Основные экономические показатели

60 — 80е гг. анализ показателей и даже за 1980 — 85 гг. показывает, что наблюдалось снижение темпов экономического развития, но «застоя» не было.

Валовый общественный продукт, национальный доход, валовый продукт сельского хозяйства, капитальные вложения, реальный доход на душу населения и производительность общественного труда: рос в годы 8 пятилетки 1966 — 70 гг. и начал падать в 1971 г. Продукция промышленности уменьшалась во второй половине 60х гг.: Группа А снижение; Группа Б наоборот росла.

Прибыль в годы 8 пятилетки возросла в 2 раза, упала в годы 10 пятилетки (1976 — 80), выросла в годы 11 пятилетки (81 — 95), в годы последней 12 пятилетки (86 — 90) достигла уровня первой половины 60х гг.

Рост ВВП в 70 — начала 80х гг. золотовалютных резервов возрос в 5 раз. Дорожное строительство на 20% росло каждый год. Таким образом, темпы экономического роста снижалась с конца 60 — начала 70х гг.

Но невозможно утверждать, что к середине 80х гг. экономическое состояние страны было близким к катастрофе — развал экономики — развал государства — ложная посылка. Часть специалистов считают, что не было экономических причин развала страны.

(!!!)Система директивного централизованного планирования начала тормозить, распространение научно — технического прогресса. Уже в период позднего сталинизма (данный факт зафиксирован в художественной литературе Дудинцев «Не хлебом едины»).

Это связано:

Инициатива внедрения НТП и рост эффективности экономики всегда исходила от вышестоящего руководства в основном гос.план, а должна была исходить от предпринимателей.

Задание о внедрении НТП вступали в противоречия с заданиями по текущему объему производства и объема роста. Для всех важны именно эти показатели, потому что зависела зарплата. (!!!) Именно этот показатель работал на «имидж» страны.

Постоянный дефицит тех или иных продуктов потребления. Дефицит был связан с господством государственно — устанавливаемых цен. Порождали спекуляции, взятки, коррупцию и т. д.

В 60 — 70х гг. большинство экономистов считало базовыми принципами экономико — общественные собственность и интересы, при этом не понятно, как же тогда внедрять рыночные принципы? Никакие новые экономические показатели не заставляли руководителей предприятий основную цель реформ: соблюдение общественных интересов.

Сельское хозяйство. Продукция сельского хозяйства росла, но не обгоняла численность занятых в сельском хозяйстве и населения в целом — импорт продовольствия.

Трудности в экономике. 70 — 80х гг. связывают и с существовавшей системой управления. Например: ежегодную в начале 80х гг. гос.план составлял более двух тыс. балансом, возросло до 50 тыс. экономических показателей. В стране производилось более 12 млн. наименований продукции, хозяйство СССР стало очень неповоротливым, громоздким — снижение качества управления.

Теневая экономика

Теневая экономика — это «тень экономики дефицита». Любит директивное планирование.

Классификация «теневой экономики»:

Неформальная — связана с не включенными в план и не регламентированными хозяйственными связями между предприятиями. Прямой облик продукции.

Фиктивная — связана с нарушением или фальсификации хозяйственной отчетности (приписки, отклонения от норм и стандартов). Нетрудовые доходы.

Вторая — экономика не связанная ни с государственной, ни с колхозом.

Черная — не законная экономическая деятельность всегда существовала внутри административно — командной системы.

Теневая экономика в СССР — это не государственный спектр — рыночная, которая распространилась нелегально в ее деятельности выделяют 2 типа рынка:

Серый — полулегальный

Черный — нелегальный

Их деятельность обеспечивали спекулянты и цеховики (теневые). Цеховики организовывали подпольные производства в 60х — 70х гг. создавались фабрики и заводы. Рынки сбыта. Громадные потери государства, но парадокс теневая и плановая экономика существовали в единстве, в конце периода не могли жить друг без друга.

Уже в 60х гг. цеховики снабжали население пром.товарами 20% и пищевой продукцией до 40%. 45% дефицитных товаров проникали через спекуляционный рынок. До начала 70х гг. цеховики страдали от преступности (организационной). Только в декабре 1991 гг. исчезает статья: предпринимательство уголовное дело.

В 70х гг. цеховики — миллионеры. В 1979 г. заключена Кисловодская конвенция:

Цеховики дали обещание 10% от прибыли, деньги в общаг.

Были установлены особые правила общения — планомерные выплаты — рекет до распада СССР основной вид доходов, а потом российской Брежневский период нередко называют «гос.капитализмом», «диктатура бюрократии», «господство номенклатуры».

Данный вопрос остается дискуссионным. Контраргументы:

Брежневская бюрократия далеко не всегда отстаивала личные интересы

Численность чиновников в СССР при Брежневе в 15 республиках было 1 млн. 755 тыс., в 2000х гг. 1 млн. 675 тыс. РФ

Поэтому часть историков отмечают наличие в СССР не диктатуры, а многоступенчатости и централизованную системы управления.

27. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

Со второй половины 19604х годов в отношениях СССР со странами Запада дала о себе знать известная «разрядка» напряженности. Она явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета СССР и США, лишавшего любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС была

принята так называемая «Программа мира», в которой СССР, не отказываясь от борьбы за «торжество социализма во всем мире», выступил с предложениями о разрядке международной напряженности. В 1970 г. советско-западногерманским договором признавались окончательными послевоенные границы в Европе; аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией; в декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет, названное впоследствии договором ОСВ41. Договор устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок; однако число ядерных зарядов у сторон не оговаривалось, их наращивание продолжалось.

В ноябре 1974 г. удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ42). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений, включая стратегические бомбардировщики и разделяющиеся боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако не состоялось из4за появления в США нового типа вооружений — «крылатых ракет» и отказа устанавливать на них ограничения. Таким образом, не останавливая гонку вооружений, договор сужал ее фронт. Этому способствовала подписанная в 1972 г. и вступившая в силу в марте 1975 г. конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении.

Плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975 г. двух кораблей — «Союза» и «Аполлона». В мае 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаниях в мирных целях. Кульминацией «разрядки» международной напряженности стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 1 августа 1975 г. главами 33 европейских государств, а также США и Канады. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом принципов. Таковыми считались: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод. Однако, как показали дальнейшие события, СССР рассматривал

Акт прежде всего с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны ключевым считали пункт о соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. С развертыванием на Западе кампании в защиту прав человека «разрядка» оказалась подорванной, а с началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) и вовсе похороненной.

Отношения со странами «третьего мира» в период раннего «развитого социализма» в СССР определялись его стремлением приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в июне 1967 г., способствовал погашению очередной военной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973 г., поддерживал Индию в ее конфликтах с Пакистаном в середине 19604х годов и в 19714м.

В отношениях с развивающимися странами приоритет отдавался странам «социалистической ориентации» (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). Они получали экономическую и военную помощь, исчисляемую порой миллиардами долларов. Военно-блоковая логика во внешней политике приводила к установлению союзнических отношений и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точно такую же политику вели США, поддерживающие крайне реакционные режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

Отношения с соцстранами в этот период испытывали определенные трудности. В стороне от согласованной с Советским Союзом политики находились Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Обострились отношения с Китаем. В июле 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Вскоре был оглашен список претензий на 1,5 млн кв. км, а в неофициальных беседах говорилось о 3 млн кв. км. В марте 1969 г. произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский на реке Уссури (290 км южнее Хабаровска), а затем и на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г. начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не улучшилась. (Даманский с сентября 1969 г. стал дефакто, а с марта 1992 г. де4юре китайским о. Чженьбаодао.)

СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны против южновьетнамского режима и открыто выступивших на его стороне США. 5 февраля 1965 г. наше правительство заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отношении братской социалистической страны». Помощь (в основном вооружением и специалистами, обслуживавшими пусковые установки зенитных ракет) оказывалась более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима. Война, начавшаяся в августе 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон 30 апреля 1975 г. и провозглашением Социалистической Республики Вьетнам в июле 1976 г. «Мировая система социализма» испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. к руководству компартией Чехословакии пришел А. Дубчек. В апреле 1968 г. в ЧССР была принята программа, открывавшая дорогу экономической реформе и демократизации. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Средства массовой информации вышли из-под партийного контроля, авторитет КПЧ стремительно падал, вырисовывалась вполне реальная перспектива ее поражения на выборах в Национальное собрание, назначенных на осень. Руководители «братских партий» увидели во всем этом угрозу и для социализма в своих странах.

«Пражская весна» закончилась вводом в Чехословакию в августе 1968 г. войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии. «Угроза контрреволюции» была предотвращена. Но эта акция усилила раскол в «социалистическом лагере». Албания вышла из Организации Варшавского договора. Однако реакцией на чехословацкие события стала серия межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, направленных на усиление экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Роль СССР в содружестве усилилась. На Западе «право на вторжение» СССР в союзные страны под предлогом защиты социализма и «ограничение суверенитета» восточноевропейских стран стали называть «доктриной Брежнева». Она оказалась, однако, малоэффективной. Кризисные явления вскоре дали о себе знать в Польше. С 19704х годов здесь начались массовые выступления жителей страны против существовавшего политического режима. Польша стала первой страной социалистического содружества, в которой реально

возникала альтернативная политическая власть. Прямолинейность «геронтократов» в осуществлении курса во внешней политике СССР в годы позднего развитого социализма стала одной из причин нового обострения международной напряженности. Соглашение с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ42), которым устанавливалась предельная численность у сторон стратегических бомбардировщиков и разделяющихся боеголовок, действовало с 1974 г. Однако оно не приобрело юридической силы из-за отказа США учитывать предельно допустимые уровни по новым видам вооружений. 18 июня 1979 г. во время встречи в Вене Л. И. Брежнева и президента США Д. Картера договор ОСВ42 был все4таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов числом 2400. Однако американский конгресс договор не ратифицировал, и администрация США до 1986 г. выполняла его условия «добровольно».

В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов. Идея массовых убийств при сохранении материальных ценностей вызвала возмущение европейской общественности. 7 апреля 1978 г. нейтронный проект был приостановлен. Но уже 12 декабря 1979 г. на сессии НАТО принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за считанные минуты.

Администрация президента США Р. Рейгана (1981–1988) оказалась совсем не расположенной к поискам компромиссов с «коммунистами». В июне 1982 г., предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско4ленинские режимы на свалку истории, как это уже случилось с другими тираниями». В ноябре 1982 г. вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, провозглашавшая, что цель политики США подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, от января 1983 г., предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока в размере 108 млн долларов. По словам одного из ее авторов, она четко формулировала, что американской целью является «не сосуществование с СССР, а изменение советской системы».

В 1983–1984 гг. новые ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании, Италии. В свою очередь Советский Союз, по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР, разместил в этих странах в 1984 г. вместо устаревших ядерных ракет РСД44 и РСД45 новые ракеты среднего радиуса действия РСД420 (на Западе их называли «СС420»).

Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась, мир снова стал приближаться к опасной черте. Вместе с тем к середине 19804х годов становился все более очевидным тупик, в который вела гонка вооружений ее участников. В 1983 г. советские ученые во главе с академиком Моисеевым сделали ставшие всемирно известными численные расчеты последствия для планеты полномасштабной ядерной войны, получившие название «ядерная зима» (опубликованы в книге: Моисеев Н. Н., Александров В. В., Тарко А. М. Человек и биосфера. М., 1985). Реальная угроза человечеству в результате войны с применением ядерного оружия немного поубавила число ядерных ястребов на планете, но прекратить гонку вооружений не могла. Гонка ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. Темпы гонки оказались для СССР непосильными. С конца 19704х годов он начал постепенно отставать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Гонка вооружений явилась одной из причин кризиса в СССР. По американской оценке, она отвлекала от работы на потребительские нужды 25–30% производственных мощностей СССР, а у США этот показатель находился на уровне 5–6%.

Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам. В конце 19704х годов он был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти полови4 ну из них составляли развивающиеся. Стремясь к расширению своего влияния, Советский Союз направлял для работы в страны «третьего мира» военных и гражданских специалистов, выделял огромные льготные долговременные кредиты, осуществлял поставки дешевого вооружения и сырья. Если в 1955–1968 гг. поставки оружия «братским режимам» составляли сумму в 4,5 млрд долларов; а в 1966–1975 гг. — 9,2 мдрд; то в 1978–1982 гг. они равнялись 35,4 млрд долларов. СССР нес большие затраты на обучение иностранных студентов и аспирантов. Однако эффективность помощи оказалась незначительной, кредиты по большей части не возвращались.

В конце 19704х — начале 19804х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Особенно острым стал социально4экономический и политический кризис, разразившийся в конце 19704х годов в Польше. Расширение советской экономической помощи успеха не имело. Кризис разрастался. В 1980 г. рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ.

Правительство было вынуждено пойти на уступки. На встрече с руководством СССР в апреле 1981 г. первый секретарь ЦК ПОРП С. Каня признал, что «контрреволюция сильнее власти». Однако «братская» помощь Польше по чехословацкому варианту исключалась из4за боязни возникновения «второго Афганистана». Избранный первым секретарем ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский ввел 13 декабря военное положение в стране. СССР поддерживал Польшу суммами в 3–4 млрд долларов в год, в середине 19804х годов эти расходы уменьшились до 1–2 млрд. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, но кризис преодолеть не удалось. В 1989 г. лидеры профсоюза пришли к власти. Поражение социализма в Польше стало началом распада социалистической системы в Европе.

Кризис социалистической системы проявился и в военном столкновении 1979 г. между Китаем и Вьетнамом, в котором Советский Союз поддерживал Вьетнам. В конце 19704х годов в Китае началось проведение экономических реформ, основанных на принципах нэпа. Советские руководители не сумели извлечь пользы из этого опыта, расценив реформы как начало реставрации капитализма в Китае. Ослабление, неудачи СССР во внешней политике и особенно участие в афганской войне стали причинами падения его авторитета и растущей изоляции на международной арене. Ведущие капиталистические страны объявили научно4технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю (создан в 1949 г. по инициативе США) ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой на Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор ОСВ42, бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. (Бойкот осуществлен в знак протеста против размещения американских ракет в Европе и военного присутствия в Никарагуа.)

Стратегический курс США в отношении СССР в последний период его существования определялся директивой Совета национальной безопасности США от 17 января 1983 г., озаглавленной «Отношения с

СССР» и ставившей следующие задачи: «1. Сдержать, а впоследствии отбросить советскую экспансию повсюду на международной арене, особенно в географических регионах, приоритетных с точки зрения политики США. 2. Содействовать процессу перемен в СССР в направлении создания более плюралистической политической и экономической системы, в рамках которой власть привилегированной правящей элиты будет постепенно уменьшаться. 3. Вовлечь СССР в переговоры с целью достижения соглашений, которые обеспечивали бы защиту и расширение американских интересов». Нельзя сказать, что директива предполагала добрососедские отношения между странами. Антисоветская кампания в США особенно усилилась в связи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южнокорейским «Боингом», принятым за американский самолет4разведчик, и гибелью 269 пассажиров самолета. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла» и объявил о начале работ над программой СОИ («звездные войны»).

Призывы к разрушению советской «империи» в США с особенной силой звучали ежегодно в течение третьей недели июля, отмечаемой как Неделя порабощенных Советским Союзом наций. Резолюция о них принята конгрессом США в июле 1959 г. В ней утверждалось, что «с 1918 г. империалистическая агрессивная политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет зловещую угрозу для безопасности Соединенных Штатов и всех свободных народов мира». Резолюция требовала освобождения и возвращения независимости целому ряду стран и народов, в том числе Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель4Урала, Тибета, Козакии, Туркестана, Северного Вьетнама «и других». Решено было ежегодно отмечать в США третью неделю июля как неделю порабощенных наций до тех пор, пока не будет достигнута их свобода и независимость.

Отождествление СССР с империей противоречит данным исторической науки. Хорошо известно, что системообразующим признаком империи является наличие метрополии и колоний — военно4политической системы, ставящей угнетенные народы колоний в зависимое положение от привилегированной нации метрополии. Так было в Римской, Оттоманской, Австро4Венгерской, Британской, Французской и других колониальных империях. Русская нация, несшая в советское время основную тяжесть бремени «братской помощи» другим народам, ничего общего с имперскими нациями не имела. В этом смысле Советский Союз был, скорее, антиимперией. Жесткая централизация управления государством и экономикой, репрессии в отношении ряда народов, имевшая место нетерпимость к «национализму» были проявлениями не имперского, а диктаторского характера советского государства. Диктатура пролетариата и партии представлялась здесь исторически не оправдавшей себя «демократией высшего типа».

Особенно негативным по последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи революционному движению в Афганистане, на практике Народно4демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в результате «апрельской революции» 1978 г. Увидев в Афганистане «вторую Монголию», перепрыгивающую из феодализма в социализм, руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. Помощь оказывалась правительству Н. М. Тараки, с сентября 1979 г. правительству X. Амина, свергшего Тараки. По его просьбе 25 декабря советские войска вошли в Афганистан. 27 декабря с помощью советского «спецназа» в Кабуле был совершен переворот, к власти пришел Б. Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. После ввода советских войск в Афганистан США объявили торговые санкции против СССР, а страны НАТО бойкот предстоящих Олимпийских игр в Москве в 1980 г. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет. Она обернулась для СССР ежегодными расходами в 3–4 млрд долларов, гибелью 14,5 тыс. советских солдат. Через Афганистан за это время прошло 620 тыс. советских военнослужащих; 35 тыс. из них вернулись оттуда ранеными, более 100 тыс. больными гепатитом. Вывод советских войск в феврале 1989 г. не остановил гражданской войны в Афганистане. Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для нашей страны, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание в ней кризисных явлений.

28. Внутриполитическая и экономическая ситуация в СССР в 1982-1985 гг. (Ю.В. Андропов, К.У. Черненко).

12 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л. И. Брежнева, пле4 нум ЦК партии избрал Генеральным секретарем ЦК Ю. В. Андро4 пова. Ему было 68 лет. С июня 1967 г. он был председателем КГБ, а после смерти М. А. Суслова в феврале 1982 г. — главным идеологом партии. Нетерпимость к инакомыслию, приверженность авторитар4 ному стилю, репутация просвещенного партократа, личная скром4 ность — все эти качества перевесили шансы других претендентов на высший пост. Как нельзя лучше они отвечали и ожиданиям «про4 стого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь мздоимство, повести борьбу с «теневиками». Первые шаги Андропова4генсека не обманули ожиданий. «Хотя нельзя все сво4 дить к дисциплине, — заявил он в декабре 1982 г., — но начинать надо именно с нее». Одновременно было дано указание готовить серьезные меры в сфере экономики. Ученые4обществоведы, привле4 ченные к подготовке под руководством генсека стратегической ста4 тьи, были озадачены идеей о том, как «провести в старане нэп без нэпманов». В 1983 г. начался широкомасштабный экономический эксперимент в трех республиканских и двух союзных министерствах (Минтяжмаше и Минэлектропроме).

С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись выявлением нарушите4 лей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, ба4 ням и т. п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе. Одновременно был дан ход громким делам о кор4 рупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торгов4 ле. Отдан был под суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома; следом за ним заключены под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора круп4 нейших московских гастрономов, автомобильного магазина. Потесне4 ны были позиции «хлопковой мафии» в Узбекистане; добрались до пер4 вого секретаря Краснодарского обкома КПСС С. Ф. Медунова, мини4 стра МВД Н. А. Щелокова и его заместителя Ю. М. Чурбанова, крупно замешанных в коррупции. За короткое время правления Андропова в Москве сменено более 30% партийных руководителей, на Украине — 34, в Казахстане — 32%.

Страна с напряженным вниманием следила за информационным нововведением, предвосхитившим будущую «гласность». Каждую не4 делю газеты публиковали сообщение «В Политбюро ЦК КПСС». Опи4 раясь прежде всего на Д. Ф. Устинова и А. А. Громыко, Андропов «омо4 лодил» Политбюро и Секретариат ЦК. В Политбюро введены Г. А. Али4 ев, ставший первым заместителем председателя правительства СССР

Н. А. Тихонова; В. И. Воротников (председатель Совмина РСФСР с июня 1983 г.); М. С. Соломенцев (председатель Совмина РСФСР до июня 1983 г., позже председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС с июля 1983 г.). Новым кандидатом в члены Политбюро стал В. М. Чебриков (председатель КГБ с декабря 1982 г.). Новыми секрета4 рями ЦК избраны Н. И. Рыжков (заведующий экономическим отделом ЦК); член Политбюро Г. В. Романов (первый секретарь Ленинградско4 го обкома партии, отвечающий в Политбюро за координацию работы предприятий ВПК); Е. К. Лигачев (заведующий отделом оргпартрабо4 ты ЦК).

Большое оживление в обществоведении вызвала статья Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического стро4 ительства в СССР» (Коммунист. 1983. № 3). Генсек предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения стра4 ны к высшей фазе коммунизма». Признание противоречий и трудно4 стей «развитого социализма» и фраза Андропова «мы не знаем обще4 ства, в котором живем», воспринимались как необходимая предпосыл4 ка для дальнейшего самопознания и возможного реформирования советского общества. Однако «возрождение коммунистического фун4 даментализма» оказалось недолгим. 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.

Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали заметный экономический эффект. По офи4 циальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2% (про4 тив 3,1 — в 1982 г.); национальный доход вырос на 3,1; промышленное производство — на 4; производство сельскохозяйственной продукции — на 6%.

Андропова на посту генерального секретаря ЦК и председателя Президиума Верховного Совета СССР сменил давний соратник Бреж4 нева К. У. Черненко. Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяже4 лая форма астмы. С 1948 по 1956 г. он работал в Молдавии, там попал в «команду» Брежнева и следовал за ним в ЦК, Верховный Совет; в 1965 был назначен заведующим Общим отделом ЦК, в 1978 стал членом По4 литбюро. Черненко считался преемником своего друга Брежнева, и после смерти Андропова старшее поколение в Политбюро захотело именно его видеть на посту генерального секретаря.

Приход Черненко к власти сразу же обернулся отказом от андропов4 ских новаций. Выразилось это, в частности, в том, что на прежние долж4 ности были возвращены около 50 ответственных работников ЦК, снятых при Андропове. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н. А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачев. Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена. Пред4 ставители партийной и государственной элиты вновь оказались вне вся4 ких подозрений. На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о «стадии развития общества», которую предлагалось теперь именовать не развитым, а развивающимся социализ4 мом. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придаю4 щая «мощное ускорение развитию народного хозяйства».

Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало вос4 становление в партии Молотова (июнь 1984 г.). Просталинское настро4 ение старой генерации Политбюро при этом было отчетливо выражено Устиновым, предлагавшим восстановить в партии и Маленкова с Кага4 новичем. По его словам, «ни один враг не принес столько бед, сколько принес нам Хрущев своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина». Однако В. М. Чебриков напомнил о резолюциях на списках репрессированных и о потоке писем с возмущениями, которые следует ожидать в случае восстановления. Неизвестно, как разрешился бы этот вопрос, посколь4 ку «ренессанс» позднего «брежневизма» вскоре закончился. 20 декабря 1984 г. скончался Д. Ф. Устинов, 10 марта 1985 г. — К. У. Черненко. Вскоре в стране началась «перестройка», метко названная впоследствии «бла4 городной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполне4 нию» (Г. Мирский).

Экономика в 1976–1985 гг.Решениями XXV съезда КПСС намечалось увеличить в 104й пятилетке(1976–1980)производство промышлен4 ной продукции на35–39%,продукции сельского хозяйства — на 14– 17%. Согласно директивам XXVI съезда партии(февраль–март1981 г.) в 114й пятилетке(1981–1985)производство промышленной продукции должно было увеличиться на26–28%,сельскохозяй4 ственной — на12–14%.Однако неспособность руководства перело4 мить негативные тенденции в народном хозяйстве обусловили опе4 режающее снижение темпов экономического развития. В годы 104й пятилетки удалось увеличить (по сравнению с предыдущим пя4 тилетием) объем промышленной продукции на 24%, в 114й — на 20%. Производство сельскохозяйственной продукции за 104ю пятилетку увеличилось на 8,8%, за 114ю — на 5,8%.

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в 104й пятилетке снизились до 4,4, в 114й — до 3,6%. Соответствующие показатели среднегодовых приростов сельскохозяйственной продукции составляли 1,7 и 1%. Аналогично снижались и показатели роста произ4 водительности общественного труда. Плановые задания по увеличению валовой продукции промышленности в 104й пятилетке удалось выпол4 нить на 67%, в 114й — на 77%; по увеличению продукции сельского хо4 зяйства и того меньше — соответственно на 56 и 42%.

Задания 114й и 124й пятилеток не были выполнены ни по одному показателю. Тем не менее развитие страны имело поступательный ха4 рактер. Темпы роста национального дохода (вновь созданная стоимость во всех отраслях сферы материального производства) на протяжении всех 19704х годов сохранялись на уровне 4,9% ежегодного прироста и даже в самую «застойную» 114ю пятилетку (1981–1985)обеспечивался ежегодный прирост в среднем на 3,2% в год (в1986–1990гг. он снизил4 ся до 1,3%). Эти показатели были не намного ниже, чем в большинстве развитых стран. Что же касается общего промышленного производства, то с 1970 по 1988 г. оно возросло в СССР в 2,38 раза против 1,32 раза в Англии, 1,33 в ФРГ, 1,48 во Франции, 1,68 в США, в 2 раза в Японии.

В годы 104й пятилетки в СССР было построено 1,3 тыс. промыш4 ленных предприятий, в РСФСР — 0,8 тыс., в 114й, соответственно 1,2 тыс. и 0,7 тыс. Продолжалось ускоренное развитие Западно4Сибир4 ского ТПК. Добыча нефти Западной Сибири в 1984 г. выросла до 377,9 млн тонн (в 12 раз больше, чем в 1970 г.). В 19804е годы Западная Сибирь стала давать более 10% мирового объема добычи нефти и газа. (Тюменская область остается лидером по добыче нефти и газа и в нача4 ле XXI в. В 2002 г. здесь добывалось 67% нефти и 90,8% газа Российской Федерации.) В 1979 г. был построен магистральный газопровод «Союз» (2750 км), в 19804м — газопровод Нижневартовск–Юрга–Новосибирск.В 1983 г. завершено строительство самого протяженного в мире (более 3100 км) нефтепровода Сургут–Омск–Павлодар–Чимкент,в 1984 г. — магистрального газопроводаУренгой–Помары–Ужгород(4451 км). На базе Усть4Илимской ГЭС (введена в эксплуатацию в 1980 г.) был со4 здан Братско4Усть4Илимский лесопромышленный комплекс, а на базе Саяно4Шушенской ГЭС (1985) — Саянский ТПК по обработке цвет4 ных металлов.

В 1976 г. был введен в эксплуатацию Камский автомобильный за4 вод и Оскольский электрометаллургический комбинат, в декабре 1978 г. вошла в строй первая очередь огромного Волгодонского завода тяжело4 го машиностроения (Атоммаш). Именно здесь начиналось поточное производство различных типов ядерных реакторов для АЭС. В строй действующих вступили Смоленская (1982) и Балаковская (1985) атом4 ные электростанции, первая очередь Калининской АЭС (1986). В де4 кабре 1980 г. осуществлен пуск первого агрегата Чебоксарской ГЭС — завершающей ступени Волжского гидроэнергетического каскада. В том же году введен в строй последний, 94й агрегат Нурекской ГЭС (строи4 лась с 1961 г., 14й агрегат пущен в 1972 г.). Эта ГЭС с высотой плотины 300 м (до сих пор самая высокая в мире) обеспечивает около трех чет4 вертей всей выработки электроэнергии в Таджикистане. В 1981 г. пост4 роен Томский химический комбинат, в 1982 г. — Ачинский нефтепере4 рабатывающий завод и первая очередь Костомукшского горно4обога4 тительного комбината. В 1987 г. был уложен первый бетон в здание Бурейской ГЭС (подготовительные работы по строительству велись с 1978 г., 14й агрегат запущен в июле 2003 г., 64й — в октябре 20074го,

в2009 г. станция доводится до проектной мощности 2010 МВт). Одна4 ко наряду с работами на этих стройках сооружались дорогостоящие, бес4 перспективные и экологически небезупречные Астраханский газокон4 де

Наши рекомендации