Золотой век» русской культуры в пензенской провинции.

Первую половину XIX в. принято называть «Золотым веком» русской культуры. В этот период произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Главные события культурной жизни происходили в столицах, но эхо этих событий, катившееся по России, не миновало и Сурский край. Пензенская провинция в качестве образца брала столицу с её новациями, но имела и собственный культурный опыт, сочетание того и другого создавало уникальную атмосферу, которая породила яркие таланты, обогатившие русскую культуру.

Росту культурного уровня в провинции способствовало развитие образования. В 1804 г. главное народное училище было преобразовано в губернскую мужскую гимназию, уровень преподавания, в которой был достаточно высок для своего времени. Директором гимназии с 1821 по 1824 г. работал известный русский писатель И.И. Лажечников, среди её учеников в этот период были: писатель и литературный критик В. Г. Белинский, ученый-филолог Ф. И. Буслаев. В 1838 году при гимназии был открыт пансион на улице Дворянской (ныне Красной), который с 1 января 1844 года был преобразован в Дворянский институт — среднее учебное заведение закрытого типа (только для детей дворян). Выпускником этого учебного заведения был основатель русской педиатрической школы Н.Ф. Филатов. В 1835 в Пензе появляется ещё одна четырёхклассная гимназия. С 1807 г. в уездных городах губернии стали открываться уездные училища. В 1820 г. в губернии появляется первое среднее специальное учебное заведение – училище садоводства. С него начинается зарождение культуры садоводства в Пензенской губернии. Появляются школа для детей бедных слоёв населения. Развивается духовное образование. В 1800 г. в губернском центре появляется духовная семинария, в 1818 – духовное училище. Рост образовательного уровня населения способствовал развитию различных направлений культурной жизни.

В начале XIX в. Пензенская губерния по праву считалась «театральной провинцией». По числу любительских театров она занимала первое место в российской провинции. Театральные постановки устраивались в учебных заведениях. В них участвовали учителя и ученики. Повсеместное распространение получили домашние театры. Многие помещики имели крепостные театры. В них формировались профессиональные актерские труппы. Популярным был театр В. И. Кожина. Своей сцены он не имел и по протекции губернатора Ф. Л. Вигеля давал спектакли в зале дворянского собра­ния, которые посещались преимущественно знатной публикой. Наи­большей известностью в Пензе пользовался крепостной театр, со­зданный в 1806 г. надворным советником Г. В. Гладковым, унаследованный после его смерти сыном В. Г. Гладковым. На сцене этих театров играли наряду с крепостными актерами, также чиновники, семинаристы, профессиональные актеры из других городов.

Популярной формой досуга высших слоёв провинциального общества были музыкальные вечера. Наряду с музыкантами-любителями, существовали профессиональные крепостные оркестры. Самый знаменитый – принадлежал губернатору А.А. Панчулидзеву. Губернаторский оркестр регулярно давал концерты в его репертуаре были классические и танцевальные произведения. Оркестры играли на балах, которые в это время были элементом повседневной жизни высшего провинциального общества. Дворяне и чиновники со скромным достатком и незнатного происхождения, не имевшие средств и возможностей для участия в губернских балах, организовывали танцевальные вечера. На народных гуляньях, праздниках, ярмарках звучала музыка, сочетавшая в себе этнические традиции народов сурского края. Большой популярностью пользовалось пение. Церковные хоры различных приходов состязались друг с другом в своём искусстве.

Популярность чтения в образованных кругах провинциального общества способствовала созданию библиотек. Появляются библиотеки в дворянских усадьбах, книги собирали учителя, чиновники, врачи. Были библиотеки в учебных заведениях. Очагами книжной культуры стали церковные и монастырские библиотеки. В 1837 г. была открыта первая публичная библиотека на территории губернии, её финансирование осуществлялось за счёт пожертвований местного дворянства. Книжный фонд формировался государственными учреждениями и частными лицами. В 1857 г. он включал 747 названий книг и периодических изданий. Всего в библиотеке было 2288 томов.

Совершенствуется городская архитектура. С начала века успешно реализовался генеральный план строительства Пензы 1785 г. Центр города стал приобретать облик, элементы которого сохранились до сегодняшнего дня. Архитектурной доминантой города стал Спасский кафедральный собор построенный в 1824 г. Росписи собора были выполнены в 1850–1851 гг. художником К.А. Макаровым, его сыном Иваном (будущим академиком живописи) и пятнадцатью учениками. Иконы писали В.Д. Скородумов и академик живописи А.В. Ступин. Многочисленные церкви были характерной чертой российских городов этого периода. В 40-е гг. XIX в. в Пензе красовались 20 православных церквей и одна евангелическая. В то же время более организованно стали застраиваться уездные города, для которых разрабатывались типовые планы застройки, в составлении которых принимал участие известный архитектор академик Санкт-Петербургской Академии Художеств А.Д. Захаров.

Сурская земля в этот период дала России несколько ярких имён. Выдающуюся роль в становлении русской классической литературы сыграл Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1847). Детские годы будущего писателя и литературного критика прошли в уездном городе Чембаре, где его отец был уездным лекарем. После окончания чембарского уездного училища В. Г. Белинский поступил в пензенскую гимназию. На сурской земле состоялось первое знакомство юного В. Г. Белинского с литературой и театром. Интенсивные занятия в «пензенский» период жизни заложили основы его выдающейся литературной и общественной деятельности.

На пензенской земле прошли детские годы одного из самых выдающихся русских поэтов Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Жизнь гения русской поэзии неразрывно связана с имением его бабушки Е.А. Арсеньевой Тарханы. Именно здесь в душу поэта запали зёрна любви к своей родине. По тарханским мотивам написаны многие его произведения. Тарханы стали местом его последнего упокоения.

Сурский край также связан с именем яркого поэта, публициста, критика Николая Платоновича Огарёва (1817 – 1877). Его детские годы прошли в имении отца Старое Акшино Саранского уезда. В Пензенской губернии он впоследствии отбывал ссылку, во время которой он служил в канцелярии губернатора А.А. Пачулидзева. Многие литературные произведения написаны Н. П. Огарёвым на сурской земле. В Лондоне, где уехавший в эмиграцию, Н.П. Огарёв вместе со своим другом А.И. Герценом издавал газету «Колокол», он нередко использовал для своих статей пензенские материалы.

В этот период на сурской земле первые шаги в искусстве сделал известный русский портретист XIX в. И. К. Макаров (1822 – 1897). Он окончил саранское уездное училище и живописную школу, которую содержал сначала в Саранске, а затем в Пензе его отец К.А. Макаров. В годы учебы вместе с отцом и его учениками расписывал многие храмы Пензы в том числе Спасский кафедральный собор. Впоследствии И. К. Макаров учился в Академии Художеств. Художник написал много исполненных достоинств портретов, среди которых особенно выделяются своей грациозностью женские и детские. И. К. Макаров был приглашен участвовать в росписях московского храма Христа Спасителя. Портреты кисти художника есть в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

Вопросы и задания:

1. Почему в Пензенской губернии проявлялись признаки кризиса бюрократической системы в период проявления Николая I?

2. Выполните таблицу

Пензенские губернаторы Даты деятельности Основные события в губернии
     

3. Какие изменения происходили в социально-экономическом развитии края?

4. Каков был вклад Пензенской губернии в победу в Отечественной войне 1812г.?

5. Почему первую половину XIX в. принято называть “золотым веком” русской культуры?

Исторические документы

Воспоминания вюртембергского офицера о его пребывании в плену в Пензенской губернии (1813-1814 гг).

Пенза предстала перед нами не такой, как те русские города, которые мы видели до сих пор. Она была похожа на милый сердцу немецкий город. Дома на центральной улице были красивы и построены плотно друг к другу. Несколько других улиц располагались к главной под прямым углом. Мы получили в Пензе более просторные квартиры, нежели чем в Тамбове, где нас нарочно разместили в отвратительных жилищах.

Город Пенза расположен в устье Пензы на судоходной реке Суре и имеет население без малого 20 тысяч человек.

В день нашего прибытия мы, офицеры, засвидетельствовали свое почтение губернатору князю Голицыну и были им приняты даже вежливее, чем мы в нашем положении могли ожидать от человека, наделенного почти неограниченной властью. Губернатор открыл нам, что из-за недостатка места наше пребывание в Пензе может оказаться весьма непродолжительным и нас должны отправить в уездные города губернии, где мы найдем хороший прием и останемся во все время нашего плена1. Мы выразили желание скорее добраться до места нашего пребывания. Губернатор заметил, что определенный нам на жительство город удален от Пензы почти на 120 верст, и уверил, что съестные припасы там дешевые, а жители радушные. Он обещал, что мы будем довольны. Мы повторили просьбу, как можно скорее добраться до места нашего назначения…

Город Саранск лежит на равнине у маленькой речушки с одноименным названием и насчитывает от 4 до 5 тысяч жителей, которые в основном принадлежат к мещанскому и крестьянскому сословиям16. Вплотную к городу примыкают длинные земляные укрепления, которые тянутся на большое расстояние. Их называют «татарскими», так как они были воздвигнуты в ходе былых войн с этими народами17. В Саранске, как и во всех русских городах, было много церквей и колоколен. Город уже издали имел величественный вид, который приводил нас к догадке, что здесь есть много хороших домов…

Уже утром 19 июля мы все собрались засвидетельствовать свое почтение главному чиновнику Саранска. Он носил титул полицмейстера и имел чин полковника или генерал-майора20. Его дворецкий, старый француз, переселившийся в Россию в годы революции21, встретил нас в передней. Через некоторое время появился и сам полицмейстер. Он оказался вежливым и дружелюбным человеком лет сорока. Не зная французского языка, он использовал в качестве переводчика своего дворецкого. Полицмейстер уверил нас в своем содействии, напомнил о наших обязанностях, предупредил о том, что мы сами должны заботиться о себе, призвал нас приносить любую жалобу местным властям и уступать их решениям. Этот прием вызвал радостное чувство в нашей груди. Оно превратилось в удивление, когда всех нас на следующий день пригласили к обеду. Мы с удовольствием согласились на это приглашение. Нас очень хорошо угостили. Подавали вино, даже шампанское, а также квас – любимый напиток русских. Супруга полицмейстера немного говорила по-французски и приняла большое участие в нашем положении. Мы получили повторные уверения в нашей безопасности и разрешение посещать дом полицмейстера в любое время.

Летом в уездных городах Российской империи проводились ярмарки. Одна такая состоялась и во время нашего пребывания в Саранске.

Дам ее краткое описание. В первые дни августа на базаре начинается строительство лавок, похожих на те, какие обычно бывают в Германии. В небольшом и обычно тихом уездном городе вдруг обнаруживается движение и повышенная активность. В городе появляется часть прислуги поместного дворянства для того, чтобы все подготовить для встречи господ и на время ярмарки снять квартиры в домах горожан. Постепенно строительство лавок подходило к концу. Тогда в городе наблюдалось большое оживление и кипение жизни. По улицам проезжало и разворачивалось множество телег. Появлялись дворяне с прислугой и спешили занять нанятые квартиры.

Ярмарка продолжалась 14 дней и служила местом встреч дворянства. Это время менее использовали для приобретения необходимых вещей. Ярмарка скорее служила местом для новых знакомств и возобновления старых. И вообще, в течение этого времени только радовались жизни. На ярмарке знакомились молодые люди.Возникали любовные связи, которые зачастую заканчивались свадьбам...

Ярмарка началась в понедельник. Мы не замедлили ее посетить. Множество повозок, расставленных вблизи базара, поразило нас. Мы робко подошли к главному входу. Едва мы вошли, как нашему взору открылся прекрасный вид... Из-за бедности мы покупали немного. Все же, почти ежедневно, мы посещали ярмарку, где нас радовал вид красивых еврейских, арабских и тюркских вещей.

Наши рекомендации