IV. Выборочный диктант с использованием сигнальных карточек.
Задание: выписать из текста словосочетания прилагательное + , указать их род, падеж, выделить окончание.
Целебная мята
Эту ароматную пахучую траву человек оценил очень давно. В Древнем Риме к приходу гостей столы натирали свежей душистой мятой. А стены и полы обрызгивали мятной водой. В России эту ароматную траву добавляли в пищу, а настой мяты пили для хорошего аппетита перед едой. Современная медицина тоже использует это лечебное растение. Из листьев мяты делают целебную мазь от насморка, хорошее средство от головной боли, капли для сердечной мышцы.
V. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой(упр. 337, с. 30–31).
1. Разбор изученных орфограмм, запись текста под диктовку.
2. Выполнение разбора последнего предложения, слов на новом3(месте), красивую3(форму).
VI. Письмо по памяти(упр. 340, с. 32).
VII. Домашнее задание:упражнение 339, с. 32.
VIII. Итог урока.
– Чем занимались на уроке, что повторяли?
– Как вы считаете, хорошо ли мы подготовились к диктанту? Обоснуйте ответ.
– Помогли вам те задания, которые мы сегодня выполнили? Чем?
Урок 103. Контрольный диктант по теме
«Склонение имён прилагательных
в единственном числе»
Цель: проверить уровень сформированности умений и навыков учащихся по данной теме.
Серебряный хвост
Всю ночь в горах свистел и ухал разъярённый ветер. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.
Я шёл по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жёсткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь лисица прыгнула через широкий ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась ледяным чехлом.
Ловко обманула меня волшебница зима! Она показала мне чудесного зверя со сказочным хвостом.
Слова для справок: жёсткому, шёл.
Грамматические задания:
1. Сделать разбор предложения.
Вариант I – 2-е предложение.
Вариант II – 5-е предложение.
2. Разобрать слова по составу.
Вариант I – широкий, волосинка, бежала.
Вариант II – пушистый, тропинка, скользила.
3. Выделить окончания прилагательных, указать их род и падеж.
Вариант I – во 2-м абзаце.
Вариант II – в 3-м абзаце.
Урок 104. Анализ диктанта.
Работа над ошибками
Цель: учащиеся совершенствуют умение анализировать ошибки, применяя изученные правила.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение учителем общих результатов диктанта.
Анализ наиболее типичных ошибок.
III. Работа над ошибками.
1. Повторение правил написания корневых орфограмм.
Выписывают слова на эти правила те учащиеся, которые допустили подобные ошибки.
2. Повторение правил написания безударных окончаний существительных и прилагательных.
Запись и проверка слов с данными орфограммами.
3. Разбор ошибок, допущенных при выполнении грамматического задания. Исправление ошибок.
Для индивидуальной работы используются карточки всех предыдущих уроков данной темы.
Урок 105. Склонение имён прилагательных
во множественном числе
Цель: учащиеся знакомятся с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе, составляют таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа.
Ход урока
I. Организационный момент.