VII. Упражнение в определении падежей имён существительных во множественном числе.
Диктант с использованием сигнальных карточек.
Пришёл без подарков, поехал к друзьям, с грязными руками, читали газеты, вспоминали о каникулах, летели над полями, салат из огурцов, обед без овощей, гордимся героями, встреча с директорбми.
VIII. Домашнее задание: упражнение 253, с. 128.
IX. Итог урока.
– Что изучали на уроке?
– Удалось ли ответить на вопрос Почемучки? Как?
– Что для этого делали?
Урок 73. правописание окончаний
имён существительных в форме родительного
падежа множественного числа
Цели: учащиеся знакомятся с особыми случаями написания окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа; учатся правильно употреблять их в речи.
Оборудование: таблицы написания существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Знакомство с новыми словами из словаря. Запись в тетрадь, выделение орфограмм, ударения.
Килограмм, километр, восемь.
2. Этимология слов «килограмм», «километр».
– Эти слова сложные, состоят из двух частей. Первой частью этих слов является греческое слово «кило», что означает «тысяча». Вторая часть слов вам понятна. Килограмм – единица массы, равная 1000 граммов, а километр – единица длины, равная 1000 метров.
IV. Письмо по памяти. Упражнение в определении падежа имён существительных.
В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек.
Семь дымков, семь щенков.
Семь драчливых петухов.
Распустили семь хвостов,
Каждый хвост семи цветов.
(А. Стройло.)
V. Повторение падежных окончаний существительных мужского, женского и среднего рода в родительном падеже множественного числа.
Используется таблица (см. предыдущий урок).
VI. Знакомство с особыми случаями написания окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа.
1. Выполнение упражнения 257, с. 130–131.
2. Упражнение в запоминании слов. Работа по таблицам.
1) Запись слов в тетрадь.
2) Составление словосочетаний и предложений с данными словами (устно).
3. Выполнение упражнения 258, с. 131 (самостоятельно с опорой на таблицы).
4. Взаимопроверка.
VII. Домашнее задание: упражнение 260, с. 132; запомнить написание слов (на таблицах).
VIII. Итог урока.
– Что узнали на уроке?
– Можно ли проверить написание этих слов?
Урок 74. ДАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,
ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
Цели: учащиеся закрепляют знания о правописании падежных окончаний имён существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах; отрабатывают навык правописания безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Упражнение в написании имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. Самостоятельная работа.
– Списать предложения, поставив существительное в форме родительного падежа множественного числа.
На поливных огородах вырос богатый урожай (огурец, помидор). С юга везут много вкусных (апельсин, мандарин), сладких (яблоко, груша). Мама в магазине купила пару (ботинки, сапоги, чулки, носки). Как много в небе (облако)!
Самопроверка по таблицам (см. урок 73).