Коробки передач. Дополнительные и раздаточные коробки

Изучить классификацию и принцип действия коробок передач.

Рассмотреть требования, предъявляемые к ступенчатым коробкам передач и способы их удовлетворения.

Рассмотреть особенности конструкции, преимущества и недостатки автомобильных коробок передач различных типов, сопоставить их возможности с тракторными коробками.

Изучить устройство и работу синхронизаторов, механизмов переключения передач, фиксаторов и замков. Обратить внимание на конструктивные особенности отдельных деталей, условия их работы и материал.

Уяснить целесообразность применения гидродинамических передач и особенности эксплуатации МЭС и АТС с гидромеханическими коробками передач.

Изучить работу обгонных муфт, фрикционных муфт и ленточных тормозов в планетарных коробках с гидравлической и гидроэлектрической системами управления.

Изучить назначение, принцип действия, особенности конструкции и применения делителей, демультипликаторов и раздаточных коробок различных типов.

Проследить этапы развития конструкций коробки передач.

Рекомендуемая литература: 1,С. 148…221, 265…271; 2,С. 241…275; 4,С. 31…101; 5,С. 132…148, 225…240; 6,С.205…229, 397…401.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные типы коробок передач, применяемых на современных автомобилях.

2. Объясните необходимость применения многоступенчатых коробок передач.

3. Как изменяются скорость и сила тяги трактора с увеличением передаточного числа трансмиссии?

4. Объясните принцип действия гидроуправляемых фрикционных муфт и преимущества их применения в конструкции коробок передач МЭС и АТС.

5. Объясните работу коробки передач автомобиля ВАЗ-2109.

6. В чем особенность конструкции раздаточных коробок автомобилей КамАЗ-4310, МАЗ-631705?

7. Как устроен комплексный гидротрансформатор?

8. Целесообразно ли применение гидромеханической трансмиссии на автотранспортных средствах?

9. Объясните различия в устройстве и особенностях применения делителей и демультипликаторов.

10. Из каких материалов изготавливают основные детали коробок передач?

Промежуточные соединения и карданные передачи. Мосты

Изучить назначение, принцип действия, особенности конструкции и применения промежуточных соединений различных типов и карданных передач с шарнирами неравных и равных угловых скоростей.

Ознакомиться с кинематическими схемами привода ведущих мостов автомобилей дорожной, повышенной и высокой проходимости. Рассмотреть достоинства и недостатки блокированного и дифференциального привода мостов полноприводных тракторов и автомобилей.

Изучить классификацию, устройство и принцип действия мостов легковых и грузовых автомобилей, колёсных тракторов.

Рассмотреть классификацию, основные типы, устройство и регулировки главных передач. Обратить внимание на достоинства и недостатки главных передач различных типов.

Изучить назначение, классификацию, принцип действия, особенности конструкции и применения дифференциалов.

Ознакомиться с конструктивными особенностями приводов механизмов блокировки дифференциалов.

Изучить классификацию, схемы нагружения и конструктивные особенности ведущих полуосей.

Рассмотреть особенности применения и устройство конечных передач.

Рекомендуемая литература: 1,С. 286…298, 301…305;2,С. 286…307, 275…286; 4,С. 101…105, 107…142; 5,С. 148…163; 6,С. 229…244, 246…249, 397…401.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните различие синхронных и асинхронных карданных передач.

2. По каким признакам классифицируют главные передачи?

3. Регулировки и регулировочные параметры главных передач, ступичных подшипников.

4. Сопоставьте достоинства и недостатки блокированного и дифференциального привода ведущих мостов автомобиля.

5. При каких условиях движения автомобиля сателлиты дифференциала, вращаясь вместе с крестовиной, проворачиваются на ее шипах?

6. Объясните принцип действия самоблокирующегося дифференциала.

7. Блокировка дифференциального привода осей и колес автомобилей: конструктивные решения, способы ее осуществления на изучаемых автомобилях.

8. Балки ведущих мостов: основные технологии изготовления и применяемые материалы.

9. Объясните назначение и принцип действия конечных передач.

10. По каким признакам классифицируют полуоси?

Ходовая часть МЭС и АТС

Изучить назначение и расположение элементов ходовой части МЭС и АТС: несущей системы, подвески, движителя.

Рассмотреть классификацию, особенности конструкции и применения несущих систем различных типов.

Рассмотреть необходимость и способы снижения колебаний кузова и колес автомобиля, устройство, достоинства и недостатки подвесок различных типов.

Уяснить понятия: сцепной вес, активная подвеска, масса неподрессоренных частей.

Изучить устройство колес с пневматическими шинами, рассмотреть требования, предъявляемые к ним и способы их удовлетворения.

Ознакомиться с классификацией пневматических шин (в зависимости от назначения, формы профиля поперечного сечения, конструкции каркаса и подушечного слоя, способа герметизации, внутреннего давления, типа протектора) и их маркировкой.

Изучить устройство и принцип работы гусеничного движителя, его достоинства и недостатки по сравнению с колесным. Уяснить связь конструктивных особенностей: типа зацепления гусеницы с ведущим колесом, размеров гусеницы, формы гусеничного обвода, местоположения ведущего колеса с назначением трактора, его компоновкой, распределением веса.

Рассмотреть классификацию, устройство подвесок гусеничных машин. Обратить внимание на условия работы отдельных деталей и материал.

Рекомендуемая литература: 1,С. 316…385;2,С. 308…346; 4,С. 144…177; 5,С.170…192; 6,С. 244…246, 249…266, 401…407.

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких основных элементов состоит ходовая часть автомобиля?

2. Какие преимущества имеет балансирная подвеска перед индивидуальной подвеской каждого из мостов? Независимая подвеска по сравнению с зависимой?

3. Упругие элементы каких типов применяют в подвесках гусеничных и колесных машин?

4. Опишите общее устройство пневматической подвески.

5. Объясните назначение и принцип действия стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля.

6. Как работает амортизатор при ходе сжатия и ходе отбоя?

7. Как скажется на свойствах автомобиля установка колес 175/60 R14 вместо стандартных 175/70 R13?

8. Опишите устройство гусеничной цепи, опорных катков, поддерживающих роликов и натяжного приспособления.

9. Из каких материалов изготавливают рамы и кузова?

10. Опишите общее устройство кузова легкового автомобиля.

Наши рекомендации