проспрягайте глаголы жить, петь, лежать, говорить в настоящем времени. (У доски работу выполняют 4 ученика.)Выделите глагольные окончания.
– Сравните окончания этих глаголов последовательно в 1-м, 2-м, 3-м лице сначала в единственном, а затем во множественном числе. Что заметили? (У одних глаголов окончания одинаковые, у других – разные.)
– На сколько групп можно разделить эти глаголы в зависимости от их окончаний? На какие?
V. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Подобно тому как имена существительные делятся на группы в зависимости от склонения, глаголы тоже делятся на группы в зависимости от того, как они спрягаются. Вы выделили сейчас две группы глаголов. В русском языке глаголы бывают I и II спряжения. Это тема нашего урока.
VI. Составление таблицы окончаний глаголов I и II спряжения.
– Итак, вы сказали, что глаголы жить, петь относятся к одной группе. Объясните свой выбор. (Они имеют одинаковые окончания; в окончаниях этих глаголов повторяется буква ё.)
– Что можете сказать о другой группе глаголов – лежать, говорить? (В окончаниях этих глаголов повторяется буква и.)
– Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква е (ё), относятся к 1-му спряжению. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква и, относятся ко 2-му спряжению.
– Назовите окончания глаголов I спряжения в 3-м лице множественного числа. Назовите окончания глаголов II спряжения в этом же лице и числе. Что можете сказать?
– Давайте заполним таблицу личных окончаний глаголов I и II спряжения. (Учитель заполняет таблицу на доске, дети чертят и заполняют таблицу в тетрадях.)
I | II | ||
Ед. ч. | 1-е л. | -у (ю) | -у (ю) |
2-е л. | -ешь (-ёшь) | -ишь | |
3-е л. | -ет (-ёт) | -ит | |
Мн. ч. | 1-е л. | -ем (-ём) | -им |
2-е л. | -ете (-ёте) | -ите | |
3-е л. | -ут (-ют) | -ат (-ят) |
– Ударными или безударными были окончания глаголов, которые мы спрягали?(Ударными.)
– Как вы думаете, безударные окончания будут такими же или будут чем-то отличаться?
– Проверьте свои предположения, прочитав об этом правило в учебнике на с. 80.
– Прочитайте, какие глаголы спрягали в учебнике.
– Что можете сказать об этих окончаниях? (Ударные и безударные.)
– Как все они пишутся? (Одинаково, соответственно своему спряжению.)
VII. Работа с учебником.
1. Распознавание спряжения глаголов по окончанию (упр. 437, с. 80).
2. Выполнение упражнения 438, с. 80.
1) Озаглавливание текста, выделение абзацев.
Примерные заголовки: Вечер в лесу. Как ночь приходит в лес. Вечерний лес.
2) Списывание текста, обозначение спряжения глаголов, выделение их окончаний.
3) Составление предложений с выделенными глаголами. (Устно.)
VIII. Домашнее задание:упражнение 439, с. 81; устно подготовиться к письму по памяти (упр. 440, с. 81); выучить личные окончания глаголов I и II спряжения.
IX. Итог урока.
– Что узнали о глаголах на уроке?
– Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие – ко II спряжению?
Урок 132. Окончания глаголов
I и II спряжений
Цели: учащиеся закрепляют знания об окончаниях глаголов I и II спряжения; развивают умение соотносить окончания одного и того же глагола в разных лицах, учитывая его спряжение.
О б о р у д о в а н и е: таблица личных окончаний глаголов I и II спряжения (см. урок 131); сигнальные карточки .
Ход урока
I. Организационный момент.