Основные показатели тракторов и регулировочные данные ходовой части колесных тракторов
Показатель | Трактор | |||
МТЗ-80 | МТЗ-82 | МТЗ-100 | МТЗ-102 | |
Остов трактора | полурамный | |||
Колесная формула | 4К2 | 4К4 | 4К2 | 4К4 |
Колея передних и задних колес | переменная | |||
Ширина колеи колес, мм: | ||||
передних | 1350... 1850 | 1350...1850 | 1250... 1850 | 1350... 1800 |
задних | 1400...1600 и 1800...2100 | 1400...1600 и 1800...2100 | 1400...2100 (15.5R38), 1350…2100 (11,2-42) | 1400...2100 (5,5R38), 1350…2100 (11,2-42) |
База трактора, мм | ||||
Дорожный просвет, мм | ||||
Размер шин колес, дюйм: | ||||
передних | 9-20 | 11,2-20 | 9-20 | 13,6-20 |
задних | 15,5R38 | 15,5R38 | 15,5R38 | 15,5R38 |
Давление воздуха в шинах колес, МПа | ||||
передних | 0,12…0,26 | 0,10…0,21 | 0,10…0,26 | 0,10…0,21 |
задних | 0,10…0,18 | 0,10…0,18 | 0,08…0,18 | 0,08…0,18 |
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Признак неисправности | Причина возникновения | Способ устранения |
Быстрый износ и расслоение шин передних колес | Нарушена регулировка схождения передних колес Несоответствие давления воздуха в шинах передних и задних колес рекомендуемым нормам Передний ведущий мост постоянно включен | Отрегулировать схождения передних колес Поддерживать давление воздуха в шинах в соответствии с рекомендуемыми нормами Проверить включение, выключение переднего ведущего моста на всех режимах и положениях рычага крана управления |
Повышенная неустойчивость передних колес | Повышенный зазор в конических подшипниках передних колес Нарушена регулировка схождения передних колес Несоответствие давления воздуха в шинах правого и левого колес | Отрегулировать зазоры в конических подшипниках передних колес Отрегулировать схождения передних колес Поддерживать давление воздуха в шинах с рекомендуемыми нормами |
Не работает подвеска передних колес | Поломана пружина подвески | Заменить пружину подвески |
Подтекание смазки по соединению гильза – труба шкворня при работе подвески | Изношены резиновые уплотнительные кольца | Заменить резиновые уплотнительные кольца |
Проворачивание покрышки на ободе, обрыв вентиля, появление трещины на боковинах | Пониженное давление воздуха в шинах | Заменить покрышку и камеру. Проверить и довести давление воздуха в шинах до рекомендуемых норм |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Ходовая часть гусеничного трактора состоит из остова, движителей и подвески (табл. 24).
Основные показатели и регулировочные данные ходовой части гусеничного трактора
Показатель | Значение показателя |
Остов трактора | Рамный |
Тип подвески трактора | Эластичная, с балансирными каретками |
Колея трактора | Постоянная |
Ширина колеи, мм: | |
База трактора (длина опорной поверхности гусеничной цепи), мм | |
Дорожный просвет, мм | |
Ширина звена гусеничной цепи, мм | |
Шаг гусеничной цепи, мм | |
Число звеньев | |
Число зубьев звездочки | |
Тип зацепления гусеничной цепи со звездочкой | Цевочное |
Удельное давление на почву, МПа | 0,047 |
Тип натяжного приспособления | Коленчатая ось |
Число опорных катков | 8*2 |
Число поддерживающих роликов | 2*2 |
Длина пружины натяжного устройства, мм | |
Нормальное провисание гусеничной цепи, мм | 30...50 |
Нормальное осевое перемещение, мм: | |
опорных катков | 0,2...0,5 |
кареток | 0,5...2,0 |
направляющего колеса | 0,2...0,5 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ
Гусеничный движитель трактора ДТ-75МВ и его модификаций включает ведущую звездочку 6 (рис. 68), гусеничную цепь 5, поддерживающие ролики 3, натяжное колесо 1 с натяжным механизмом и подвеску 4.
Гусеничная цепь — основная часть движителя, состоящая из стальных износостойких звеньев, шарнирно соединенных пальцами. Она огибает ведущую звездочку, поддерживающие ролики, направляющее колесо, опорные катки подвески и образует замкнутый контур. Из-за достаточно большой площади ее контакта с почвой масса трактора распределяется равномерно. На наружной поверхности размещены почвозацепы для хорошего сцепления с почвой. Внутренняя поверхность образует дорожку, по которой перекатываются опорные катки подвески. Ведущая звездочка своими зубьями входит в зацепление с проушинами звеньев и передвигает остов трактора. Поддерживающие ролики поддерживают гусеничную цепь и предохраняют ее от раскачивания. Они имеют сменные резиновые (для снижения изнашивания) бандажи. Опорные катки подвески 4 устанавливают попарно.
Направляющее колесо и натяжное устройство предназначены для направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации всего движителя.
Гусеничный движитель работает следующим образом. Ведущие звездочки 6 передают движение гусеничным цепям 5, которые расстилаются под опорными катками подвески 4. Катки перекатываются по внутренним беговым дорожкам гусеничной цепи.
В процессе эксплуатации шарниры гусеничной цепи и соединительные пальцы изнашиваются. В результате ее длина увеличивается и натяжение ослабляется, что может привести к соскакиванию цепи. При неправильном натяжении цепи затраты мощности на перекатывание трактора могут возрасти на 15 % и возможно ее биение. При чрезмерном натяжении возрастает трение в шарнирах.
Натяжное устройство с кривошипом состоит из коленчатой оси 6 (рис. 69), шарнирно укрепленной в передней части рамы трактора, на которой свободно вращается направляющее колесо 5.
Рис. 68. Гусеничный движитель трактора ДТ-75МВ:
а — устройство; б — звено гусеницы болотоходного трактора; в — схема; 1 — натяжное
колесо; 2 — рама; 3 — поддерживающий ролик; 4 — подвеска; 5 — гусеничная цепь; 6 —
ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 и 9 — балансиры; 10 и 11 — шарниры; 12 —
пружина
Рис 69. Механизм натяжения гусеничной цепи трактора ДТ-75МВ:
а — устройство механизма; б — узел подшипников направляющего колеса; в — схема действия амортизатора; 1 — узел уплотнения; 2 — гайка; 3 — пробка; 4 — конические подшипники; 5 — направляющее колесо; 6 — коленчатая ось; 7 — вильчатый кронштейн (упор пружины); 8 — амортизационные пружины; 9 — гайка сжатия пружин; 10 — регулировочная гайка; 11 — кронштейн рамы; 12 — шаровой упор; 13 — стяжной болт; 14 — распорная втулка; 15 — крышка подшипников; 16 — упорная шайба с лыской; 17—прокладки; 18— упорное кольцо; 19 — уплотнительное кольцо
В случае, когда гусеничная цепь слишком натянута, направляющее колесо отходит назад, поворачивая кривошип. Упорная шайба гайки 9 сжимает пружины, а болт 13 проходит по отверстию кронштейна 7. Благодаря этому цепь не получает жесткого распора и ее натяжение остается нормальным. По мере ослабления направляющее колесо под действием пружин 8 возвращается вперед.
Одновременно натяжное устройство выполняет функции амортизатора. При наезде на препятствие гусеничная цепь выбирает запас на провисание, а затем натяжение цепи преодолевает силу предварительной затяжки пружин 8. Кривошип вместе с колесом поворачивается, преодолевая усилие пружин. Болт 13 входит в отверстие кронштейна 7, и удар смягчается.
Если между звездочкой и гусеничной цепью появится посторонний предмет, то натяжное устройство предохранит детали от поломок. Попавший предмет нарушает зацепление гусеничной цепи и звездочки, увеличивает натяжение гусеничной цепи. Пружины 8 сжимаются, направляющее колесо смещается назад и позволяет работать без опасности поломки деталей.
Необходимо иметь в виду, что натяжение гусеничной цепи не зависит от степени затяжки амортизирующих пружин 8, а зависит от положения регулировочной гайки 10. Перемещение направляющего колеса называют упругим ходом направляющего колеса.
Гусеничные движители обеспечивают достаточные тягово-сцепные свойства гусеничных тракторов в полевых условиях даже в случае повышенной влажности почвы. Однако при невысоком среднем удельном давлении на почву под катками гусеничной цепи могут создаваться значительные удельные давления. Так, при среднем удельном давлении трактора ДТ-75МВ на почву, равном 0,047 МПа, давление под вторым катком достигает 0,08 МПа. Следовательно, нужно по возможности ограничивать число проходов трактора для снижения вредного действия движителей на почву.
У тракторов, работающих на болотистых почвах, ходовая часть предусматривает гусеничные цепи увеличенной ширины, позволяющие снижать удельное давление на почву до минимума. Такие модификации трактора называют болотоходными. Их движители имеют среднее удельное давление на почву 0,023...0,027 МПа. Уменьшение среднего значения в 2 раза по сравнению с обычными движителями гусеничных тракторов позволяет обеспечивать проходимость болотоходного трактора на торфяно-болотистых почвах.
ПОДВЕСКА
Подвеска — это устройство, соединяющее остов гусеничного трактора с опорными катками. Оно служит для смягчения возникающих во время движения толчков и ударов и повышения плавности хода.
В конструкции ходовой части применяют две схемы подвесок: эластичную и полужесткую.
Эластичная подвеска трактора ДТ-75МВ состоит из опорных катков 7 (см. рис. 68, в) и системы рычагов и упругих элементов, шарнирно связанных с рамой трактора. Она позволяет гусеничной цепи копировать рельеф почвы, дает повышенную плавность хода и при движении на высоких скоростях способствует высоким сцепным качествам.
Каретка представляет собой стальные литые балансиры 8 и 9, соединенные шарниром 10 и имеющие общую ось качания — шарнир 11.