Тема 1. Древнейший период истории Сурского края.
Предисловие
История нашего Отечества включает в себя и историю отдельных его регионов. Сегодня в изучении истории России большое внимание уделяется краеведческой составляющей. Изучение истории родного края конкретизирует исторический процесс, делает его ближе и понятнее. Включение краеведческих дисциплин в курс высшей школы способствует расширению исторического кругозора и воспитанию патриотизма у молодого поколения.
Курс истории Сурского края предполагает изучение исторического развития региона верхнего и среднего течения реки Суры. В последние столетия этот регион объединялся различными административными образованиями, центром которых являлся город Пенза. Учебное пособие освещает значительный исторический период с момента появления первых людей на территории Сурского края до начала ХХ в. В пособии представлены в сжатом виде основные этапы исторического развития края: заселение территории края в каменном, бронзовом и начале железного века; развитие края в составе различных государств в период Средневековья, процесс вхождения Сурского края в состав Российского государства и его место в историческом развитии России в XVII – начале ХХ в. Особое внимание уделяется этногенезу народов Сурского края. Настоящее пособие подготовлено, прежде всего, для студентов медицинского института, поэтому в нём рассматриваются и проблемы развития здравоохранения на территории края в различные периоды его истории.
Учебное пособие рассчитано на студентов изучающих дисциплину «История Сурского Края» и призвано хотя бы частично ликвидировать недостаток учебной литературы. Компактное и доступное изложение материала поможет студентам максимально быстро и качественно подготовиться к семинарским занятиям и зачёту.
Данное учебное пособие написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. В учебной программе студентов медицинского института курс « История Сурского Края» тесно связан с курсами «История России» и «История медицины».
Тема 1. Древнейший период истории Сурского края.
Каменный век.
Бронзовый век.
Ранний железный век.
Каменный век.
Процесс расселения человечества по нашей планете во многом зависел от природно-географических условий отдельных регионов. Климат Сурского края долгое время был неблагоприятен для жизни людей. В эпоху наиболее мощного Днепровского оледенения (200–250 тысяч лет назад), ледник занимал всю западную часть Пензенской области. Его граница проходила западнее р. Суры. В приледниковой зоне начиналась тундра, южнее шли бескрайние холодные степи. Постепенное потепление климата способствовало смещению тундровой зоны на север. Животный мир края стал более разнообразным. В степной зоне обитали мамонты, шерстистые носороги, первобытные быки, гигантские северные олени, являвшиеся объектом охоты древних людей, которые стали заселять территорию Среднего Поволжья около 100 тысяч лет назад в период палеолита (древнего каменного века). Условия жизни древних людей заставляли их постоянно перемещаться вслед за стадами животных. Длительных стоянок древние охотники не делали, вещей, сделанных собственными руками, имели немного. Поэтому памятники эпохи палеолита на территории Среднего Поволжья являются редкостью. В Пензенской области следов древних охотников на мамонтов не найдено, но наличие таких находок на территории соседних областей позволяет предположить, что заселение Сурского края началось именно в этот период.
Первые следы пребывания человека на территории края относятся уже к эпохе мезолита (среднего каменного века). Характерной чертой этого периода является наличие микролитов – небольших каменных пластин, которые используются для изготовления составных орудий: ножей, наконечников стрел, копий. Такие орудия позволяли экономить камень, ведь кремень нужного качества встречался не везде, они были более практичны, поскольку сломанное каменное лезвие было легко заменить, вставив в костяную или деревянную рукоятку новую микропластину, кроме того составные орудия были более легкими, что существенно облегчало постоянные перекочёвки древних охотников.
Ещё одной особенностью мезолита стало широкое распространение лука и стрел. Это объясняется изменением природных условий. Примерно десять тысяч лет назад была прорвана ледяная перемычка, отделявшая Балтику от Атлантического океана. Теплые воды Атлантики способствовали общему смягчению климата на Восточно-Европейской равнине. На территории Сурского края распространяются сосновые и березовые леса, крупная «мамонтовая» фауна сменяется более мелкой лесной дичью. На смену загонной охоте приходит индивидуальная, главной добычей становятся лоси, кабаны и водоплавающая дичь. Более полное освоение природных ресурсов и благоприятные природные особенности способствуют увеличению численности населения. Стоянки этого периода археологи обнаружили в Земетчинском, Бессоновском, Наровчатском районах Пензенской области. Осваиваются бассейны крупных рек Суры, Мокши, Хопра. Изменяется социальная организация населения. На территории края появляются представители разных мезолитических культур, проникавшие сюда как с севера, так и с юга.
Широкое освоение территории Сурского края происходит в эпоху неолита (нового каменного века). Этот период отличает появление керамики – глиняной посуды. Глиняная посуда украшалась различным рисунком, причем каждое племя имело свои характерные традиции в украшении керамических изделий. Это позволяет выделить среди населения края представителей различных культур, названий которых история не сохранила. Сурский край в этот период находится на границе степной и лесостепной зон, что давало возможность вести различный тип хозяйства. Наличие крупных рек Мокши, Суры и Хопра служивших водными магистралями, позволяло осуществлять заселение края с различных направлений. В результате территория края стала зоной контактов разных племён и народов. С юга сюда приходили племена, украшавшие свою посуду треугольными наколами, с севера – отпечатками гребенчатого штампа. В окрестностях Пензы археологами собрана керамика, на которой узоры из треугольных наколов сочетаются с оттисками зубчатого штампа.
В начале неолита климат Сурского края был наиболее благоприятен для развития присваивающего хозяйства. Оптимальное соотношение тепла и осадков предопределило расцвет растительного и животного мира края. Население лесной полосы переходит к ведению комплексного хозяйства сочетавшего в себе охоту, рыбную ловлю и собирательство. Постепенно именно рыбная ловля становится основным источником пищи. Это способствует освоению многочисленных рек Сурского края. Стоянки древних рыболовов становятся более продолжительными. Меняется техника изготовления каменных орудий, эпоха микролитов уходит в прошлое. На смену составным орудиям приходят изготовленные из больших кремниевых пластин, которым придавалась практически любая форма
В середине IV тыс. до н.э., в эпоху позднего неолита на территории края происходит повышение увлажненности климата. Границы лесной зоны смещаются к югу. В этот период появляется новая керамическая традиция, которую принято называть ямочно-гребенчатой. В украшениях посуды оттиски гребенчатого штампа сочетаются с глубокими вдавлениями белемнитов, окаменевших моллюсков конусовидной формы, которых в народе называют «чертовыми пальцами». Возможно, это связано со сменой населения. По предположению ряда исследователей представители ямочно-гребенчатой культуры могут считаться предками финно-угорских народов. Хозяйство этих племен по-прежнему основано на рыбной ловле. Для неё использовались гарпуны, остроги, крючковые снасти и сети, сделанные из волокон крапивы. Племена ямочно-гребенчатой культуры вели оседлый образ жизни. В Краснослободском районе республики Мордовия археологии исследовали долговременные жилища полуземлянки, в центре которых находился очаг, а по углам ниши для хранения продуктов.
В эпоху неолита происходит одно из важнейших событий в истории человечества переход от присваивающего хозяйства к производящему, историки называют это событие неолитической революцией. Данный процесс происходил неравномерно, в то время как на юге началось развитие земледелия и скотоводства в лесной и лесостепной зоне Евразии сохранялось присваивающее хозяйство.
На территории Сурского края первые племена древних скотоводов появляются в период энеолита (меднокаменного века). Так называют период перехода от каменных орудий к металлическим. Медь уже известная в этот период была металлом редким, и большинство орудий по-прежнему производили из камня.
Во второй половине IV тыс. до н. э. на территорию края приходят представители мариупольской и хвалынской культур. Принадлежавшие им поселения встречаются в основном на юге и востоке Пензенской области в Сердобском, Городищенском, Сосновоборском районах. Основу их хозяйства составляло оседлое скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец. Коровы и овцы попали к этим племенам с Ближнего Востока, а вот лошадь была одомашнена ими самостоятельно. Наличие среди находок на поселениях орудий охоты и рыбной ловли говорит о сохранении данных занятий в хозяйственном комплексе. В могильниках находят орудия из камня и украшения из меди. Некоторые находки позволяют сделать вывод о зарождении социального неравенства и возникновении развитых религиозных культов.
В середине III тыс. до н. э. с севера в лесную зону Сурского края проникают племена волосовской культуры, которые ассимилируют сохранившихся здесь представителей ямочно-гребенчатой культуры. В это время достигает расцвета техника изготовления кремневых орудий. Из камня теперь изготавливали не только орудия, но и фигурки людей, зверей, птиц и рыб, возможно имевшие религиозное значение. Развивается меднолитейное производство, но ввиду дефицита меди она идет в основном на украшения. Волосовские племена продолжали сохранять комплексное присваивающее хозяйство. Основу их рациона составляла рыба.
В это же время на территории края проживают племена имерской культуры, названные так по поселению, раскопанному в окрестностях Имерского озера Зубово–Полянского района республики Мордовия. Условия жизни, а, следовательно, и принципы хозяйства у волосовских и имерских племен схожи. Следует отметить успехи имерских племен в медеплавильном ремесле. В их хозяйстве медные орудия постепенно теснят каменные.
Бронзовый век.
В начале бронзового века климат на Восточно-Европейской равнине становится более холодным, границы степной зоны смещаются к югу. Величина снежного покрова в лесостепной зоне увеличивается, что делает невозможным выпас скота в зимний период. Поэтому Сурский край становится малопривлекательным для племен практиковавших кочевое скотоводство. Примером могут служить племена ямной культуры, чьи немногочисленные следы встречаются лишь на юге Пензенской области.
На рубеже III-II тыс. до н. э. климат становится более засушливым, уменьшается продуктивность степей, и увеличившееся степное население в поисках новых пастбищ начинает переселение в лесостепную зону. С юга на территорию Сурского края проникают племена катакомбной культуры, получившие свое название от характерных курганных захоронений в ямах с боковым подбоем катакомбой. Немного позднее на территорию края с запада и юго-запада проникают фатьяновско-балановские племена культуры боевых топоров. Характерной приметой их присутствия являются находки выточенных из камня боевых топоров, которые использовались в качестве оружия метательного и ударного действия. О воинственности этих племен говорит тот факт, что практически в каждом захоронении мужчины или мальчика находят данные предметы. В захоронениях вождей и знатных воинов топоры были медными.
Балановцы прочно оседают на новых территориях. Они занимаются придомным скотоводством, о чём свидетельствует преобладание крупного рогатого скота и свиней. Летом стада пасли на плодородных пойменных лугах вблизи посёлков, зимой кормили заранее заготовленными вениками и сеном. С наступлением морозов производился массовый забой скота. Мясо вялили, коптили, сушили, замораживали в глубоких ямах-погребах вместе со льдом. Подсечное земледелие играло вспомогательную роль. Выращивалась пшеница и ячмень. По-прежнему заметное место отводилось охоте и рыбной ловле. В качестве жилищ использовались полуземлянки. В центре жилья находился очаг, рядом вкапывался массивный глиняный сосуд для приготовления пищи, пол отапливался с помощью системы обогревательных ям, которые на ночь заполнялись углями.
В борьбе за территорию Сурского края балановские племена столкнулись с племенами абашевской культуры. Абашевцы использовали скот в транспортных и военных целях. Им были известны боевые колесницы, являвшиеся в то время наиболее передовым вооружением. Участившиеся военные столкновения заставили местное население обращать больше внимания на укрепление своих поселений. Поселки теперь строятся в труднодоступных местах, которые было легче защищать и сохранять главное богатство – скот.
В середине II тыс. до н.э. многообразие скотоводческих культур в степной и лесостепной зонах сменяется единой срубной культурой. Она получила своё название от обряда захоронения в ямах обложенных деревянным срубом. Над могилой насыпался курган. Только у села Куракино в Сердобском районе было выявлено около 60 таких курганов. Срубные племена освоили практически всю территорию Сурского края, кроме непроходимых засурских лесов. Их многочисленные поселения располагались вдоль небольших речек и ручьев, где есть удобные места для водопоя скота. На заселенной ими территории наступает относительная стабильность, исчезают оборонительные сооружения вокруг поселений, нивелируется разница в погребальном инвентаре, что говорит об уменьшении социальной дифференциации. Большое значение приобретает бронзолитейное производство. Появляются целые поселки металлургов. Один из таких поселков находился рядом с Пензой в окрестностях Барковки. Здесь были найдены литейные формы топоров и ножей, льячки – глиняные ложки, которыми разливался жидкий металл, а также бронзовые ножи, шилья, наконечник копья, топор, серп, браслеты и серьги. В конце II тыс. до н.э. климат становится более засушливым и значительная часть срубных племен переходит к кочевому скотоводству и перемещается в прикаспийские степи.
В лесной зоне Сурского края также происходят интеграционные процессы, в результате которых складывается культура сетчатой керамики. Хозяйство местного населения по-прежнему основано на охоте и рыбной ловле, но под влиянием южных соседей развиваются и производящие отрасли, в частности имеет место придомное скотоводство в поймах Выши и Мокши. Здесь ещё сохраняется значительная доля каменных орудий, практически вышедших из употребления у срубных племен.
Ранний железный век.
Начало железного века в лесной части Сурского края совпадает с формированием городецкой культуры. Памятники городецкой культуры на территории Пензенской области состоят из селищ расположенных в поймах рек, которые возможно играли роль сезонных промысловых стоянок и крупных городищ, укрепленных и расположенных в труднодоступных местах, являвшихся долговременными поселениями. Они расположены тремя локальными группами в Земетчинском, Наровчатском и Пензенском районах. Хозяйство городецких племен носило комплексный характер. Теперь ведущая роль переходит к производящим отраслям. Значительное место в хозяйственном комплексе занимало оседлое скотоводство, возможно существовало подсечное земледелие. Существенную роль играла охота на пушного зверя.
Степную часть Сурского края занимают кочевые племена носившие название сарматы (савроматы). Это первый из народов, населявших Сурский край, чьё название сохранилось в истории. Сарматские племена населяли огромную территорию восточноевропейских степей от Урала до Дуная. Древнегреческие авторы определяют их как восточных соседей скифов и считают границей между этими народами реку Дон. Древние авторы отмечали большую роль женщин в жизни сарматских племен. Воинственность сарматских женщин послужила основой для легендарных преданий о царстве амазонок. Сарматские племена переживали период классообразования, сопровождавшийся формированием межплеменных военных союзов. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство. В поисках новых пастбищ сарматские племена активно осваивали степные регионы Восточно-Европейской равнины. На территории Сурского края они появляются предположительно в VII-VI вв. до н. э. Характер археологических находок позволяет предположить, что постоянных сарматских поселений на территории этого региона не было. Скорее всего, здесь находились летние кочевья некоторых племен. Возможно, сарматы брали дань с местного городецкого населения. На рубеже IV-III вв. до н.э. климат становится более влажным, и граница лесной зоны смещается на юг. В это же время сарматы разгромили скифов и стали переселяться в Северное Причерноморье. Поэтому на территории Сурского края следы их присутствия почти совсем исчезают.
В первые века нашей эры начинается эпоха Великого переселения народов. Кульминацией данного процесса стало вторжение варварских племен Северной и Восточной Европы на территорию Римской империи, что способствовало крушению античного мира и заложило основы для формирования современной этнополитической карты Европы. Эти глобальные перемены затронули и территорию Сурского края. В Примокшанье и Верхнее Посурье с востока вторгаются финно–угорские племена. Социальный строй вторгшихся завоевателей соответствовал «военной демократии», что способствовало выделению военной верхушки (вождей и дружинников), захоронения которых встречаются среди археологических памятников этой эпохи. В могилах знати встречаются предметы северокавказского, причерноморского и римского происхождения, что указывает на участие военных отрядов местного населения, воможно в составе сарматского племенного союза аорсов, в войнах которые римляне вели в Причерноморье.
В первые века нашей эры на территории Сурского края идет процесс формирования древнемордовской культуры. С III в. н. э. среди археологических находок на территории края появляется специфическая принадлежность женского головного убора – височная подвеска в виде стержня, обмотанного тонкой проволокой, со спиралькой на одном конце и биконическим или бипирамидальным грузиком на другом. Это украшение было присуще только древней мордве, у других племен оно не встречалось. Хозяйство древней мордвы носило традиционный для этого периода комплексный характер. Следует отметить возрастание роли земледелия. Сеяли морозоустойчивые культуры рожь, полбу, ячмень, просо, горох. Урожай собирали серпами, мололи зерно с помощью каменных зернотёрок.
Мордовские племена достаточно рано были втянуты в военные конфликты порожденные процессом Великого переселения народов. В IV в. с запада усиливается натиск племен сдвинутых со своих мест вторжением на территорию Восточной Европы германских племён готов. В конце этого столетия этнополитическую обстановку в корне изменило гуннское нашествие. Сначала гунны прошли с востока на запад, увлекая за собой часть местного населения. Затем в середине V в. после поражения гуннов, часть племён, не нашедших себе места на западе, вернулась в Волго-Донские степи. На несколько столетий этот регион становится ареной конфликтов между различными кочевыми народами, стремившимися утвердится в степной полосе Восточной Европы, северные окраины которой достигали Сурского края.
Вопросы и задания:
1.Укажите особенности мезолита, неолита, энеолита на территории Пензенского края.
2.Какие изменения в развитии культур произошли в период бронзового века?
3.Рассмотрите основные черты формирования древне-мордовской культуры.
Культура Сурского края.
Культура Сурского края.
Интеграция Сурского края в состав России способствовала его вхождению в культурное пространство страны. В XVIII столетии в культурной жизни края отразились тенденции характерные для русской провинции этого периода. Специфику региона определял его многонациональный состав, что предполагало диалог культурных традиций русского, мордовского, татарского, чувашского народов.
Огромную роль в культуре (особенно народной), в это время продолжала играть религия. Религиозное единство расширяло возможности взаимовлияния этнических культур. Поэтому христианизация нерусских народов края способствовала интеграции местных культурных традиций. Сам процесс христианизации неоднозначно воспринимался местным населением. Распространением государственной религии в Поволжье руководила Контора новокрещенских дел (1740-1764) в Казани. Проводя политику «кнута и пряника» русская православная церковь стремилась ускорить процесс христианизации местного населения. Однако смена духовных ориентиров у целого народа процесс сложный и длительный. Часть населения, спасаясь от христианизации, бежала на левый берег Волги. Другие принимали православие лишь формально. Так, христианизация мордвы официально была закончена к середине XVIII в., реально же мордва по-прежнему продолжала поклоняться языческим богам. Еще сложнее обстояло дело с татарским населением, находившимся в рамках другой мировой религии – ислама. Несмотря на все усилия христианских миссионеров, большая часть татар осталась мусульманами. Постепенно христианские культурные ценности всё же стали проникать в местную культуру мордвы и татар, что способствовало их сближению с культурой русского народа. Новокрещеное население привносило в религиозную жизнь элементы своих духовных обрядов и традиций, что в дальнейшем перенималось русскими соседями. Духовная жизнь населения края, таким образом, превращалась в сплав различных национальных традиций и культур.
Православная церковь способствовала развитию образования в крае. На сурской земле долгое время основными культурными и педагогическими центрами оставались монастыри. В 1778 г. в Саранске на подворье Петровского монастыря была открыта трёхклассная духовная гимназия. В 1780 г. в Нижнеломовском Казанском монастыре открылась духовная семинария, где кроме богословия преподавались языки и другие светские предметы.
Во второй половине XVIII в. в губернии стало развиваться светское образование. 29 января 1786 г. Екатерина II издала указ о составлении плана «для заведения университета в Пензе». Но для его создания не хватило преподавателей. Университет в Пензе появился лишь через двести лет. Вместо университета в центре наместничества открылось первое светское всесословное учебное заведение – главное народное училище с 3-летним обучением, а в 1789 г. — при нем благородный пансион для дворян. В этом же году в Саранске открылось двухклассное малое народное училище. В других городах края светских общественных учебных заведений не было. Большинство грамотного населения, особенно дворян, получало домашнее образование. Грамотность среди простого населения была чрезвычайно низкой.
Со времён Петра I в культурной жизни страны выделяется пласт дворянской, весьма европеизированной, культуры. В провинции черты дворянской культуры особенно ярко проявились во второй половине столетия, когда русское дворянство, освобожденное от обязательной службы, получило возможность проводить жизнь в своих имениях, куда они переносили привычную культурную атмосферу столиц. Так формируется дворянская усадебная культура. В дворянских усадьбах этого периода господствовал стиль классицизма. Особо зримо он проявился в архитектуре. На территории края наиболее яркими примерами этого стиля являлись: дворцовый комплекс князя А.Б. Куракина в с. Надеждино (ныне с. Куракино Сердобского района), построенный по проекту знаменитого архитектора Дж. Кваренги и дворцовый ансамбль в с. Зубриловка (ныне с. Зубрилово Тамалинского района), принадлежавшего генерал-майору, флигель-адъютанту Екатерины II князю С.Ф. Голицыну. Для обслуживания таких дворцов использовался труд многочисленных крепостных. У А.Б. Куракина в с. Надеждино было свыше 300 дворовых крестьян. В дворянских усадьбах появляются крепостные театры. В конце столетия в губернии и по всей России славилась крепостная оперная труппа и оркестр губернского предводителя дворянства А. Е. Столыпина. После смерти хозяина в начале XIX в., многие столыпинские артисты и музыканты были выкуплены и взяты на казённую сцену – в состав московского Большого театра. В усадьбах местных дворян гостили известные представители русской культуры. Так в Зубриловке бывали Г.Р. Державин, И.А. Крылов. Крепостные мастера создавали для хозяев шедевры мирового уровня. К их числу можно отнести мастеров стекольного промысла с мануфактуры Н.А. Бахметева, Ивана Вершинина и Александра Вершинина, создавших знаменитые «вершининские» стаканы, секрет изготовления которых не открыт до наших дней.
Местное дворянство способствовало развитию городской культуры. В губернском центре появляется ряд общественных, административных и культовых зданий соответствующих всем лучшим традициям эпохи. Это воеводский дом в Пензе, сейчас там военный госпиталь (ул. Кирова, 17), построенный в 60-е гг. XVIII в.; здание губернского дворянского собрания, сегодня это здание Законодательного собрания Пензенской области (ул. Кирова, 13), строившееся с 1794 по 1798 г. В 1788 г. на Городской (ныне Советской) площади Пензы был выстроен в стиле классицизма губернаторский дом, ныне резиденция пензенского митрополита, строения Троицкого женского монастыря (ул. Кирова). В 1793 г. в Пензе открывает первый театральный сезон, театр под руководством вице – губернатора И.М. Долгорукова.
Наиболее значимый в развитие русской культуры внесло творчество нашего земляка писателя А. Н. Радишева. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», стала ярким примером обличения крепостничества. Недаром Екатерина II, назвала его «бунтовщиком хуже Пугачёва». За издание книги А. Н. Радишева приговорили к смертной казни, которую затем заменили ссылкой. После ссылки он некоторое время жил с. Верхнее Аблязово (ныне с. Радищево Кузнецкого района).
Вопросы и задания:
1. Рассмотрите особенности развития административной системы на территории Сурского края.
2. Каковы были оценки социально-экономического развития края иностранцами?
3. Почему войску Емельяна Пугачева удавалось без сопротивления входить в города Сурского края?
4. Какова была роль дворянства в развитии провинциальной культуры XVIII века?
Исторические документы
Исторические документы
Воспоминания вюртембергского офицера о его пребывании в плену в Пензенской губернии (1813-1814 гг).
Пенза предстала перед нами не такой, как те русские города, которые мы видели до сих пор. Она была похожа на милый сердцу немецкий город. Дома на центральной улице были красивы и построены плотно друг к другу. Несколько других улиц располагались к главной под прямым углом. Мы получили в Пензе более просторные квартиры, нежели чем в Тамбове, где нас нарочно разместили в отвратительных жилищах.
Город Пенза расположен в устье Пензы на судоходной реке Суре и имеет население без малого 20 тысяч человек.
В день нашего прибытия мы, офицеры, засвидетельствовали свое почтение губернатору князю Голицыну и были им приняты даже вежливее, чем мы в нашем положении могли ожидать от человека, наделенного почти неограниченной властью. Губернатор открыл нам, что из-за недостатка места наше пребывание в Пензе может оказаться весьма непродолжительным и нас должны отправить в уездные города губернии, где мы найдем хороший прием и останемся во все время нашего плена1. Мы выразили желание скорее добраться до места нашего пребывания. Губернатор заметил, что определенный нам на жительство город удален от Пензы почти на 120 верст, и уверил, что съестные припасы там дешевые, а жители радушные. Он обещал, что мы будем довольны. Мы повторили просьбу, как можно скорее добраться до места нашего назначения…
Город Саранск лежит на равнине у маленькой речушки с одноименным названием и насчитывает от 4 до 5 тысяч жителей, которые в основном принадлежат к мещанскому и крестьянскому сословиям16. Вплотную к городу примыкают длинные земляные укрепления, которые тянутся на большое расстояние. Их называют «татарскими», так как они были воздвигнуты в ходе былых войн с этими народами17. В Саранске, как и во всех русских городах, было много церквей и колоколен. Город уже издали имел величественный вид, который приводил нас к догадке, что здесь есть много хороших домов…
Уже утром 19 июля мы все собрались засвидетельствовать свое почтение главному чиновнику Саранска. Он носил титул полицмейстера и имел чин полковника или генерал-майора20. Его дворецкий, старый француз, переселившийся в Россию в годы революции21, встретил нас в передней. Через некоторое время появился и сам полицмейстер. Он оказался вежливым и дружелюбным человеком лет сорока. Не зная французского языка, он использовал в качестве переводчика своего дворецкого. Полицмейстер уверил нас в своем содействии, напомнил о наших обязанностях, предупредил о том, что мы сами должны заботиться о себе, призвал нас приносить любую жалобу местным властям и уступать их решениям. Этот прием вызвал радостное чувство в нашей груди. Оно превратилось в удивление, когда всех нас на следующий день пригласили к обеду. Мы с удовольствием согласились на это приглашение. Нас очень хорошо угостили. Подавали вино, даже шампанское, а также квас – любимый напиток русских. Супруга полицмейстера немного говорила по-французски и приняла большое участие в нашем положении. Мы получили повторные уверения в нашей безопасности и разрешение посещать дом полицмейстера в любое время.
Летом в уездных городах Российской империи проводились ярмарки. Одна такая состоялась и во время нашего пребывания в Саранске.
Дам ее краткое описание. В первые дни августа на базаре начинается строительство лавок, похожих на те, какие обычно бывают в Германии. В небольшом и обычно тихом уездном городе вдруг обнаруживается движение и повышенная активность. В городе появляется часть прислуги поместного дворянства для того, чтобы все подготовить для встречи господ и на время ярмарки снять квартиры в домах горожан. Постепенно строительство лавок подходило к концу. Тогда в городе наблюдалось большое оживление и кипение жизни. По улицам проезжало и разворачивалось множество телег. Появлялись дворяне с прислугой и спешили занять нанятые квартиры.
Ярмарка продолжалась 14 дней и служила местом встреч дворянства. Это время менее использовали для приобретения необходимых вещей. Ярмарка скорее служила местом для новых знакомств и возобновления старых. И вообще, в течение этого времени только радовались жизни. На ярмарке знакомились молодые люди.Возникали любовные связи, которые зачастую заканчивались свадьбам...
Ярмарка началась в понедельник. Мы не замедлили ее посетить. Множество повозок, расставленных вблизи базара, поразило нас. Мы робко подошли к главному входу. Едва мы вошли, как нашему взору открылся прекрасный вид... Из-за бедности мы покупали немного. Все же, почти ежедневно, мы посещали ярмарку, где нас радовал вид красивых еврейских, арабских и тюркских вещей.
Исторические документы
Экономическое состояние городских поселений европейской России, 1861-62 годы.
Сердобск занимает местность неровную, холмистую прорезанную оврагами, в которых струятся ручьи. При таких условиях город представляется обширнее, нежели на самом деле. На другом берегу реки Сердобы расположена обширная пригородная слобода государственных крестьян, причисляемая к городу и отчасти смешанная по населению, но владеющая собственными землями. Город откинутый далеко в сторону от важных промышленных пунктов, не обладающий удобными путями сообщения, не отличается особенным развитием торговли. При всем том внутренняя мелочная торговля идет успешно, все необходимое жители находят у себя в городе. К предметам оптовой торговли принадлежат: сало, мясо, птицы и деревянные изделия, впрочем все это сбывается в небольших партиях. Базары бывают еженедельно по пятницам, в осенние и зимние месяцы отличаются довольно значительными съездами. Сельские промыслы (земледелие) составляют одно из существенных занятий сердобских жителей. Лавок в городе считается 105, магазинов 2, трактир 1, харчевень 2, постоялых дворов 7. Ремесленность в городе незначительна, портные, сапожники, плотники, столяры, слесари и серебрянники работают на домах, кузнецы имеют особыя 5 кузнец. Фабрик в Сердобске нет, а заводов только шесть: 1 пивомедоваренный и 5 кирпичных. Некоторые из жителей в небольших заведениях занимаются приготовлением поташа. Городу принадлежат земли, сдающиеся в оброчное содержание, 6 лавок, водяная мельница, рыбная ловля, незначительные каменоломни.
Неофициальная часть «Саратовских губернских ведомостей», 1891, № 57, 1 августа,
Город Кузнецк, имеющий быть осчастливленным проездом Его Императорского Высочества наследника цесаревича, принадлежит к числу лучших уездных городов Саратовской губ. Это центр не исключительно земледельческого, но и промышленного района.
Основание его как города относится к 1781 г. Раньше это было дворцовое село Труево. Название Кузнецка произошло от большого развития здесь кузнечного ремесла. В 30-х гг. нынешнего столетия в нем считалось около 8 тыс. жителей и менее 1,5 тыс. домов, из коих только 1 был каменный. В течение последних 60-ти лет население его утроилось, при этом в нем ныне 6 церквей и около 3,5 тыс. жилых зданий, из того числа — каменных около 10%.
До проведения железной дороги на кузнецкий рынок свозили из уездов кроме хлеба много разных кустарных изделий, каковы: сани, телеги, колеса, веретена, решета и проч., главные производители которых в уезде — преимущественно трудолюбивые мордвины, но сбыт этим предметам был плохой. С проведением Моршанско-Сызранской ж.д. торговля в городе оживилась, в него переехало жить много ремесленников и кустарей. Ныне в городе более 200 мелких заводов, на которых занимается до 700 рабочих. Самое большое число заводов — кожевенных, канатопрядильных и горшечных.
Исторические документы
Из воспоминаний пензенского губернатора И. Ф.Кошко( 1907-1910 гг).
О революционной молодежи
Является человек смелый, которому воспитание или наследственность не дали каких-либо внедренных в самую его природу нравственных понятий, за то щедро снабдили неудержимыми аппетитами, стремления которого направлены на то, чтобы урвать от жизни все те наслаждения, которые тешат грубые животные инстинкты человека, и вот он становится под знамя революции и делается вожаком таких-же, как он сам, в корне развращенных людей, ищущих веселой, свободной от всяких ограничений жизни. Знамя революции ему нужно только для того, чтобы заглушить присущия даже душе негодяя, добрые чувства, избавиться от угрызений совести красиво звучащей фразой, что он борется с угнетателями народа, и работает у создания счастья России.
Неуравновешенная молодежь, еще не втянутая жизнью в определенные житейския рамки и для которой переступить границы дозволенного не мешает ни выработанная жизнью привычка самоограничения, ни способность предвидения неизбежных последствий бунта против законов человеческого общежития стремительно наполняет кадры этих партизанов-революционеров. Ведь, к