Основные технико-экономические показатели

Технико-экономические показатели – система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий (производственных объединений) и комплексное использование ресурсов. Они применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов.

Информационной базой анализа являются материалы плановых документов, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности предприятия. На данный момент финансовая отчетность Открытых Акционерных обществ доступна не только для акционеров, но и размещается в интернете. Однако, другие организации ограничивают доступ к банку данных предприятия, информация о деятельности которого зачастую не только приобретает конфиденциальный характер, но и относится руководством предприятия к коммерческой тайне. Для целей анализа рекомендуется использовать ограниченное число исходных технико-экономических показателей.

Показатели выпуска продукции в натуральном выражении, товарная и реализованная продукция (объем продаж продукции) характеризуют во взаимосвязи производственную и торгово-сбытовую (коммерческую) стороны деятельности предприятия.

Показатели производственной мощности, среднегодовой стоимости основных производственных фондов (с учетом их периодической оценки) отражают потенциальные производственные возможности предприятия, размеры его недвижимого имущества.

Показатели среднегодовой численности промышленно-производственного персонала предприятия (численности работающих), объема денежных средств, направленных на оплату труда, не только имеют самостоятельное значение для оценки наличного числа рабочих мест на предприятии, уровня материальной обеспеченности рабочих, динамики этих параметров, но и являются исходными для расчета производительности труда, среднемесячной оплаты труда и т.д.

Показатели полной себестоимости товарной продукции, прибыли (убытка) отчетного периода отражают совокупные затраты и конечные результаты.

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели производственного предприятия

1.Производственная мощность (ПМ), шт., руб. -Это максимально возможный выпуск продукции на имеющемся производственном оборудовании, обычно указывается в натуральных единицах измерения (шт., т., л., кВт, кг., м2, м3 и т.п.).Если производство является мономенклатурным (выпускается не один вид разнородной продукции), то ПМ рассчитывается в руб. (для перевода в денежные единицы надо учесть ПМ по каждому виду продукции и суммировать). Если наблюдается рост ПМ, то это обычно связано с приобретением нового производственного оборудования для освоения новых видов продукции или модернизации. Если изменения ПМ в стоимостном выражении, то может повлиять изменение цен.

2. Выпуск продукции в натуральном выражении, шт. - Это фактический выпуск продукции в натуральных ед.изм. за анализируемый период времени.Рост показателя чаще всего свидетельствует о росте объемов заказа на продукцию предприятия (т.е. идет рост спроса на продукцию).Если ПМ указывается в стоимостном выражении, то данный показатель не указывается.

3. Коэффициент использования производственной мощности- Рассчитывается как отношение выпуска продукции в натуральном выражении к производственной мощности (21). Если ПМ указывается в стоимостном выражении, то данный показатель рассчитывается как отношение товарной продукции к производственной мощности.Показывает степень задействования производственных мощностей в производстве. Максимальное значение 1 или 100%.Хотя теоретически бизнес может работать на 100% своих производственных мощностей, но на практике максимальный выход меньше, потому что оборудование требует ремонта, работники уходят в отпуск и т.п.Например, компания может использовать 0,85 своих производственных мощностей, те ее выпуск составляет 85% максимума, который она способна произвести, используя все имеющиеся ресурсы.Если компания имеет низкий коэффициент использования производственных мощностей – до 50%, то она обычно получает низкие доходы или терпит убытки, хотя имеет большой потенциал для роста.Компания, действующая на уровне 80% мощностей и более, обычно высокоприбыльна, хотя имеет меньшие возможности развития.

4. Товарная продукция, тыс.руб.- Это фактический выпуск продукции оцененный в текущих ценах того периода, в котором он осуществлен.Если наблюдается рост, то он может быть связан как с ростом объема выпуска, так и с ростом цен на продукцию. При этом пересчитайте - соответствует ли по вашим данным - средняя цена ед.продукции реальным ценам на рынке (определить среднюю можно путем деления товарной продукции на выпуск продукции в натуральном выражении).

5. Реализованная продукция (объем продаж продукции), тыс. руб.- Источник данных – форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» – это выручка от реализации продукции, товаров услуг.Если идет рост показателя, то это связано как с ростом цен на продукцию, так и с ростом количества проданной продукции, товаров, услуг – по основным видам деятельности.

6. Стоимость основных фондов, тыс. руб.- Это первоначальная стоимость основных средств, отражается в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».Если идет рост показателя, то необходимо связать этот рост с ростом производственной мощности.В случае если роста ПМ нет, а стоимость основных средств (ОС) растет, то, следовательно, предприятие закупало ОС непроизводственного назначения.

7. Фондоотдача, руб.- Рассчитывается как отношение товарной продукции к стоимости основных фондов (пункт 4 ТЭПа к данным пункта 6).Если идет рост показателя, то это связано - либо с ростом товарной продукции (числитель), либо со снижением стоимости ОС (знаменатель). Если при этом наблюдается рост обоих показателей, то рост фондоотдачи говорит о том, что прирост товарной продукции выше, чем прирост стоимости ОС, при снижении фондоотдачи прирост стоимости ОС идет быстрее.

8. Численность промышленно-производственного персонала (работающих), (ППП), чел.- Следует различать промышленно-производственный персонал и непромышленный персонал.В состав промышленно-производственного персонала входят следующие категории работающих: рабочие, руководители, специалисты, служащие, которые заняты в основных направлениях деятельности предприятия.Непромышленный персонал, как правило, включает работников заводской столовой, медицинских пунктов предприятия, работников ЖКХ предприятия и т.п.Рост численности ППП связан с расширением производства или видов основной деятельности, либо с увеличением производственной программы. Снижение: либо с увольнениями, либо с сокращением штата

9. Производительность труда (ПТ), тыс.руб.- Рассчитывается как отношение товарной продукции к численности промышленно производственного персонала (пункт 4 ТЭПа к данным пункта 8).Если идет рост показателя, то это связано, либо с ростом товарной продукции (числитель), либо со снижением численности (знаменатель).Если при этом наблюдается рост обоих показателей, то рост производительности говорит о том, что прирост товарной продукции выше, чем прирост численности.

10. Среднемесячная оплата труда, руб.- Отражает среднюю заработную плату одного работника за месяц, не должен быть ниже минимальной оплаты труда, установленной государством.Можно рассчитать как средства, направленные на оплату труда (отражается в форме №5) к численность ППП*12мес.Необходимо сравнивать: не превышает ли сумма средств, направленных на оплату труда себестоимость!Рост з/пл обычно связан с ростом ПТ, инфляцией, увеличением сдельных расценок и тарифных ставок, увеличением премий.Наряду с изменением з/пл необходимо сравнивать изменение ПТ, при этом для нормального развития предприятия темп роста ПТ должен быть выше темпа роста з/пл.

15 Анализ труда, его мотивации, производительность и оплаты Основная цель анализа труда и заработной платы — оценить качество трудовых ресурсов организации, эффективность системы мотивации труда и, в целом, эффективность управления персоналом. Предварительный анализ численности персонала организации и затрат на оплату труда. Прежде чем приступить к анализу численности работников и затрат на оплату труда по данным финансовой отчетности организации, необходимо оценить степень искажения этих показателей. Поскольку налоговая нагрузка на оплату труда остается достаточно высокой, организации предпринимают определенные шаги по ее минимизации, что усложняет стандартный анализ показателей. В процессе проведения экономического анализа персонала необходимо дать оценку структуры персонала по следующим признакам:
• категории персонала (профессии рабочих, должности служащих — руководителей, специалистов, других служащих);
• возраст и стаж работы в организации;
• уровень образования персонала;
• уровень квалификации;
• отношение к продукции (прямой и косвенный персонал);
• принадлежность к собственникам организации (собственники и наемные работники).
Следующим этапом анализа персонала является расчет показателей движения персонала, которые оценивают динамику персонала и интенсивность процессов движения персонала, а также косвенно отражают качество персонала.
Темп прироста численности работников характеризует динамику численности персонала, при сопоставлении с темпом прироста объема производства в натуральных единицах дает возможность оценить обоснованность роста численности. Темп прироста численности в общем случае должен быть ниже темпа прироста объема производства.
Коэффициент текучести кадров позволяет косвенно оценить качество персонала, при высоких значениях коэффициента, качество персонала можно оценивать как низкое.
Оценивая рассчитанные значения показателей движения персонала, необходимо оценивать, как меняется «качество» персонала, которое может быть оценено уровнем квалификации, образования, возрастом, стажем работы и другими показателями. При повышении «качества» персонала, можно положительно оценивать показатели его движения. Вместе с тем следует учитывать, что высокая степень постоянства персонала в целом положительно характеризует организацию, однако изменения в технологиях, видах деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции может вызвать объективную необходимость смены персонала (при этом всегда негативно оцениваются высокие значения коэффициента текучести кадров).
Анализ производительности труда и заработной платы
Анализ заключается в расчете показателей производительности труда, факторном анализе показателей эффективности труда и сравнении темпов роста производительности труда и заработной платы.
Для оценки производительности труда можно использовать два показателя — отношение выручки от продаж к численности работников и отношение добавленной стоимости к численности работников.
Второй показатель, безусловно, более точно отражает вклад работников предприятия в создание новой стоимости, поскольку исключает из оценки эффективности труда фактор приобретенных ценностей — материальных ресурсов, в которых заключен прошлый труд.
Для дальнейшего анализа производительности труда целесообразно использовать факторные модели, предварительно определив основные факторы, влияющие на уровень производительности. В частности эти факторы можно формализовать следующим образом:
• качество персонала (уровень образования, квалификации, возраст, стаж работы, другие характеристики);
• фондовооруженность персонала (оценивается через отношение стоимости основных средств к численности персонала);
• эффективность основных средств и применяемых технологий (можно оценить через показатель фондоотдачи);
• эффективность системы мотивации персонала (по бухгалтерской отчетности можно косвенно оценить через отношение выручки к заработной плате, то есть через показатель зарплатооотдачи);
• уровень оплаты труда.
Завершается анализ эффективности использования труда анализом соотношения темпов прироста производительности труда и заработной платы. Для этого анализа необходимо рассчитать темпы прироста обоих показателей.

1. Производительность труда персонала

Производительность труда — это степень плодотворности (эффективности) конкретного труда. Эффективность измеряется соотношением затрат и результатов труда.

Существуют такие методы измерения производительности труда в зависимости от способов учета объемов производства: натуральный (условно-натуральный), стоимостный, трудовой.

При натуральном методе объем продукции измеряется в натуральных измерителях (тонна, штука, м2, м3, погонный метр).

Выработка при натуральном методе измеряется отношением объема продукции в натуральном выражении за определенный период к среднему числу работников, принимающих участие в производстве этой продукции.

Преимущества натурального метода: простота, наглядность, доступность; возможность доведения этого показателя до рабочего места, цеха, участка; объективность отображения затрат живого труда.

Недостатки метода: невозможность применения при выпуске неоднородной продукции разного качества и ассортимента; несопоставимость с другими видами продукции, производствами.

Области применения данного метода: рабочие места, участки, цехи с однородной продукцией одинакового качества.

Условно-натуральный метод позволяет расширить границы применения натурального метода. Однородная, но разнокачественная продукция приводится по какому-нибудь признаку к условному эталону. Например, серную кислоту разной концентрации приводят к моногидрату (100%), минеральные удобрения — к 100%-ному содержанию питательных веществ и т. д. Но этот способ имеет все недостатки натурального метода измерения производительности труда.

Стоимостной метод наиболее универсален для измерения производительности труда. Объем производства оценивается в стоимостном выражении (валовая, товарная, реализованная, чистая, условно-чистая продукция). При этом методе производительность труда определяется отношением объема производства в стоимостном выражении за определенный период к среднему числу работников.

Валовая (товарная) продукция измеряется в действующих оптовых ценах предприятия (для оценки динамики производительности труда товарную продукцию пересчитывают в сравнимые с базисным периодом цены).

Система мотиваций — это совокупность взаимосвязанных мероприятий, поощряющих отдельного работника или трудовой коллектив в целом активно работать для достижения индивидуальных целей предприятия.

Методы мотивации трудовой деятельности работников классифицируются так:

> прямые экономические — сдельная оплата; почасовая оплата; премии за рационализацию; участие в прибылях; оплата обучения; выплаты за максимальное использование рабочего времени (нет невыходов на работу);

> косвенные экономические — льготное питание; доплаты за стаж; льготное пользование жильем, транспортом и др.;

> социальные (неденежные) — обогащение труда; гибкие рабочие графики; охрана труда; программы повышения качества труда; продвижение по службе; участие в принятии решений на более высоком уровне.

Основы формирования эффективной мотивации поведения работников:

> атмосфера дружеского сотрудничества работников и администрации предприятия;

> обоснованная система оценки работ и определения объема последних;

> осведомленность о критериях измерения и оценки; взвешенные нормативы и контроль за ними; четко понятное соответствие поощрения результативности (эффективности) деятельности.

По своей структуре заработная плата состоит из основной и дополнительной оплаты труда.

Основная заработная плата зависит от результатов труда работника и определяется тарифными ставками, сдельными расценками, должностными окладами, а также надбавками и доплатами, предусмотренными КЗоТ и в размерах не выше установленных законодательством.

Дополнительная оплата труда зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия и устанавливается в виде премий, вознаграждений, других поощрительных и компенсационных выплат, а также надбавок и доплат, которые не предусмотрены КЗоТ, или в размерах, превышающих установленные законодательством.

Источником средств, которые направляются на оплату труда работников предприятий, является прибыль, полученная вследствие их хозяйственной деятельности, а для бюджетных организаций — средства, выделяемые из бюджетов, а также часть прибыли, полученная вследствие их хозяйственной деятельности.

Средства, направленные на оплату труда, составляют фонд оплаты труда (фонд потребления), который состоит из:

> фонда основной заработной платы — относится на себестоимость выпускаемой продукции;

> фонда дополнительной оплаты труда — формируемого за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

> денежных выплат и поощрений (материальная помощь, дотация, трудовые и социальные льготы и т. п.), осуществляемых за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятий;

> прибылей (дивиденды, проценты), выплаченных по акциям трудового коллектива, и взносов членов трудового коллектива акционерного общества в собственность предприятия.

Фонд основной заработной платы. В него входят:

1) заработная плата, начисленная за выполненную работу (отработанное время) по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам или по среднему заработку, независимо от форм оплаты труда, действующих на предприятии;

2) все виды надбавок и доплат, предусмотренные КЗоТ, в размерах, установленных законодательством;

3) оплата труда работников несписочного состава за выполненную работу по договорам гражданско-правового характера;

4) оплата ежегодных и дополнительных отпусков в соответствии с законодательством, денежные компенсации за неиспользованный отпуск;

5) оплата за выполнение государственных обязанностей, если они выполняются в рабочее время в соответствии с КЗоТ;

6) оплата за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочное время в размерах, предусмотренных КЗоТ.

Фонд дополнительной оплаты труда. В него включают:

1) надбавки и доплаты, не предусмотренные КЗоТ и превышающие размеры, установленные законодательством;

2) премии за производственные результаты по специальным системам премирования, рационализацию и изобретательство;

3) дифференцированные суммы доплат, выплачиваемых работникам, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также работающим и проживающим в зонах радиоактивного загрязнения;

4) вознаграждения по итогам труда за год.

К денежным выплатам и поощрениям относят:

1) материальную помощь, оздоровительные, экологические и другие выплаты;

2) суммы предоставленных трудовых и социальных льгот работникам: дополнительная оплата, свыше предусмотренной КЗоТ, предоставленных работникам отпусков; стоимость путевок на лечение и отдых или суммы компенсаций, выданных вместо путевок; стоимость экскурсий и путешествий;

3) другие выплаты, которые носят индивидуальный характер (оплата квартиры и найма жилья, продовольственных и промышленных товаров, продуктовых заказов, проездных билетов; дотации на питание, медицинское обслуживание и т. д.);

4) суммы прибыли, направленные на приобретение акций (для работников трудового коллектива);

5) средства, направленные на выкуп собственности предприятия членами трудового коллектива за счет средств предприятия и т. д.

Различают минимальную, номинальную и реальную заработную плату.

Минимальная заработная плата — установленный государством размер заработной платы, ниже которого не может осуществляться оплата за фактически выполненную наемным работником полную месячную (дневную, часовую) норму труда (рабочего времени). В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

Номинальная заработная плата — это сумма денежных средств, которые выплачиваются работникам за выполненный объем работ в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда.

Реальная заработная плата представляет собой совокупность материальных и культурных благ, а также услуг, которые может приобрести работник на номинальную заработную плату. Другими словами, Реальная заработная плата.

16. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Под предметом экономического анализапонимаются хозяй­ственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, со­циально-экономическая эффективность и конечные финансо­вые результаты их деятельности, складывающиеся под воздей-

ствием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объедине­ний, других подразделений и конечными производственно-финансовыми результатами их деятельности. Экономика пред­приятий изучается при этом не только в динамике, но и в ста­тике.

Далее, предметом экономического анализа являются хо­зяйственные процессы и конечные результаты, складывающи­еся под влиянием объективных внешних факторов. Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают, как правило, действия экономических законов. В процессе экономического анализа во многих случаях приходится стал­киваться, например, с действием ценового факто­ра — с изменением цен, тарифов, ставок. Ценообразование в рыночных условиях — процесс в Целом стихийный; Цены, на готовые изделия, товары, тарифы за перевозки и ставки за услуги устанавливаются с учетом требований закона стоимо­сти, законов рынка. Цены, тарифы, ставки — это не постоян­ные величины, они постоянно изменяются. Если изменились цены на сырье, материалы, полуфабрикаты, готовую продук­цию, товары, то это повлияет почти на все показатели (особен­но финансовые) промышленных, строительных, сельскохозяй­ственных, торговых и других предприятий. На промышленных предприятиях изменятся показатели валовой, товарной, ре ализованной и чистой продукции, показатели себестоимости и чистого дохода; в торговых — показатели оптового и роз­ничного товарооборота, уровня реализованных скидок, издер­жек обращения и прибыли. Изменения цен, тарифов, ставок вызывают в процессе анализа довольно сложные экономичес­кие расчеты. Фактор цен, не зависящий от того или иного предприятия, исключается путем индексных пересчетов, его действие выявляется особо, вне связи с другими факторами.

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

- определение финансового положения;

- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

- выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций финансового состояния.

Ключевой целью финансового анализа является получение опреде­ленного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится прежде всего к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредитора­ми, в составе прибылей и убытков.

Локальные цели финансового анализа:

· определение финансового состояния предприятия;

· выявление изменений в финансовом состоянии в пространствен­но-временном разрезе;

· установление основных факторов, вызывающих изменения в фи­нансовом состоянии;

· прогноз основных тенденций финансового состояния.

Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересуеткак текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.

Альтернативность целей финансового анализа определяют не толь­ко его временные границы. Она зависит также от целей, которые ста­вят перед собой пользователи финансовой информации.

Цели исследования достигаются в результате решения ряда анали­тических задач:

· предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

· характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборот­ных активов;

· оценка финансовой устойчивости;

· характеристика источников средств: собственных и заемных;

· анализ прибыли и рентабельности;

· разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия.

Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом орга­низационных, технических и методических возможностей его осуще­ствления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.

Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов.

Наши рекомендации