Раздаточные коробки, ходоуменьшители и реверс-редукторы
Раздаточные коробки предназначены для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим мостам.
Раздаточная коробка трактора МТЗ-82представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода и механизмом для включения, отключения и блокировки муфты. Раздаточную коробку устанавливают на люк коробки передач с правой стороны. Привод от вторичного вала коробки передач (КП) через промежуточное зубчатое колесо.
В корпусе на двух шарикоподшипниках установлен вал 14 (рис. 56) с фланцем 8 для присоединения карданного вала переднего моста. На валу установлена внутренняя обойма 13 муфты свободного хода, на его шлицах — передвижная зубчатая муфта 7 блокировки. Наружная обойма муфты выполнена заодно с зубчатым колесом 15, которое находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 1 коробки передач. Наружная обойма муфты свободного хода вращается относительно внутренней обоймы на шарикоподшипниках. В пазах обоймы расположены заклинивающие цилиндрические ролики 12.
При движении трактора вращение от коробки передач передается на наружную обойму. При отключении муфты вращение от этой обоймы на вал 14 не передается и она свободно вращается. Для включения муфты свободного хода необходимо рукояткой тяги 19 переместить зубчатую муфту 7 блокировки назад (относительно хода трактора). При этом внутренними зубьями она войдет в зацепление с внутренней обоймой 13 муфты свободного хода. В этом случае вращение от коробки передач также передается на наружную обойму. Но поскольку передаточные числа подобраны так, что при отсутствии буксования задних ведущих колес внутренняя обойма вращается быстрее, чем наружная, то крутящий момент на внутреннюю обойму передаваться не будет. Передние ведущие колеса при хороших дорожных условиях работают как ведомые. В случае буксования задних ведущих колес частота вращения передних колес снижается, поскольку снижается скорость движения трактора. Снизится и частота вращения внутренней обоймы. При выравнивании частот вращения внутренней и наружной обойм ролики 12 заклиниваются и соединяют обе обоймы муфты в одно целое. Муфта свободного хода начнет передавать крутящий момент на передний мост. Когда буксование задних колес заканчивается, передний мост автоматически отключается.
Для принудительного включения переднего ведущего моста в работу необходимо рукояткой тяги 9 переместить зубчатую муфту 7 блокировки назад до соединения наружными зубьями с внутренними зубьями наружной обоймы муфты.
Рис. 56. Раздаточная коробка трактора МТЗ-82:
1.- промежуточное зубчатое колесо; 2 – подшипники; 3 – зубчатое колесо вторичного вала; 4 – ось; 5 – гайка; 6 – подшипники муфты свободного хода;7 - зубчатая муфта; 8 – соединительный фланец; 9 – вилка; 10 – корпус; 11 – оттяжная пружина; 12 – ролик; 13 – ведомая обойма муфты свободного хода (внутренняя); 14 – вал; 15 – зубчатое колесо; 16 – резьбовая муфта; 17 – упор тяги; 18 – стойка; 19 – тяга управления; 20 – плунжер; 21 – пружина ролика
При освобождении рукоятки тяги 19 из стойки 18 блокировка прекращается, так как под действием пружины 11 тяга и зубчатая муфта блокировки возвращаются в исходное положение.
Ходоуменьшитель трактора ДТ-75МВпредставляет собой четырехступенчатый редуктор, установленный между муфтой сцепления и коробкой передач в отдельном корпусе. При его включении совместно с I, II, III и IV передачами можно получить четыре диапазона пониженных скоростей от 0,33...0,45 км/ч — первого диапазона до 3,44...4,74 км/ч — четвертого. Использовать ходоуменьшитель для повышения тягового усилия запрещается.
Для исключения поломок деталей трансмиссии введено принудительное стопорение механизма I; II и III передач с ходоуменьшителем специальными винтами на его крышке.
Ходоуменьшитель трактора МТЗ-80механический, планетарный, с внутренним зацеплением зубчатых колес, установлен с левой стороны коробки передач и действует только на I и II передачах переднего и заднего хода. В его корпусе размещены планетарный редуктор, шестеренная передача от планетарного механизма редуктора к валу замедленных передач коробки передач и механизм включения. Для получения замедленных скоростей необходимо сначала включить ходоуменьшитель, а затем коробку передач.
Для получения I и II передач переднего и замедленного хода необходимо включить соответственно I или II передачу заднего хода, поскольку в ходоуменьшителе направление вращения валов и зубчатых колес меняется на противоположное. Для получения таких же передач заднего хода необходимо включить соответствующие передачи переднего хода. Ходоуменьшитель обеспечивает получение скоростей 0,27...0,6 км/ч при движении вперед и 0,6...1,3 км/ч — назад.
Гидроходоуменьшитель трактора МТЗ-100состоит из механической и гидравлической частей. Механическая часть ходоуменьшителя, включаемая в кинематическую цепь трансмиссии трактора, необходима для увеличения передаточного числа. При этом на передачах первого и второго диапазонов заднего и первого и третьего диапазонов переднего хода направление движения изменяется на обратное, а скорость снижается. Для бесступенчатого изменения скорости используют особенность планетарного механизма механической части изменять передаточное число пропорционально частоте вращения коронного зубчатого колеса, чего добиваются регулированием момента подтормаживания.
Гидравлическая система гидроходоуменьшителя включает в себя насос, дроссель с предохранительным клапаном, арматуру. Насос предназначен для создания момента сопротивления вращению коренного зубчатого колеса планетарного механизма. Он связан через зубчатое колесо с коронным зубчатым колесом. Нагнетательная полость насоса через маслопровод соединена с дросселем, регулирующим расход жидкости, подаваемой насосом, и предохраняющим гидросистему от перегрузки (выше 15,0 МПа).
Управляют гидросистемой гидроходоуменьшителя с помощью рукоятки, выведенной в кабину. При вращении рукоятки по ходу часовой стрелки скорость трактора увеличивается, против хода — уменьшается. В кабину также выведена тяга включения (нижнее положение) и выключения (верхнее положение) гидроходоуменьшителя.
При включении гидроходоуменьшителя направление движения изменится на противоположное и трактор будет двигаться передним ходом при включенной передаче заднего хода. Для снижения расхода топлива при выполнении работ с гидроходоуменьшителем необходимо его включать как можно на более низком диапазоне и передаче. Выключать гидроходоуменьшитель и коробку передач необходимо при выключенной муфте сцепления и открытом дросселе.
Понижающий редуктор трактора МТЗ-80предназначен для получения дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары зубчатых колес постоянного зацепления с передаточным числом 1,34.
Редуктор расположен между муфтой сцепления и коробкой передач.
Редуктор включается с помощью зубчатой муфты. При включенном понижающем редукторе вращение от вала муфты сцепления и зубчатого колеса передается на двухвенцовое зубчатое колесо редуктора и далее на ведомое зубчатое колесо первичного вала коробки передач.
При включенном редукторе число передач трактора удваивается.
Реверс-редуктор трактора ДТ-75МВпредназначен для получения дополнительных пониженных скоростей переднего хода и повышенных скоростей заднего хода. Реверс-редуктор поставляется по заказу потребителя.
Трактор ДТ-75МВ с реверс-редуктором используется для выполнения легких дорожно-строительных работ в агрегате с бульдозером Д-606. Реверс-редуктор устанавливают перед коробкой передач. Он имеет прямую передачу (передаточное число 1) и передачу переднего хода с передаточным числом 1,67, что дает возможность в сочетании со скоростями коробки передач получать семь пониженных технологических скоростей переднего хода. Редуктор имеет также передачу заднего хода с передаточным числом 1,35, что дает возможность получать семь повышенных на 25 % (в сравнении с пониженными) скоростей заднего хода.
Механизм переключения передач реверс-редуктора аналогичен механизму переключения коробки передач. Для предотвращения самопроизвольного выключения зубчатых колес, а также для уменьшения изнашивания при переключении передач предусмотрена блокировка реверс-редуктора с коробкой передач и муфтой сцепления.