Социально-экономическое развитие во второй половине XIX – начале ХХ вв.
В сельском хозяйстве края и после отмены крепостного права продолжало господствовать крупное помещичье землевладение. Основная масса земли, находившейся в частной собственности, принадлежала дворянам (по данным переписи 1877 г. – 84%). В Пензенском уезде на одно помещичье хозяйство в среднем приходилось 806 дес., а на душевой надел крестьян – 3 дес. В таких условиях помещики сохраняли возможности для эксплуатации крестьян и не спешили перестраивать своё хозяйство на новый лад. Значительная часть земли сдавалась в аренду крестьянам. При этом в помещичьем хозяйстве господствовали полуфеодальные формы эксплуатации – отработки и издольщина. В первом случае крестьянин в качестве платы за аренду обрабатывал помещичью землю своим инвентарём, во втором – отдавал помещику часть урожая с арендованной земли. В пореформенный период отработочная система была господствующей формой ведения хозяйства. В 1875 г. из 290 помещичьих имений в Пензенском уезде в 163 земля целиком сдавалась в аренду на различные сроки. При отработочной системе заинтересованность крестьянина в качественной обработке помещичьих земель минимальна. Поэтому рентабельность помещичьих хозяйств падала. Их владельцы вновь закладывали и продавали свои имения. Пик продаж пришёлся на 1870-е и 1890-е гг. Активно покупали землю в основном купцы и зажиточные крестьяне.
Часть землевладельцев сумела приспособиться к ведению хозяйства по-новому. Они активно использовали наёмный труд и передовую агротехнику, для повышения рентабельности своих хозяйств, строили перерабатывающие предприятия. Чембарский помещик Ф. И. Ладыженский в своём имении в с. Завиваловка имел более пяти тыс. дес. земли. Он ввёл на своих землях трехпольную и частично двенадцатипольную систему. Выращивал сахарную свёклу и зерновые. Занимался овцеводством и свиноводством. Имел сыроварню, конный завод и паровую мельницу. Однако такие дворяне-предприниматели являлись в данный период исключением. Основная масса дворян продолжала сдавать свои земли в аренду. К началу ХХ в. основным изменением в их хозяйстве стала замена отработочной системы денежной арендой. Размеры арендной платы в Сурском крае (примерно 18 руб. за десятину) были одними из самых высоких в России.
После отмены крепостного права крестьянское хозяйство в крае не получило достаточных стимулов к быстрому развитию. Крестьяне страдали от малоземелья и непомерных денежных платежей. При выкупе пензенские крестьяне потеряли примерно четверть надельных земель, лишились права пользоваться выгонами, водопоями, лесными угодьями. Недостаток земли заставлял крестьян соглашаться на аренду помещичьих угодий на любых условиях. В среднем половина валового дохода с арендованной земли уходила землевладельцу. Крестьяне выращивали в основном зерновые: рожь, овёс, гречиху, просо. До середины 1870-х гг. в губернии отсутствовали надежные пути коммерческого сообщения с другими регионами и крестьяне не могли вывозить хлеб за пределы края. Поэтому стоимость зерновых в Пензенской губернии была ниже, чем в соседних регионах. Не баловала крестьян и погода. Из двадцати пореформенных лет тринадцать были неурожайными. Всё это подрывало платёжеспособность крестьянского хозяйства. Сумма обязательных денежных платежей составляла 128,8 % дохода от земледелия, т.е. существенно превышала возможности крестьянского хозяйства. Незначительный прирост производства в крестьянском хозяйстве нивелировался ростом численности сельского населения. Во второй половине XIX в. численность населения в пензенской деревне увеличилось на 48%.
К 1880-м гг. пензенское крестьянство, не сумев адаптироваться к новым условиям, вступило в стадию экономической и социальной деградации. Начинается процесс раскрестьянивания, усиливается социальная дифференциация в пензенской деревне. Часть крестьян теряет возможность самостоятельно вести хозяйство и превращается в сельский пролетариат. Даже те, кто сумел сохранить своё хозяйство вынуждены искать дополнительные источники заработка. Растёт отходничество. В начале ХХ в. на заработки за пределы губернии ежегодно уходило около ста тысяч человек. Пензенская губерния занимала 2-е место в европейской России по числу крестьян, ушедших на строительные работы. Пензенские крестьяне работали на шахтах Донбаса, золотых приисках Сибири, рыбных промыслах в Астрахани. Многие крестьяне, оставаясь в деревне, переключались на ремесленную и промысловую деятельность. К 1910 г. ими занималась почти половина дворов. В пензенской деревне развивались бондарный, тележный, гончарный, сапожный, рогожный, пуховязальный и другие промыслы.
Зажиточная часть крестьянства расширяет свои земельные владения за счет наделов разорившихся односельчан. Из этой среды выходят новые земельные собственники. Деревенская верхушка повышает товарность своего хозяйства, строит перерабатывающие предприятия. Примером крестьянского предпринимательства может служить с. Бессоновка Пензенского уезда, где традиционная специализация – производство товарного лука, дополняется производством картофеля. К началу ХХ в. из села ежегодно вывозилось 60 вагонов картофеля. В собственности крестьян было 13 крахмальных и три паточных завода. Всплеск крестьянского предпринимательства приходится на конец XIX - начало ХХ вв. Изменения, привнесенные в сельское хозяйство края после реформы 1861 г., были необратимы, под их влиянием пензенская деревня медленно, болезненно, но всё же втягивалась в капиталистические отношения.
После отмены крепостного права в пензенской промышленности произошли существенные изменения. Происходит повсеместный переход от крепостного труда к наёмному, ремесленная техника замещается машинным производством, в некоторых отраслях наблюдается смена собственников. Пензенская губерния по-прежнему была аграрной провинцией и процесс промышленного развития здесь шёл менее интенсивно чем в других регионах России.
Аграрный характер экономики края определял преимущественное развитие перерабатывающих отраслей. В феодальный период наиболее развитой отраслью в губернии было винокурение. Накануне отмены крепостного права пензенским был каждый десятый винокуренный завод в Европейской России. На долю Пензенской губернии приходилась четверть ежегодных объёмов производства винного спирта. Основная масса винокуренных заводов располагалась в дворянских имениях. Местные помещики использовали бесплатный труд крепостных и дешёвое сырьё. Их предприятия имели слабое техническое оснащение. В пореформенный период число действующих заводов уменьшилось в 2,5 раза. Подъём винокуренной промышленности наблюдается с начала 1890-х гг. К 1913 г. в губернии действовало 92 завода и производилось 6 млн. вёдер спирта в год. Рост производства связан с модернизацией отрасли и переходом к более дешёвому сырью – картофелю.
Схожую эволюцию претерпела в этот период суконная промышленность. В 1860 г. в губернии было 32 суконных фабрики, почти все они принадлежали дворянам. В 1883 г. осталось только 12 фабрик, причём 7 из них не работали. Разорившиеся дворянские предприятия скупали купцы. Купец С. А. Казеев в 1861 г. купил у помещицы Никифоровой суконную фабрику в Большой Луке Керенского уезда, в 1868 г. — суконную фабрику помещика Золотарёва в с. Новой Золотарёвке и в 1874 г. - фабрику помещика Селиванова в с. Боголюбовке Городищенского уезда. Купцы заменяли ручные ткацкие станки механическими, оснащали фабрики паровыми машинами и двигателями внутреннего сгорания. К 1890 г. все действующие суконные фабрики принадлежали купцам. Основным потребителем произведённого в крае сукна было военное ведомство. После строительства железных дорог часть сукна стала поступать на внутренний рынок.
К числу новых отраслей следует отнести лесоперерабатывающую промышленность. К началу XX века лес занимал 1/6 всего пространства губернии. Первые пять лесопильных заводов с 56 рабочими появились в Пензенской губернии в 1880-х годах, к 1913 г. их число выросло до 31. Объем производства с 20 000 рублей в 1888 г. вырос до 2 200 000 рублей в 1913 г.
Родиной спичечной промышленности в губернии стал Нижнеломовский уезд. В 1866 г. на базе кустарного заведения С. П. Камендровского была создана первая спичечная фабрика. В начале ХХ в. Пензенская губерния стала одним из центров спичечной промышленности. Здесь производилось более 10% всех российских спичек. В динамично развивавшейся отрасли проявились характерные для этого периода процессы монополизации. В 1910 г. наследники С. П. Камендровского вступили в конкурентную борьбу с синдикатом «Русское общество спичечной торговли (РОСТ)». В результате Камендровские сначала снизили цену на спички, разорив некоторых пензенских производителей, а затем, договорившись с синдикатом, увеличили её. Эти действия привели к укреплению монополии Камендровских на рынке губернии.
В пореформенный период произошли изменения в металлургической промышленности. На смену устаревшим железоделательным заводам пришли чугунолитейные и механические. Это были небольшие предприятия обслуживавшие интересы местной перерабатывающей промышленности и кустарного производства. Среди крупных предприятий края можно выделить бумажную фабрику Сергеева и стекольный завод Бахметьевых, перешедший в это время в руки князя А. Д. Оболенского. Стекольная промышленность края переживала нелегкие времена. Усилившаяся конкуренция со стороны стекольных заводов центральной России заставила князя А.Д. Оболенского перепрофилировать производство, наряду с изготовлением высокосортных изделий из хрусталя начался выпуск аптечной и парфюмерной посуды, продажа которой составляла главный источник доходов завода. В начале ХХ в. в губернии действовало ещё пять стекольных заводов, которые занимались в основном производством стеклянной тары.
В 1913 г. в Пензенской губернии было 211 промышленных предприятий, на которых работало около 15 тыс. человек Крупные промышленные предприятия были сосредоточены в губернском центре. В 1914 г. инженер К. К. Цеге построил в Пензе первый в губернии паровой завод силикатного кирпича. В этом же году началось строительство для военного ведомства трубочного завода (будущий велозавод), на котором в начале 1917 г. уже работало около 500 человек. В основном заводы и фабрики края были небольшими. По степени концентрации производства и пролетариата губерния значительно отставала от европейской России. Динамично развивавшиеся предприятия перерабатывающих отраслей не нуждались в большом количестве рабочих рук. В среднем на одно предприятие приходилось 68 рабочих. Большинство их составляли крестьяне прилегавших к заводам и фабрикам деревень. На многих предприятиях широко применялся труд женщин и подростков. В 1913 г. на суконных фабриках они составляли 36%, на стекольных заводах – 45%, на бумажных фабриках – 52%, на спичечных фабриках – 80% от общего числа рабочих. Избыток рабочей силы снижал стоимость труда. В 1906 г. средняя годовая заработная плата в крае составляла 35% к среднему заработку по стране.
Большое значение для развития края имело строительство в губернии сети железных дорог. Первая Моршанско-Сызранская железнодорожная линия была построена в 1874 г. В дальнейшем она стала частью Сызрано-Вяземской железной дороги. В 1895 г. открылось движение на участке Пенза — Рузаевка Московско-Казанской железной дороги, в 1896 г. — на участке Пенза — Сердобск Рязано-Уральской железной дороги. Пензенская губерния стала крупнейшим транспортным узлом, концентрация железнодорожных линий в ней была в два раза выше, чем в среднем по Европейской России.
Железные дороги способствовали притоку в губернию дешевой продукции промышленных районов страны. Это усиливало конкуренцию, в ходе которой часть предприятий закрывалась, а другие стремились к техническому прогрессу и выживали. Пензенские предприниматели получили возможность вывозить свою продукцию за пределы края в больших масштабах. На примыкавших к железным дорогам территориях сформировались рыночные районы.За первые пять лет XX в. из Пензенской губернии было вывезено товаров на 28 049 000 руб. Около 73% продукции сбывалось на внутреннем рынке, 27% приходилось на экспорт. В основном из губернии вывозилась продукция сельского хозяйства.
Развитие транспорта способствовало росту торговли внутри региона. В сельской местности до начала ХХ в. господствовала ярморочная торговля, в городах её потеснила стационарная. Для ярмарочной торговли в городах строились Гостиные дворы и базарные площади. Появлялись подобные сооружения и в некоторых торговых сёлах (например, в с. Головинщине). Постепенно вокруг базарных площадей появлялись каменные купеческие дома, нижние этажи которых отдавались под лавки и магазины. Магазинная торговля развивается на центральных улицах городов. В Пензе центром стационарной торговли стала улица Московская, на которой были сосредоточены торговые заведения самых известных купеческих фамилий. Таким образом, новые экономические процессы меняют внешний облик провинциальных городов.
В целом Пензенская губерния воспроизводила в своем социально-экономическом развитии основные тенденции эпохи. Однако аграрный характер края способствовал его отставанию в развитии от основных промышленных регионов страны.