Коробки передач тракторов мтз-80 и мтз-100
Коробка передач трактора МТЗ-80механическая, с девятью передачами переднего хода и двумя заднего хода. Она состоит из корпуса / (рис. 50), первичного 4, промежуточного 3, вторичного 15 валов и вала заднего хода, зубчатых колес и механизма переключения передач. Корпус коробки изготовлен из чугуна.
Вторичный вал установлен в корпусе на конических роликоподшипниках, а остальные вращаются в шарикоподшипниках.
Передний подшипник первичного вала размещен в стакане, вставленном в расточку передней стенки коробки передач; задний установлен в расточке переднего конца вторичного вала. На шлицах первичного вала перемещаются две подвижные каретки 5 и 6 ведущих зубчатых колес. Перемещая каретку 5 вперед по ходу трактора, включают V или VIIIпередачу (в зависимости от включенной ступени редуктора), при перемещении назад — IV или VIIпередачу. Задняя каретка 6 может включать следующие передачи: в переднем положении — IIIили VIпередачу, а заднем положении — IX (прямую) передачу, в среднем положении каретка передает вращение зубчатому колесу вала заднего хода через блок зубчатых колес 19 промежуточного вала (вал заднего хода на рисунке условно не показан). На шлицах вала заднего хода находится подвижная каретка, которая при передвижении вперед включает передачи заднего хода, а назад — I или IIпередачу переднего хода.
Промежуточный вал выполнен пустотелым. Внутри его проходит вал 2 независимого привода ВОМ. Передний подшипник промежуточного вала установлен в стакане, вставленном в расточку передней стенки коробки передач. Задняя опора вала — бронзовая втулка, запрессованная в расточку ступицы ведущего зубчатого колеса 17 второй ступени редуктора.
На шлицы промежуточного вала надеты зубчатые колеса, первое из которых двухвенцовое. Большой венец является ведомым зубчатым колесом заднего хода. Второе и третье зубчатые колеса ведомые соответственно IVи IIIпередач. Четвертое зубчатое колесо 19 также выполнено двухвенцовым и свободно вращается на ступице третьего зубчатого колеса.
Каретка зубчатых колес 18 перемещается на шлицах вала. При перемещении вперед она включает первую ступень редуктора, а назад — вторую. Во второй ступени редуктора используется зубчатое колесо с внутренними и наружными
Рис. 50. Коробка передач трактора МТЗ-80:
1 — корпус; 2 — вал независимого привода ВОМ; 3 - промежуточный вал; 4 – первичный вал; 5 – каретка зубчатых колес IV; V; VII и VIII передач; 6 - каретка зубчатых колес III, VI и IX передач; 7 - крышка; 8 -ползун с вилкой; 9 - замковая пластина; 10 – зубчатое колесо вторичного вала; 11 - фиксатор; 12 - сапун; 13 - рычаг переключения 14 - регулировочные прокладки; 15 - вторичный вал; 16 -шайба- 17 -ведущее зубчатое колесо второй ступени; 18 - каретка зубчатых колес переключения диапазонов (ступеней) редуктора; 19 — зубчатое колесо с двумя венцами
зубьями, а на его торце, выступающем из коробки, предусмотрены зубья для синхронного привода ВОМ. Это зубчатое колесо вращается в двух шарикоподшипниках, которые установлены в стакане, вставленном в расточку задней стенки корпуса коробки. Передний подшипник вторичного вала размещен в расточке перегородки корпуса коробки, задний — в стакане, вставленном в расточку задней стенки коробки.
Вторичный вал выполнен как одно целое с ведомым зубчатым колесом 10 первой ступени редуктора. Внутренние зубья этого зубчатого колеса предназначены для включения IX передачи. На шлицах вторичного вала установлены ведомое зубчатое колесо второй ступени редуктора и ведущее коническое зубчатое колесо главной передачи. Под ведущим коническим зубчатым колесом установлена шайба 16, с помощью которой добиваются необходимого положения зубчатого колеса относительно задней плоскости корпуса коробки передач. С помощью прокладок 14 регулируют необходимый осевой зазор в конических подшипниках.
Механизм переключения передач состоит из рычага 13 переключения ползунов 8 с вилками, замковых пластин 9 и фиксаторов 11. Ступени редуктора переключаются ползуном, к которому приварен поводок, соединенный с валиком, имеющим вилку для перемещения зубчатого колеса 18. Остальные вилки переключения приварены непосредственно к ползунам. Шариковые фиксаторы 11 удерживают ползуны и каретки в определенном положении. С помощью замковых пластин 9 добиваются того, что рычаг переключения не может передвигать одновременно два ползуна и включать две передачи.
Коробка передач трактора МТЗ-100обеспечивает переключение четырех передач каждого диапазона под нагрузкой без разрыва потока мощности. Передачи включают с помощью многодисковых гидроподжимных фрикционных муфт. При этом поток мощности, идущий от дизеля к ведущим колесам, в момент перехода с одной передачи на другую не разрывается, что повышает динамические показатели трактора. В момент переключения не требуется управлять сцеплением и подачей топлива. Коробка передач обеспечивает 24 передачи вперед (1,73...34,28 км/ч) и 8 назад (3,09...16,9 км/ч), а также гидровключение и привод переднего ведущего моста и синхронного заднего ВОМ. При оборудовании коробки гидроходоуменьшителем количество передач первого и второго диапазонов и заднего хода увеличивается вдвое.
Как вариант на тракторах МТЗ-100 может устанавливаться синхронизированная коробка передач, обеспечивающая тот же диапазон скоростей, что и коробка с переключением под нагрузкой.
Коробка передач с переключением под нагрузкой трактора МТЗ-100 состоит из редукторной части, механизма управления и гидросистемы.
Редукторная часть включает в себя первичный вал 32 (рис. 51), промежуточный вал 31, вал 12, вторичный вал 8, а также валы пониженных и повышенных передач и заднего хода (на рисунке условно не показаны).
Первичный вал 32 вращается в подшипниках. На его шлицах установлены ведущие барабаны двух двойных гидроподжимных муфт, ведомые диски которых через шлицы соединены с ведущими зубчатыми колесами (слева направо) I, II, III и IV передач, установленными на подшипниках. Носок вала имеет канавки и бурты с чугунными уплотнительными кольцами 33 и является частью направляющего распределителя 1.
Промежуточный вал 31 установлен на двух подшипниках и соединен с валом 12 зубчатой полумуфтой 23. Ведомые зубчатые колеса посажены на промежуточный вал с натягом, затянуты гайкой и находятся в постоянном зацеплении с соответствующими ведущими колесами первичного вала. Вал 12 имеет два шлицевых венца, на которых размещены зубчатые колеса 20, 19 и 17, причем последнее центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22 и зубчатые колеса 19 и 20 фиксируются на валу стопорным кольцом 18, а в корпусе кольцом 21.
Задняя опора вала 12 установлена в ступице зубчатого колеса 16 привода синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух подшипниках.
Вторичный вал 8, выполненный заодно с ведущим коническим зубчатым колесом, также установлен в корпусе на подшипниках 7 и 24. На нем неподвижно насажены ведущее зубчатое колесо 5 привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице которой установлено на подшипнике 6 ведомое зубчатое колесо 4 первого, второго и четвертого диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике 6 установлено ведущее зубчатое колесо 29 третьего, пятого и шестого диапазонов. В валу 8 имеются осевое и радиальные отверстия для принудительного подвода масла к подшипникам зубчатых колес.
Вал пониженных передач и заднего хода установлен в корпусе коробки на подшипниках. На нем на роликовых подшипниках установлены зубчатые колеса первого, третьего диапазонов и заднего хода. На шлицах вала посажена втулка с наружными и внутренними шлицами с установленным на ней зубчатым колесом ходоуменьшителя. На валу через бронзовую втулку установлено также ведомое зубчатое колесо. Если ходоуменьшитель отсутствует, то это колесо соединяется с валом посредством шлиц зубчатого колеса ходоуменьшителя, фиксируемого в этом положении стопорным кольцом на втулке. Вал имеет отверстия для смазывания подшипников и втулки под давлением.
На валу повышенных рабочих передач, установленном в корпусе на двух подшипниках, расположены ведомое зубчатое колесо и ведущее второго и пятого диапазонов. Ведущее зубчатое колесо жестко закреплено на валу с помощью шпонки. Ведомое зубчатое колесо вращается в подшипнике. Вал также имеет сверления для подвода смазки под давлением. Соединение ведущих и ведомых зубчатых колес с валами осуществляется с помощью зубчатых муфт.
С промежуточного вала 31 возможно получить потоки мощности четырех передач, обеспечиваемых двумя двойными гидроподжимными муфтами. В зависимости от направления потока мощности на вторичном валу 8 можно получить восемь скоростей четвертого и шестого диапазонов, восемь скоростей второго и пятого диапазонов, восемь скоростей первого и третьего диапазонов, восемь скоростей первого и второго диапазонов заднего хода.
Фрикционная гидроподжимная муфта обеспечивает переключение передач без разрыва потока мощности. В барабане 1 (рис. 52) с двух сторон выполнены
Рис. 51. Коробка передач трактора МТЗ-100:
1 — распределитель; 2 — узел передач; 3 — полумуфта зубчатая подвижная; 4 — ведомое зубчатое колесо первого, второго и четвертого диапазонов; 5 — ведущее зубчатое колесо привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ; 6 и 14 — роликовые подшипники; 7, 11, 15, 22 и 24—подшипники; 8—вторичный вал; 9 — планка стопорная; 10, 13, 18, 21 и 28 — стопорные кольца; 12 — вал; 16 — зубчатое колесо привода синхронного ВОМ; 17, 19 и 20 — зубчатые колеса; 23 и 30— полумуфты зубчатые; 25 — гайка; 26 — регулировочная шайба; 27 — ограничительная шайба; 29 — ведомое зубчатое колесо третьего, пятого и шестого диапазонов; 31 — промежуточный вал; 32 — первичный вал; 33 — уплотнительное кольцо
Рис. 52. Фрикционная гидроподжимная муфта:
1 — барабан; 2 — поршень; 3 и 4 — уплотнительные кольца; 5 — отжимная пружина; 6 и 11 — опорные диски; 7 и 12 — стопорные кольца; 8 — центробежный шариковый клапан сброса давления; 9 — ведущие стальные диски; 10 — ведомые металлокерамические диски
расточки, в которые установлены поршни 2. Герметичность этой полости обеспечивается чугунными кольцами 3 и 4. В гнездах каждого из поршней установлено по 16 отжимных пружин 5. Они опираются на опорный диск 6, зафиксированный на ступице барабана стопорным кольцом 7. Поршень имеет по два центробежных шариковых клапана 8 сброса давления рабочей жидкости из рабочих полостей цилиндров после их отсоединения от нагнетательной магистрали управления коробкой передач. В пазах барабана установлены ведущие стальные диски 9, а между ними — ведомые металлокерамические диски 10 с внутренними шлицами. Каждый пакет дисков ограничивается опорным диском, фиксируемым стопорным кольцом 12. Для включения передачи необходимо с помощью распределителя направить масло под давлением по сверлениям в валу в полость между барабаном 1 и поршнем 2. Под действием давления масла поршень перемещается в сторону и сжимает диски 9 и 10. Муфта включается и через пару ее зубчатых колес передает вращение с первичного вала на промежуточный.
При включении следующей передачи масло нагнетается в другую полость, где также происходит перемещение поршня и включение муфты. При этом гидросистема работает так, что разгрузка предыдущей полости от давления и, следовательно, выключение муфты происходит с опозданием. В результате при включении следующей передачи, предыдущая на небольшой промежуток времени остается включенной, а затем давление в ее гидромуфте плавно снижается. Это обеспечивает непрерывный подвод крутящего момента к ведущим колесам без разрыва потока мощности.
Гидравлическая система коробки передач (рис. 53) предназначена для обеспечения переключения передач, фильтрации масла, смазывания подшипников, охлаждения элементов трансмиссии трактора. Она состоит из шестеренного насоса 2 НМШ-25 с механизмом привода, предохранительного клапана 3, фильтра грубой очистки 4, фильтра-распределителя 5, направляющего распределителя 6 с гидроаккумулятором соединительных трубопроводов и штуцеров.
Для облегчения обслуживания насос, предохранительный клапан, фильтр-заборникустановлены в съемном корпусе привода насоса. Масло из картера трансмиссии через фильтр-заборник 1 насосом всасывается и подается под давлением в напорную магистраль гидросистемы. Предохранительный клапан 3 ограничивает повышение давления в магистрали свыше 2,0 МПа.
Масло, проходя через полнопоточный фильтр, установленный на корпус коробки передач, очищается от механических частиц и поступает по двум магистралям. Первая магистраль — через распределитель 6 переключения передач и кран управления передним ведущим мостом. Вторая — через фильтр-распределитель 5, после чего оно поступает на смазывание, сборочных единиц коробки передач. Очищенное масло сливается в картер.
Проходя по каналам распределителя масло поступает по соответствующему каналу первичного вала 7 в полость цилиндра многодисковой фрикционной гидроподжимной муфты 8. Часть масла поступает в гидроаккумулятор.
Шестеренный насос НМШ-25 предназначен для создания давления в гидросистеме управления и обеспечения принудительного смазывания подшипников коробки передач. Подача насоса 38 л/мин. Привод насоса предусматривает два варианта. При нахождении пластины привода в верхнем фиксируемом положении «ОТ ДИЗЕЛЯ» осуществляется независимый привод от дизеля. При повороте пластины привода в нижнее фиксированное положение «ОТ ХОДОВОЙ СИСТЕМЫ» обеспечивается привод от ведомого зубчатого колеса II передачи, установленного на промежуточном валу коробки передач. От ходовой системы насос включается при буксировке трактора с неработающим двигателем, при этом включают шестой транспортный диапазон, а рычаг передач устанавливают в нулевое положение. То же выполняют при пуске дизеля буксированием трактора. На разные виды привода насос коробки передач переключают при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала и только из кабины, предварительно установив рычаги переключения диапазонов и передач в нейтральное инулевое положение.
Фильтр-заборникнеобходим для предохранения попадания крупных частиц размером до 2,5мм в гидросистему коробки передач.
Полнопоточный сетчатый фильтр 4 предназначен для грубой очистки подаваемого насосом масла с тонкостью фильтрации 0,08мм. В случае чрезмерного загрязнения фильтрующих элементов или в условиях низких температур срабатывает предохранительный шариковый клапан фильтра, перепуская неочищенное масло в гидросистему. Клапан регулируют на давление 0,3...0,35 МПа.
Фильтр-распределитель 5 предназначен для тонкой очистки масла. Ротор фильтра унифицирован с деталями фильтра смазочной системы дизеля Д-245. В корпусе расположены три клапана.
Переливной клапан поддерживает давление 0,9 МПа в гидросистеме управления, которое регулируется за счет изменения суммарной толщины прокладок, находящихся под пружиной клапана. Переливной клапан: фильтра поддерживает давление 0,75±0,025 МПа перед ротором фильтра, которое также регулируется за счет изменения суммарной толщины прокладок, находящихся под пружиной клапана.
Клапан смазывания предназначен для поддержания необходимого давления в смазочной системе коробки передач и регулируется на давление 0,2±0,05 МПа за
Рис. 53. Гидросистема коробки передач трактора МТЗ-100:
1 — фильтр-заборник; 2 — шестеренный насос НМШ-25; 3 — предохранительный клапан; 4 — фильтр; 5 — фильтр-распределитель центробежный; 6 — распределитель; 7 — каналы для подвода масла к многодисковым муфтам КП; 8 — многодисковая муфта; 9 — канал для подвода масла к механизму включения ПВМ; 10—вал повышенных передач; 11 — вал вторичный; 12 — вал пониженных передач
счет изменения суммарной толщины прокладок, находящихся под пружиной клапана. В его конструкции имеется стержень, который ограничивает излишнее перемещение и заброс клапана.
Избыточное масло сливается в корпус коробки передач. Очистка масла фильтром-распределителем осуществляется аналогично очистке масла в смазочной системе дизеля.
Распределитель 6 предназначен для переключения передач путем направления потока масла из нагнетательной магистрали управления в одну из четырех полостей цилиндров фрикционных гидроподжимных муфт, соединяя при этом полости остальных муфт со сливом.
Распределитель состоит из корпуса 1 (рис. 54), в расточки которого запрессованы втулки 2 и 3. Третья расточка соединена с двухполостным гидроаккумулятором, состоящим из поршней 4 с уплотнительными кольцами 5, между которыми расположены пружины 6 и 7. Поршни установлены на оси 8 и стянуты болтами 9. Гидроаккумулятор регулируют на давление начала разрядки 0,75 + 0,05 МПа и конца разрядки 0,4+0,05 МПа регулировочными кольцами 10.
Во втулке 2 расположены золотник 11 переключения передач и золотник 12 переключения гидроаккумулятора, соединенные между собой торцевыми выступами. За счет этого достигается свободный поворот одного золотника относительно другого на угол, равный повороту золотника 11 на одно фиксированное положение. Золотник 12 фиксируется в четырех положениях шариковым фиксатором 13. Золотник 11 поворачивается сектором 14, зубчатый венец которого находится в зацеплении с зубчатым венцом золотника. На другом конце сектора 14 выполнены лунки для шарикового фиксатора 15, поджимаемого пружиной 16, которую регулируют винтом 17 на момент 8...9 Н*м поворотом сектора из одного фиксированного положения в другое.
Крышка 18 с одной стороны и стопорное кольцо 19 с другой ограничивают осевое перемещение золотников. При сборке зубчатый сектор 14 и золотник 11 устанавливают так, чтобы совпали метки А, нанесенные на торцы зубьев.
При включении распределителя часть масла направляется в рабочую полость гидроподжимной муфты, обеспечивающей включение выбранной передачи, а часть идет на зарядку соответствующей рабочей полости гидроаккумулятора. Излишнее масло сливается через клапан (см. рис. 53) в корпус коробки передач. Одновременно с зарядкой одной из полостей гидроаккумулятора происходит разрядка другой полости, из которой масло продолжает поступать на подпитку в рабочую полость гидроподжимной муфты выключенной передачи и муфта некоторое время находится во включенном состоянии. Вследствие этого трактор продолжает движение без остановки.
Механизм привода управления коробкой передач предназначен для переключения диапазонов скоростей посредством зубчатых муфт, а передач — с помощью гидрогюджимных муфт.
Рис. 54. Распределитель: 1 — корпус; 2 и 3 — втулки; 4 — поршень; 5 — уплотнительное кольцо; б и 7 - пружины; 8 — ось; 9 — болт; 10 — регулировочные кольца; 11 - золотник переключения передач; 12 — золотник переключения гидроаккумулятора; 13 и 15 — фиксаторы; 14 — сектор; 16 — пружина фиксатора; 17 — регулировочный винт; 18 — крышка; 19 — стопорное кольцо
Необходимый диапазон выбирают вращением рукоятки, зафиксированной от проворачивания на валу, а включают поворотом рычага в продольном направлении относительно оси трактора согласно схеме переключения диапазонов. Для предотвращения одновременного включения зубчатых муфт в отверстиях корпуса коробки передач установлены блокирующие шарики. Положение зубчатых муфт в нейтральном и во включенных положениях фиксируется.
Механизм привода переключения передач обеспечивает перемещение сектора распределителя с помощью рычагов и троса. Рычаг управления имеет пять фиксированных положений: нейтральное (крайнее заднее) и четыре положения, соответствующих I, II, III и IV передачам. Крайнее переднее положение соответствует IV передаче.