Тормоза трактора мтз-80 и пневмосистема привода тормозов прицепа
Тормоза.С левой и правой сторон заднего моста установлены дисковые тормоза. Их действие аналогично действию дисковых тормозов, рассмотренных в п.п. 17.1.
При нажатии на педаль тормоза ее валик поворачивается, усилие передается через сферическую шайбу 11 (рис. 74) и болт 8 на вилку 6. При перемещении вилки усилие передается через тяги 18 и пальцы на нажимные диски 5, которые поворачиваются один относительно другого.
Шарики, перемещаясь по профильным канавкам дисков 5, раздвигают последние. Происходит торможение дисков 4 за счет трения накладок дисков по кожуху 1, нажимным дискам 5 и поверхности крышки 19 стакана. Далее через зубчатые колеса конечных передач и полуоси оно передается на ведущие колеса трактора. После отпускания педали нажимные диски возвращаются в исходное положение под действием пружин 3 и 15. Действие левого и правого тормозов может быть раздельным или одновременным. Раздельное торможение колес выполняют нажатием на левую или правую педаль с целью уменьшения радиуса поворота трактора. При блокировании педалей планкой 13 тормоза будут действовать одновременно.
Чтобы удержать трактор в неподвижном состоянии, нужно использовать устройство, позволяющее фиксировать педали в нижнем заторможенном положении. При перемещении тяги 10 вверх защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором, приваренным к рычагу 16 правой педали.
Стояночно-запасной тормоз предназначен для удержания трактора на месте при стоянке, а также может служить для его торможения в случаях выхода из строя основных тормозов, с которыми он унифицирован. Тормоз устанавливают на кожухе правого основного тормоза. Он действует аналогично рассмотренному ранее. Им управляют через рычаг, расположенный в кабине трактора. При перемещении рычага на себя происходит торможение.
Рис. 74. Тормозная система трактора МТЗ-80:
1 — кожух правого тормоза; 2 — палец; 3 — пружина нажимного диска; 4 — соединительный диск; 5 — нажимные диски; 6 — вилка; 7 — контргайки; 8 - регулировочный болт; 9 —валик педалей; 10 — тяга защелки тормозов; 11 — сферическая шайба; 12 — рычаг левого тормоза; 13 — соединительная планка; 14 — стержни подушек педалей; 15 — оттяжные пружины; 16 — рычаги; 17 — защелка тормозов; 18 — тяга; 19 — крышка стакана
Пневмосистема привода тормозов прицепатрактора МТЗ-80 универсальная. Она позволяет работать с прицепами и другими машинами, имеющими пневмо- или гидропривод тормозов. Ее можно также использовать для накачивания шин и других целей.
Одноцилиндровый компрессор с воздушным охлаждением установлен с левой стороны дизеля на крышке распределительных зубчатых колес. Он приводится в действие от зубчатого колеса привода топливного насоса через промежуточное зубчатое колесо, которое передвигают на оси с помощью рычага включения.
Воздух подается компрессором через нагнетательный клапан, трубопровод и регулятор давления 2 (рис. 75) в воздушный баллон 5.
Трущиеся поверхности компрессора смазываются разбрызгиванием. Масло поступает из картера газораспределения дизеля.
Регулятор давления 2 предназначен для автоматического регулирования в заданных пределах давления в пневмосистеме, а также для удаления воды, масла и механических примесей из воздуха, подаваемого компрессором в систему. Он снабжен клапаном для отбора сжатого воздуха из пневмосистемы для накачивания шин и других целей. Регулятор давления размещают между компрессором и баллоном и крепят непосредственно к баллону. Вместимость баллона 20 л.
Рис. 75. Схема пневмосистемы привода тормозов прицепа трактора МТЗ-80:
1 — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — манометр; 4 — сливной краник; 5 — баллон; 6 — соединительная головка; 7 — гидропривод; 8 — пневматический переходник; 9 — разобщительный кран; 10 — тормозной кран; 11 — трубопровод
Сжатый в компрессоре воздух подается через регулятор в баллон. При давлении 0,72...0,73 МПа регулятор отключает баллон, а компрессор переключает на холостой ход, открыв выход воздуха через клапан в атмосферу. Компрессор разгружается. Вместе с воздухом из регулятора удаляются скопившийся конденсат и механические примеси. При снижении давления воздуха в баллоне до 0,67...0,63 МПа прекращается выпуск воздуха из регулятора в атмосферу.
При неисправности регулятора и повышении давления в системе до аварийного уровня срабатывает предохранительный клапан, рассчитанный на давление 0,85...0,90 МПа, и воздух выходит в атмосферу.
Рис. 76. Тормозной кран трактора МТЗ-80:
1 — крышка; 2 и 5 — клапаны; 3 — канал управления; 4 — стержень; 6 и 10 — пружины; 7 — камера; 8 — выпускное седло; 9 — диафрагма; 11 — толкатель; 12 — кулачок; 13 — втулка; 14 — корпус; 15 — поворотный валик; 16 — направляющая тарелка; А — подводящая полость; Б — выпускное окно
Тормозной кран 10 необходим для управления приводом тормозов прицепа. Он обеспечивает прямую зависимость интенсивности торможения от положения педали тормоза.
При торможении усилие от педалей рабочих тормозов передается через тягу на валик 15 (рис. 76), который, поворачиваясь вместе с кулачком 12, дает возможность толкателю 11 и тарелке 16 под действием пружины 10 переместиться в сторону валика. В результате усилие от пружины 10 на диафрагму 9 ослабевает и диафрагма под действием пружины 6 и сжатого воздуха из канала 3 через отверстие в крышке 1 начинает перемещаться в сторону валика 15, уменьшая давление на выпускной клапан 5. Последний под действием пружины движется вслед за диафрагмой, пока связанный с ним впускной клапан 2 не сядет в гнездо, разобщив полости А и канал 3.
Диафрагма, продолжая движение, отрывается выпускным седлом 8 от клапана 5, позволяя сжатому воздуху выйти из канала 3 в атмосферу через выпускное окно Б. Срабатывает распределитель пневмопривода тормозов прицепа.
При частичном притормаживании пружина 10 разжимается не полностью. Давление воздуха сдвигает диафрагму в сторону валика 15. Выпускной клапан 5 открывается, и воздух начинает выходить в атмосферу. Это продолжается до тех пор, пока сила давления сжатого воздуха и пружины 6 на диафрагму не сравняется с сопротивлением пружины 10. Как только усилия уравняются, выпускной клапан закроется. Таким образом, каждому положению педали соответствует определенное давление в соединительной магистрали и тормозных камерах прицепа.
При отпускавши тормоза диафрагма 9 перемещается влево, клапан 5 закрывается и тормозная система прицепа подзаряжается воздухом через открытый клапан 2.
Пневматический переходник 8 (см. рис. 75) нужен для присоединения к трактору прицепа, имеющего гидропривод тормозов.
Разобщительный кран 9 служит для включения и выключения подачи воздуха из пневмосистемы трактора в такую же систему прицепа, а также для облегчения соединения и разъединения головок 6 сообщением подводящей магистрали прицепа с атмосферой и перекрытием магистрали управления трактора.
Соединительная головка 6 необходима для соединения пневмосистем трактора и привода тормозов прицепа. Ее прикрепляют к разобщительному крану с помощью штуцера. В случае разрыва сцепки головки разъединяются, не повреждая шлангов. Обратный клапан головки закрывается и препятствует выходу воздуха из пневмосистемы трактора.