IV. Наблюдение над особенностями склонения имён прилагательных в мужском и среднем роде.
1. Упражнение в склонении прилагательных в мужском и среднем роде с ударными и безударными окончаниями (упр. 284, с. 3*(см. Примечание)).
– В каком случае написание окончаний прилагательных не вызывало затруднений? Почему? (В первом словосочетании, так как окончание ударное.)
– Назовите окончание прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Сравните его с окончанием вопроса, запомните его написание.
– Какое окончание имеют прилагательные в дательном падеже?
– Как различаются окончания творительного и предложного падежей?
– Прочитайте правило на с. 3.
2. Составление и запись таблицы падежных окончаний прилагательных в мужском и среднем роде.
На доске дана таблица в незаполненном виде. Учитель с помощью учеников вписывает в неё падежные окончания прилагательных, падежные вопросы.
Падеж | Мужской род | Средний род |
И. | какой? - ой, - ый, - ий | какое? - ое, - ее |
Р. | какого? - ого, - его | |
Д. | какому? - ому, - ему | |
В. | как в И. п. (с неодуш. сущ.); как в Р. п. (с одуш. сущ.) | как в И. п. |
Т. | каким? - ым, - им | |
П. | о каком? - ом, - ем |
– Почему прилагательные в мужском роде имеют два падежных вопроса и разные окончания в винительном падеже? (Они могут сочетаться с одушевленными и неодушевленными существительными.)
– Почему у прилагательных среднего рода в винительном падеже падежный вопрос и падежные окончания совпадают только с именительным падежом? (Они сочетаются только с неодушевленными существительными.)
– Сравните окончания вопросов и падежные окончания прилагательных. Что можете сказать?
– Можно ли проверять правописание падежного окончания прилагательных окончанием вопроса?
– От какой части речи будем задавать вопрос к прилагательному?
– Как будут связаны род и падеж прилагательного и существительного?
3. Знакомство с Памяткой правописания безударных окончаний прилагательных (с. 4).
V. Работа с учебником.
1. Упражнение в правописании безударных окончаний прилагательных, определении падежа с опорой на Памятку (упр. 285, с. 4). Выполняется с комментированием у доски.
2. Письмо по памяти (упр. 287, с. 6).
3. Проверка. Определение рода и падежа прилагательных в упражнении 287.
VI. Домашнее задание: упражнение 286, с. 5.
VII. Итог урока.
– Что интересного заметили в склонении прилагательных в мужском и среднем роде?
– Как оцениваете свою работу на уроке?
– Почему не всё получилось?
– Чьи ответы понравились?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ
· Карточка 1. Прочитать текст. Выписать словосочетания прилагательное + выделить окончания, указать род и падеж.
Янтарь – (какой?) удивительн__ камень. Его применяют в (каком?) ювелирн_м деле; в (каком?) сельск_м хозяйстве. В старину медики делали из (какого?) прочн__ янтаря сосуды для хранения крови. (Каким?) янтарн_м лаком покрывали дорогие скрипки. В мире встречается янтарь (какого?) жёлт__, голуб__, чёрн__, вишнёв__ цвета. Учёные пытаются разгадать тайну этого (какого?) солнечн__ камня.
· Карточка 2. К данным прилагательным подобрать антонимы, выделить окончания, указать род. С двумя прилагательными-антонимами составить два предложения.
Тусклый – …, грустный –…, мягкое –…, частый –…, храбрый – …, быстрое –…, древнее – …, ближний – ….
· Карточка 3.Списать предложения. Определить род, падеж прилагательного, выделить окончания.
Спит на льдинке целый день толст__, маленьк__ тюлень. За лесом раскинулось маленьк__ озеро. В лесу не молкнет птич__ гам. Мы повесили скворечник на высок__ тополь. Зимн__ солнце светит тускло.
Урок 87. Именительный и винительный
падежи прилагательных в мужском
и среднем роде
Цели: учащиеся сопоставляют падежные вопросы и окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах, развивают умение определять падеж и проверять безударные окончания имён прилагательных.
О б о р у д о в а н и е: таблица «Падежные вопросы и окончания прилагательных в мужском и среднем роде» (см. урок 6).
Ход урока
I. Организационный момент.