Как и с чего началась ваша коммуна? Что заставило людей объединиться?

Разговор с коммунаром

Сейчас вы услышите речь коммунара. Самого настоящего, проживающего в колхозе-коммуне, в России, в наше время. Задающие вопросы - «коммунист», капиталист, люмпен, ну и просто интересующиеся. Местоположение коммуны по понятным причинам не указывается.

Как и с чего началась ваша коммуна? Что заставило людей объединиться?

Вообще-то сами мы себя так не называем. То есть, коммуной и коммунарами. Предпочитаем в разговорах между собой использовать более привычные слова «колхоз», «колхозник». Датой рождения нашего хозяйства, наверное, можно считать март 1992 года. Тогда четверо молодых парней приехали в село из города, чтобы попробовать воплотить в жизнь свои убеждения. Выбрали они для этой цели колхоз, который был родным для одного из этих парней, но к данному моменту находился в состоянии развала. Колхоз вот-вот должны были разнести в клочья, точнее, в мелкие фермерские хозяйства. Составили подробный экономический план восстановления и развития, и подошли с этими документами к бывшему парторгу колхоза, как к человеку, обладающему авторитетом среди односельчан. Председатель колхоза к тому времени на все махнул рукой и пустил все на самотёк. В итоге было назначено общее собрание колхозников, где приняли решение колхоз не распускать, и бывший парторг был избран новым председателем. Так возникло наше хозяйство. Оно называется АСПК – ассоциация сельскохозяйственных производственных кооперативов. Но это так, вывеска. Формы хозяйствования, как известно, жестко прописаны в законах. Мы и выбрали более-менее отражающее суть. Хотя и не совсем. С точки зрения внешнего наблюдателя наше хозяйство выглядит, как десяток мелких и независимых друг от друга предприятий, ведущие свои дела на внешнем рынке по законам этого либерального рынка. В реале, это единое хозяйство со своими сырьевыми и перерабатывающими мощностями и единым производственным планом.

Почему вы не хотите зарегистрировать свои предприятия как Народное предприятие, то есть ЗАО работников. Какие преимущества вам даёт нынешняя форма?

Преимущество в том, что нас труднее задавить административными методами. Ведь юридически наш колхоз не существует. Существуют множество кооперативов. Как муравьи. Давить надо будет долго и упорно. И "матку" отыскать весьма проблематично.

Набейте в яндексе "народное предприятие". Ознакомьтесь.

Знаю, знаю... а вот вы, похоже, не знаете. Не знаете, что так называемые народные предприятия при буржуазном строе даже отдаленно не напоминают колхозы.

Почему товарищества не подходят?

Потому что во всех перечисленных в ГК формах хозяйствования предусматривается та или иная разновидность частной собственности. Форма собственности для капитализма отнюдь не фиолетова. Более того, для капитализма частная собственность священна. Буржуазия в зависимости от конъюнктуры может изменить что угодно, всё - вплоть до политической системы. А вот "священной коровы" капитализма касаться не моги... Это табу. Святотатство.

Для того, чтобы сломать сложившиеся правила, традиции, уклад жизни и перейти к построению коммуны нужна большая воля.

Для того, чтобы сломать - наверное, да, нужна большая воля. У нас такой воли не оказалось и потому предпочли колхоз не ломать.

Официальных колхозов советских уже нет?

В России уже с 1992 года нет ни одного колхоза. Нет в ГК такой формы собственности. Хотя в Конституции РФ и говорится, что формы хозяйствования и собственность могут быть как частными, так и коллективными, но на самом деле законами РФ формы коллективной собственности практически не регламентируются. Все, что в законах РФ называют коллективной собственностью, на самом деле являются всего лишь разновидностями частной. Это такие виды, как долевая собственность, кооперативы или акционерные общества. Поэтому при регистрации нашего хозяйства нам пришлось отказаться от официального названия «колхоз» и зарегистрировать наши предприятия, как производственные кооперативы. А в единое целое эти кооперативы объединены такой формой, как ассоциация. Поэтому у нас два Устава. Один - официальный, но формальный. Для регистрации. Второй неофициальный, но действующий. Для внутреннего пользования.

А по существу, как?

По существу, живем по внутреннему неофициальному Уставу. Высшим органом правления является Общее собрание. Оно же ежегодно избирает Совет из 20 человек. Совет является исполнительно-координирующим органом. Ежегодный план и годовой бюджет принимаются Общим собранием, Совету поручается следить за их выполнением и координировать деятельность всех предприятий, входящих в ассоциацию.

Почти государство...

Все заработанное колхозом поступает в общую казну, из которого и формируется бюджет. Внутри хозяйства денежного обращения нет. Когда-то не от хорошей жизни мы вынуждены были пойти на такой шаг, а потом "забыли" отменить это.

И как восприняли это люди?

Они сами же это и предложили. Наоборот, первый наш председатель никак не хотел вначале этого понимать.

Одежду шьёте?

Шьём. Не всё, правда. В основном зимнюю одежду.

Натуральное хозяйство почти... Материал закупаете?

Есть свой прядильно-трикотажный и скорняжный цех. Материал и сырье свои – занимаемся овцеводством.

А обувь, телевизоры?

Я ведь говорю, что то, чего сами производить не можем, закупаем. Притом, закупаем по оптовым ценам.

Экспансия?

Скоро, наверное, подомнём под себя территорию одного бывшего совхоза. Совхоза уже давно нет, а двоих фермеров, которые там хозяйничают, мы практически уже разорили. Осталось соблюсти формальности и переоформить договор аренды земли. Сначала из местного населения соорудим СКП, затем примем это СКП в ассоциацию. А сейчас надо думать о том, как этот разграбленный кулаками совхоз из дерьма вытаскивать.

Далеко райцентр от вас?

Порядка 50 км.

И сколько там жителей?

Точно не знаю. Тысяч 40-50, наверное.

Прибылей.

А никак не распределяется. Всё находится в общем "котле". И расходуется централизованно.

Ну и деньги... Вообще народ без денег?

Внутри нашего хозяйства деньги человеку не нужны. Если куда-то едет, всегда может определенную сумму взять в кассе.

Пансион у вас один?

Нет. Для дошкольников - отдельно. И по школам.

Как преподаётся история?

В неискаженном либерастами виде. На уроке - официальная программа, на факультативе - необходимая коррекция.

Много ли проблем с властью?

Проблем хватает, конечно. Особенно с налоговыми органами.

Да? И какого порядка?

Ну какого порядка могут быть проблемы с МНС? Денежного, естественно. По сути, мы ведь живем, нарушая конституцию. А там прямо сказано, что зарплата человека не может быть ниже установленного минимума.

А у вас ниже?

А у нас её вообще нет как таковой. Вот и приходится нашим юристам изворачиваться и искать лазейки.

А, ну понятно, вы же натуральными товарами раздаёте...

Никто ничего не раздаёт. Люди сами берут то, что сами произвели. Народ тратит деньги только на внешнем рынке. И делает это не врозь, каждый сам по себе, а сообща.

А где оговаривается иное?

В Уставе. Есть некоторый круг вопросов, для решения которых требуется не менее 3/4 всех голосов.

Например, принятие бюджета?

Нет, бюджет, как раз, принимается простым большинством. А вот для исключения человека из колхоза требуется 75%.

Как обстоят дела с членами колхоза, ставшими нетрудоспособными - например, инвалидами. Есть ли разница между инвалидом-производственником и бытовым?

Тут нужно говорить не только об инвалидах, но обо всех нетрудоспособных людях наших сел. Кроме детей. Дети - это особая статья. У наших инвалидов и вообще пенсионеров есть выбор - либо жить так, как живут инвалиды и пенсионеры по всей стране. То есть, получать государственную пенсию и жить на эту пенсию. Либо стать полноправными членами колхоза и пользоваться всеми доступными благами наравне со всеми. В этом случае они просто перечисляют свои пенсии в качестве паевых взносов в потребительский кооператив нашего хозяйства. Второй вариант, конечно, гораздо привлекательнее и удобнее. Поэтому пока не наблюдается таких, которые предпочли бы "жрать пряники в одиночку под одеялом". То же самое относится и к работникам, которые получают зарплату от государства. Учителя и медработники. Они тоже могут выбирать. А разницы между инвалидом-производственником и "бытовым" инвалидом у нас нет.

Есть ли у вас церковь?

Нет. Ни церкви, ни мечети у нас нет.

Как разрешаются конфликты (в семье, между соседями, конфликты неимущественного характера, скажем, конфликты на фоне личной неприязни)? Были ли случаи, когда конфликты доходили до уголовных преступлений(убийства, избиения и т.п.)? Если были, то кто и как решал подобные проблемы?

Конфликты разрешаются так же, как и везде. Внутрисемейные, как правило, разрешаются внутри семьи. Практически нет случаев, чтобы семейные ссоры выносили на всеобщее обозрение. Другое дело, что оснований для конфликтов у нас гораздо меньше. Почему? А потому что в основе подавляющего большинства конфликтов между людьми лежит имущественный вопрос. У нас этого нет. Что такое личная неприязнь? Ведь так просто она не возникает. И вот, если копнуть, то все равно в большинстве случаев это упирается в вопрос собственности. "Я работаю так же, как этот гад, а он, редиска, получает больше" или "Вот - его невоспитанные козы потоптали мой огород". Собственно, каких-то других веских причин для возникновения личной неприязни я как-то не вижу. Ну, молодежь иногда дерется между собой. Но не думаю, что это из-за какой-то неприязни. Потому что обычно уже на другой день подравшиеся ходят в обнимку. Если судить строго, то любая драка между, скажем, Васей и Ваней - это уголовное преступление. Но ведь не будем же мы каждого подравшегося парня отправлять в тюрьму, не так ли? Как подрались, так и помирятся. Таких проблем, чтобы приходилось привлекать правоохранительные органы для выяснения отношений между нашими людьми, не было. Люди сами как-то решают все это - между собой.

Есть ли у вас воровство?

Нет такой проблемы. Ну, допустим, кто-то начал воровать. Взял килограмм колбасы? Да, на здоровье. Столько и я иногда беру. И любой другой может взять. Взял тонну? Конечно, тонну он не съест. Что дальше? Что он будет делать с этой колбасой? Съест? Не сможет. Продаст? Кому? И как? Тут ведь все живут на виду у всех. Вы когда-нибудь жили в сельской местности? Стоит вам чихнуть, как ваш чих тотчас раздастся на другом конце села. А воровство вы никак не сможете скрыть. К тому же и смысла в этом воровстве никакого нет.

Но продавать-то можно было?

Нельзя было. Деньги обесценились, поэтому было выгоднее товар придержать у себя. Кушали сами.

В 1928 такая же "политика" крестьян кончилась все знают, как...

Мы были бы не против повсеместного возрождения колхозов.

Понятно, что часть кооперативов внутри колхоза прибыльна, а другая часть убыточна, притом, что в целом хозяйство приносит прибыль. Эту прибыль, для поддержания функционирования хозяйственных единиц, вам надо размазывать на все эти единицы. Иначе кто-то будет работать в убыток (на взгляд со стороны налоговой), то есть проедать свой уставной капитал, и через какое-то время просто должен прекратить свое существование. В целом ваш колхоз прибылен, а, чтобы размазать прибыль, надо каким-то образом регулировать внутренние стоимости, по которым якобы осуществляется обмен между кооперативами - регулировать таким образом, чтобы у всех получалась какая-то прибыль, и эта регулировка должна вестись постоянно.

Способов для этого много и, как правило, способы эти не рекламируются. Как пример можете почитать о южнокорейских чеболях. Примерно тот же принцип.

Ездят в один санаторий?

Если хотят - ездят. Если не хотят - ездят в разные

Норковую шубу ваша жена в колхозе получит через 200 лет. А в качестве альтернативы она могла бы рассмотреть работу в городе у моих знакомых, которые готовы платить 1000 долларов в месяц наличными за присмотр за ребенком. Интересно, какой выбор она сделает?

Да, это очень интересно. 1000$ в месяц. Из них 200$ она будет отдавать за квартиру. Считаем, что снимать она будет квартиру не хуже, чем наша, а лучше. Иначе какой во всем этом смысл? Еще 200$ будет тратить на еду. На всякие бельевые принадлежности, одежду (кроме шубы),обувь и прочие шурушки - еще $400. Остальные 200$ она потратит на такси (она у меня избалованная и вряд ли захочет пересесть с легкового транспорта на трамвай). Хм... Нет, никак норковая шуба не получится. Даже на овчинную дубленку не хватит. Так что, вряд ли она согласится.

Землянка всем и каждому?

Мы же не в землянках живем. А такое жилье, как наше - мечта миллионов при капитализме.

Что действительно потребность, а что "сверх"?

В наших условиях "сверх" - это то, что колхоз обеспечить пока не в состоянии. Люди ведь сами принимают бюджет и прекрасно осведомлены, на что они могут рассчитывать в этом году, а чего придется подождать. Все примерно так, как в семье. Чего-то хочется, но сначала нужно заглянуть в карман и прикинуть финансовые возможности.

Но вот дизайн глаз радует.

Вы знаете, что такое дизайн? Как бы это объяснить?.. Вот, скажем, стоит телевизор. Собственно, он нужен для того, чтобы смотреть телепрограммы. Другого предназначения у него нет. И было бы лучше, если бы в выключенном состоянии его вообще не было. Но поскольку он всё-таки стоит на тумбе, и приходится с этим мириться, придумывают дизайн. Чтобы хоть не раздражал своим присутствием и выглядел прилично. А вообще, идеально, это когда вещи появляются, когда в них возникает необходимость, и исчезают, когда эта необходимость отпадает. Обычно люди подсознательно это чувствуют и стремятся вещи прятать подальше от своих глаз. И как следствие возникают различные конструкции кроватей, исчезающие в нишах в стене, шкафы-купе и т.п. А если такой возможности нет, то люди начинают вещи украшать - наклейками, различными накидками, покрывалами и шторами. Я, конечно, подозреваю, что существует некоторое количество людей, которым нравится смотреть и любоваться ящиком, в котором смонтирована схема. Но это уже болезнь.

Есть ли у вас изобретатели?

В смысле? Самодеятельные? У нас есть специалисты по разным отраслям. И каждый из них в какой-то мере и изобретатель и рационализатор.

Как у вас обстоит дело с наймом рабочей силы, когда вы привлекаете специалистов извне. Или у вас найма нет совсем по принципиальным причинам? То есть вы либо принимаете его пайщиком в кооператив, либо, если он не хочет, заключаете с ним какой-то гражданско-правовой договор типа подряда?

Никого не нанимаем. В смысле, для работы на наших предприятиях. Устав это запрещает. Впрочем, и надобности в этом мы не испытываем.

То есть, если вам надо выполнить какие-то работы на долгосрочной основе, которые вы сами выполнить не можете, вы не нанимаете соответствующих специалистов со стороны, а либо принимаете их пайщиками в кооператив, либо заключаете соответствующий договор с подрядной организацией?

Нет, в кооперативы посторонних мы не принимаем. В смысле, это не запрещено Уставом, но процедура эта очень длинная. Что касается работ, которые мы сами выполнить не можем. В моей памяти было несколько моментов, когда тут производили работы сторонние организации. Прокладка автотрассы и газопровода. Но эти работы производились в рамках республиканской программы и никаких договоров мы с ними не заключали и работы эти мы не финансировали. Все остальные строительно-монтажные работы мы производили и производим своими силами. Вот должны начать строительство местной малой ГЭС. Но это тоже, опять-таки, производится в рамках республиканской программы и финансируется из республиканского бюджета.

А откуда вы берёте людей со специальностями, на которые надо долго учиться? Врачей и учителей вам государство присылает, а остальных вы откуда берёте? Ну, например, типография, радиостанция, телестудия, вычислительный центр и т.п., потом для некоторых работ, например, с газом или с высокими напряжениями нужны соответствующие сертификаты...

Очень просто. Направляем своих детей учиться в ВУЗах. За 15 лет система уже отработана. Врачей и учителей государство не присылает. Вам должно быть известно, что системы распределения специалистов теперь не существует. Все выпускники получают свободные дипломы. Почти все врачи и учителя из наших местных. Это было не так трудно, поскольку участковая больница и школы существуют еще с советских времен и были полностью укомплектованы кадрами. Оставалось лишь позаботиться о своевременном обновлении состава по мере ухода пожилых специалистов на пенсию. Что касается сертификатов, то для таких работников периодически устраиваются курсы в райцентре или в городе. Соответствующими ведомствами - райгазом, управлением электросетей и т.п.

А вы пиво варите?

Нет.

Как используется интернет?

Интернет прежде всего нужен школе, больнице, экономическому и юридическому отделам нашего хозяйства. Используем спутниковый канал. Ничего не поделаешь, другого у нас нет. Только через спутниковый терминал. Волокно до ближайшего города нам еще не по силам...

Есть эм-ти-ви или муз-тв?

Нет.

Они в райцентре сидят?

Лаборатория электросетей в райцентре, ЦСМ - в городе.

Может это какая-то ваша местная специфика... с калибровкой и проверкой?

Есть сроки поверки. С завода обычно выпускаются с пятилетним сроком. ЦСМ обычно дает год или два.

Зачем так сделали?

Спросите Чубайса.

Сейчас вакансии какие есть?

Сейчас нам позарез нужны пара агрономов. Впрочем, недостатка в агрономах нет. Просто те две вакансии имеют некоторые свои особенности. Типа, исключительный случай. Не каждый агроном справится.

Возьмем небольшой семейный бизнес - допустим ларек. Жена за прилавком, муж ездит по оптовым базам. Внутри семьи царят коммунистические отношения, никто ничего не делит. Но снаружи эта семейка предпринимателей - обычная буржуйская семья.

Если ларек продает пирожки, испеченные женой, и изготовленные из зерна, выращенного мужем - никакой эксплуатации нет. А если торгует жвачками, произведенными рабочим Ивановым на фабрике буржуя Сидорова, то эта семья совместно с Сидоровым эксплуатирует Иванова. Иванов создает прибавочную стоимость, которая делится между Сидоровым и упомянутой вами семьей ларёчников.

О коммунах и экопоселениях


Ваше интервью в апреле этого года произвело буквально взрыв всего левого рунета.

Странно.

Что странно?

Странно то, что оно «взорвалось» только сегодня, а не 6 лет назад, когда было опубликовано впервые.


Может быть, это из-за того, что позднее был опубликован более расширенный вариант?

Вы про эту неуклюжую компиляцию из форумной перепалки?


Да. Кстати, автор этой, как Вы выразились, компиляции, просил передать Вам, что сделал это лишь в качестве агитационного материала.

Да? Ну, и к чему же он агитирует?


Думаю, чтобы люди примкнули к вашему движению.

Бред какой-то… К какому движению?


Коммунарскому.
А кто сказал, что у нас есть какое-то коммунарское движение?


Разве нет?

Хм… Видите ли… Точнее, Вы хотите видеть нечто Вам желаемое в том, в чем его нет.


А как же «Интервью»?

А я там просто описал образ нашей жизни. Не более того.


А разве это не есть коммунарское движение?

[Смех] Ну, сами посудите, какое это движение? Любое движение сопровождается идеологией, программой. А у нас их не было и нет. Мы просто живем. Живем так, как нам это удобно и выгодно.
Ах, да… Вы, наверное, про отсутствие денежного обращения внутри хозяйства, да? Ну, правильно, обычно все заостряют внимание именно на этом.


Но ведь, согласитесь, это же на самом деле необычно?

Соглашаюсь. Но так нам выгоднее. Разве Вы не стали бы делать так, как Вам выгоднее?


Не знаю, что и ответить…

А не надо отвечать. Это был риторический вопрос. Любой здравомыслящий человек будет распоряжаться своими средствами так, как ему это будет выгоднее.


И все же, как Вы думаете, реально сегодня еще где-то создать что-то подобное Вашему колхозу? В интернете сегодня очень много обсуждаются проекты различных экопоселений, сельхозкоммун и даже городких. Ваш опыт мог бы им пригодиться.

Реально. Но только при одном условии – приезжает, скажем, в Вологодскую область Абрамович, вбухивает в какое-то вымершее село миллиардов десять-двадцать, закупает технику, скот, строит перерабатывающие цеха, торговую сеть, жилые дома, больницу, школу и т.п. И заселяет получившееся чудо-село коммунарами [смех].


Я же серьезно…

Я тоже. По-другому никак.


Значит, Вы считаете, что все потуги энтузиастов коммунарских движений бессмысленны?

Я так считаю. Может, я и не прав. Но в любом случае…

Ну, вот, допустим, собралось человек 50 этих самых энтузиастов, и приехали они в какое-то заброшенное село. Или на пустующую землю. В том, что это будет именно так, у меня сомнений нет. В процветающие села их не пустят. Там свои хозяева имеются.

Вот приехали они. Допустим, для начала кое какое жилье у них имеется. Но ведь это же не все. Как они будут землю обрабатывать? Что они будут сеять? Где будут учиться их дети? И, вообще, чем они будут питаться? Корешки и грибы собирать?

В любом случае нужен первоначальный стартовый капитал. У нас он был – не разграбленный советский колхоз. Это первый момент.

Второй момент: сразу «коммунизм» не получится. Поэтому нужен руководитель. Достаточно жесткий, но при этом кристально честный. И к тому же он должен обладать изрядными предпринимательскими качествами. У этого человека должна быть своя команда, члены которой обладают такими же качествами. Потому что в одиночку руководитель не справится, будь он хоть семи пядей во лбу. У нас это тоже было. А это просто невероятное везение. Таких людей очень мало. Как правило, предприимчивость и честность – качества трудно совместимые.

И третий момент: для создания «чего-то подобного» 50 человек – это мало. По-моему, мнению, для того, чтобы хозяйство в достаточно сжатые сроки перешло в режим самообеспечения, необходимо как минимум 1000-1500 человек. Иначе коммунарам придется очень долго пахать на козе, прежде чем они смогут купить трактор. Реально ли набрать столько желающих? Сегодня, по-моему, невозможно. У нас же условия были несколько иные. Коллектив уже существовал и не успел еще распасться. Но этот коллектив не знал, что делать дальше – то ли приватизировать все и вся, то ли попытаться сохранить колхоз, но как? Надо было только возглавить его и направить усилия в нужном направлении.
В общем, я считаю, что сегодня реализовать такое невозможно. Условия не те.


Но ведь, есть же уже реально существующие поселения такого рода?

Какого рода? Православные? Но мы ведь сейчас ведем разговор не об отшельниках, а о нормальном здоровом обществе, члены которого не отказывают себе ни в каких благах цивилизации. Конечно, можно сколотить группу в 20-30 человек, забуриться в тайгу и жить в изоляции от всего мира. Но что общего такие поселения имеют с нами?

----------------------------------------------------------------
О воспитании детей.


Я перечитала почти все блоги, в которых был опубликован "Разговор с коммунаром". Я обратила внимание, что во многих обсуждениях поднимается вопрос о вашем способе воспитания детей. В основном этот вопрос ставят женщины. И знаете, больше возмущений, чем одобрения.

Да, я тоже прочитал несколько обсуждений и видел отклики на эту тему.


На одном из форумов я даже видела, как призывали поскорей принять закон о ювенальной юстиции и натравить на вас...

[Смех] А Вы сами как считаете?


Я, как женщина, наверное, не стала бы отдавать своего ребенка в пансионат.

А почему?


???
Нет, раз Вы сами подняли этот вопрос, ответьте: почему Вы не стали бы отдавать ребенка в пансионат?

Ну... Наверно потому, что я хочу, чтобы мой ребенок всегда был рядом со мной.

Я хочу... а ребенок хочет? Вы его об этом спросили?


А почему я должна спрашивать ребенка? Он же еще ребенок.

Он прежде всего человек.


Но он еще не может принимать самостоятельных решений. Вот вы же не допускаете к голосованию несовершеннолетних?

Да, к принятию важных решений детей мы не допускаем. Но не из-за того, что они дети, а из-за того, что у них еще нет знаний и опыта, достаточных для принятия важных решений. Но это не значит, что мы не должны прислушиваться к их желаниям.


А какое у них может быть желание? Потусоваться во дворе...

Хм... Потусоваться во дворе... Да, потусоваться все дети хотят. А знаете, почему? Просто потому, что им нужно общение. И не с кем-нибудь, а со своими сверстниками. Потому что мы, взрослые, им не всегда понятны. Да и мы их тоже не всегда понимаем.


Вы хотите сказать, что ребенку в пансионате лучше, чем дома?

Мне трудно будет это Вам объяснить. Ребенку лучше там, где ему лучше.
Вот, скажите, чем ваш ребенок будет заниматься дома?


Я с ним буду заниматься...

Что, весь день?


Ну, не весь день, конечно. После работы.

А во сколько заканчивается Ваш рабочий день?


В 17-30.

Так... Еще полчаса - на путь домой, еще полтора - на приготовление ужина и на сам ужин. Это уже будет 19-30. Полчаса - на вечернюю гигиену - душ, ванна... Так?


В принципе...

Не в принципе. А так. Не будете же Вы мне утверждать, что Вы не ужинаете и не принимаете ванну?


Не буду.

Ну и что у Вас остается на общение с ребенком? Время - 20-00. В 22-00 он должен идти спать. 2 часа. Кстати, а Вы телевысер не смотрите никогда?


Смотрю.
Когда? Когда ребенка спать уложите? Но самые интересные для женщин передачи идут именно с 20-00 до 22-00. Тот же Малахов, например. Прайм-тайм. А надо еще с ребенком в шахматы поиграть, проверить уроки...

Между прочим, имейте ввиду, что Ваш ребенок так и не "потусовался во дворе". Он весь вечер охранял Вас и Ваш вечерний покой.


Жестоко Вы...

Как есть.


Но ведь у вас тоже дети находятся под постоянной опекой взрослых. Учителей, воспитателей.

А как же иначе? Но вся разница в том, что нашим детям неведомы понятия скуки и безделия. Они всегда чем-то заняты. Тем, что для них интересно. Любишь петь и танцевать - есть кружок художественной самодеятельности, музыкальный и кружок бальных танцев. Любишь мастерить - добро пожаловать в кружок авиамоделистов, судомоделистов. Интересуешься радиоэлектроникой? Есть и такой кружок.

Вот сами и подумайте, где детям будет интереснее? В радиокружке, среди своих сверстников, или дома у Вас под юбкой?

Что касается упоминаемой Вами ювенальной юстиции, думаю, ей и без нас есть чем заниматься. Вы ведь наверняка не раз видели, как на улицах наших городов ходят 15-16-летние юноши и девчонки с бутылкой пива в руках? А ведь это - результат домашнего воспитания, которое Вы так отстаиваете.


Но ведь есть еще материнский инстинкт?

Вы знаете, чем человек отличается от муравья? Тем, что муравей живет строго, следуя своему инстинкту. А человек прежде всего следует разуму. Даже если это иногда и противоречит изначальному инстинкту. Если бы человек руководствовался только своими инстинктами, он никогда не стал бы человеком.
А материнский инстинкт - это просто страх самки за свое дитя. Дети рождаются беспомощными и беззащитными. Они не могут постоять за себя, у них еще не развиты зубы и когти. Для самки первобытного человекообезьяны, живущей в первобытных джунглях, это было естественно. Впрочем, это естественно и сегодня, для живущих в капиталистических джунглях, где человек человеку волк. На каждом шагу ребенка подстерегают опасности - педофилы, наркодилеры, алкоголь, разврат... Поэтому мне понятны Ваши чувства.

Но нашим детям ничего такого не угрожает. Они одеты, накормлены, ухожены. За ними смотрят и воспитывают высококвалифицированные педагоги, влюбленные в свою работу и в детей. За их здоровьем следят квалифицированные врачи и фельдшеры. Так, чего же бояться матери ребенка? Она будет спокойно работать на своем месте, зная, что с ее ребенком ничего не случится, и что ее ребенок окружен любовью и заботой. А для любой матери - это самое главное. Или Вы со мной не согласны?


Кстати, хотела спросить спросить о Вашей дочери. Она ведь тоже воспитывалась в интернате?

Да. Выросла уже. Учится в пединституте. Хочет потом вернуться обратно в школу, в которой училась.


В "Разговоре с коммунаром" Вы сказали, что дети у вас все лето проводят в пионерских лагерях...

Да. Наше хозяйство может себе позволить такую "роскошь" для своих детей.


Я не это хотела спросить. Я про термин "пионерские". В Ваших школах действует пионерская организация?

Знаете, коллективизм у детей в крови. Это вроде Вашего "материнского инстинкта", идет из глубин тысячелетий. Первобытному человеку невозможно было выжить в одиночку. Только в коллективе. Думаю, у человека это чувство заложено в генах. Это потом уже нынешняя среда постепенно подавляет это чувство и воспитывает в человеке индивидуализм. Но коллективизм - это хорошее чувство, и не нужно его подавлять. Дети с удовольствием участвуют в таких организациях. Более того, если это взрослые не берут под свой контроль, они начинают самоорганизовываться в различные группки, отрядики, и еще того хлеще - в шайки. Поэтому естественно, что в наших школах есть пионерская организация. Это делает детей более дисциплинированными, воспитывает в них чувство ответственности за общее дело, ответственности перед товарищами. Такие дети быстрее взрослеют, и они не вырастают инфантильными.


Я тоже несколько раз в детстве отдыхала в пионерском лагере. До сих пор в моей памяти ночные костры и утренний подъем флага. Кстати, а какой флаг в ваших пионерских лагерях поднимают?

Красный. И пионеры наши носят красные галстуки.


У нас в Башкирии имеется своя детская организация. "Пионеры Башкортостана". Они вроде носят галстуки цвета национального флага...

Наши носят красные галстуки. Но мне приятно, что кроме нас еще где-то имеются детские организации наподобие пионерской. Пусть у них галстуки другого цвета. Но, думаю, плохому в этой организации детей не учат.

----------------------------------------------------------------
О власти.


Здесь я привожу часть нашего разговора о власти и управлении. Не скажу, что мы долго этот вопрос обсуждали, поскольку структура управления для меня была ясна уже из "Интервью с коммунаром".


В обсуждениях "Разговора с коммунаром" было очень много рассуждений по поводу вашей системы власти...

Вы хотели сказать, народовластия?


Я по поводу вашей системы прямой демократии. Очень многие сомневаются в эффективности такого способа, так как считают, что производством и экономикой должны управлять профессионалы. А у вас всем управляет Совет, который избирается из числа колхозников. К тому же он у вас меняется каждый год.

Я Вас понимаю. Вот, как бы Вам объяснить эту систему?.. [долгое молчание]

На самом деле у нас и производством, и экономикой управляют профессионалы. Иначе и быть не может. Но дело в том, что все эти специалисты у нас не являются властью в обычном понимании. Что это значит? Это значит, что действовать они могут лишь в рамках решений, принятых Советом. Совет не будет вдаваться в технические подробности. Он поручит тому или иному специалисту или группе специалистов то или иное задание, определит бюджет для выполнения этого задания, выделит необходимые трудовые и материальные ресурсы. А задача специалиста - выполнить это задание. И, естественно, в ходе выполнения этот специалист будет руководить выделенной ему бригадой.
Это я, конечно, немного упрощаю. Разумеется, Совет не станет заниматься тем, чтобы каждый день собирать утренние планерки и давать задания каждому специалисту. Совет принимает годовой план. В этом плане оговариваются все проекты, объемы продукции, которые должны быть произведены, объемы закупок и продаж и годовой бюджет. А также назначаются лица, ответственные за выполнение тех или иных пунктов плана.

Надеюсь, я смог Вам разъяснить? Да, у нас есть кухарки. И они у нас даже в составе Совета бывают. И обладают властью, скажем, над главным агрономом. Но это вовсе не значит, что кухарка будет выполнять работу главного агронома.


Я, кажется, немного понимаю. Хотя... Ничего не понимаю. Ну, ладно, будет пища для размышлений.

Разговор с коммунаром

Сейчас вы услышите речь коммунара. Самого настоящего, проживающего в колхозе-коммуне, в России, в наше время. Задающие вопросы - «коммунист», капиталист, люмпен, ну и просто интересующиеся. Местоположение коммуны по понятным причинам не указывается.

Как и с чего началась ваша коммуна? Что заставило людей объединиться?

Вообще-то сами мы себя так не называем. То есть, коммуной и коммунарами. Предпочитаем в разговорах между собой использовать более привычные слова «колхоз», «колхозник». Датой рождения нашего хозяйства, наверное, можно считать март 1992 года. Тогда четверо молодых парней приехали в село из города, чтобы попробовать воплотить в жизнь свои убеждения. Выбрали они для этой цели колхоз, который был родным для одного из этих парней, но к данному моменту находился в состоянии развала. Колхоз вот-вот должны были разнести в клочья, точнее, в мелкие фермерские хозяйства. Составили подробный экономический план восстановления и развития, и подошли с этими документами к бывшему парторгу колхоза, как к человеку, обладающему авторитетом среди односельчан. Председатель колхоза к тому времени на все махнул рукой и пустил все на самотёк. В итоге было назначено общее собрание колхозников, где приняли решение колхоз не распускать, и бывший парторг был избран новым председателем. Так возникло наше хозяйство. Оно называется АСПК – ассоциация сельскохозяйственных производственных кооперативов. Но это так, вывеска. Формы хозяйствования, как известно, жестко прописаны в законах. Мы и выбрали более-менее отражающее суть. Хотя и не совсем. С точки зрения внешнего наблюдателя наше хозяйство выглядит, как десяток мелких и независимых друг от друга предприятий, ведущие свои дела на внешнем рынке по законам этого либерального рынка. В реале, это единое хозяйство со своими сырьевыми и перерабатывающими мощностями и единым производственным планом.

Наши рекомендации