Муфта сцепления трактора ДТ-75МВ
Муфта сцепления трактора ДТ-75 МВ фрикционная, сухая, постоянно замкнутая, двухдисковая, с пружинным нажимным механизмом и механическим приводом управления с гидравлическим усилителем (гидросервомеханизмом).
Ведущие части муфты сцепления: маховик, промежуточный и нажимной чугунные диски. Ведомыми частями являются два ведомых стальных диска с фрикционными накладками. Диски размещены в кожухе 40 (рис. 48, а), который прикреплен к маховику 18. Промежуточный 14 и нажимной 13 диски своими совмещенными прорезями надеты на призматические выступы трех накладок 39, приклепанных к кожуху. При таком соединении оба диска при вращении могут перемещаться и в осевом направлении.
В кожух ввинчены балансировочные болты, с помощью которых балансируют муфту сцепления после сборки.
Ведомые диски 15 взаимозаменяемы и надеты на шлицы вала 16. Передний конец вала опирается на роликовый подшипник, помещенный в расточке маховика, а задний вращается в шариковом подшипнике, установленном в расточке кронштейна отводки.
Когда муфта сцепления включена, ее диски и три отводящие пружины 12, заложенные в гнезда маховика, сжаты двенадцатью парами пружин 10, установленных в стаканах. Между пружинами и диском 13 находятся теплоизолирующие прокладки.
В приводе муфты сцепления предусмотрены три двуплечих отжимных рычага 17, которые шарнирно установлены на пальцах в серьгах, приклепанных к кожуху. На концах отжимных болтов 19 имеются регулировочные гайки 20.
Рис. 48 Муфта сцепления трактора ДТ-75МВ (а) и схема работы гидроусилителя привода (б)
1 – педаль; 2 и 28 – упоры; 3 – тяга; 4 – гидроусилитель; 5 – шток; 6, 10, 12, 27 и 34 – пружины; 7 – вилка; 8 – отводка; 9 – крышка люка; 11 – упорный болт; 13, 14 и 15 – нажимной, промежуточный и ведомые диски; 16 – вал; 17 – отжимной рычаг; 18 – маховик; 19 – отжимной болт; 20 – регулировочная гайка; 21, 23 и 29 – рычаги; 22 – стяжка; 24 и 26 – ролики; 25 – палец; 30 – стержень; 31 – золотниковая втулка; 32 – поршень; 33 – корпус гидроусилителя; 35 и 38 – крышки; 36 – предохранительный клапан; 37 – корпус предохранительного клапана; 39 – накладка; 40 – кожух; А, Б, В – отверстия.
В муфте сцепления имеется тормозок, который находится вне корпуса. Его шкив, расположенный на ступице вилки карданной передачи, вращается вместе с валом 16. Под шкивом имеется колодка с фрикционной накладкой. В ролик 24 рычага 23 упирается шток 5 гидроусилителя 4.
Для выключения муфты сцепления нажимают на педаль 1, в результате чего тяги привода перемещаются по направлению стрелок на рисунке. Отводка 8 через отжимной подшипник давит на концы рычагов 17, при повороте которых перемещается нажимной 13 и промежуточный 14 диски. После полного выключения муфты сцепления колодка тормозка прижимается к шкиву и вместе с ним останавливает вал 16 и соединенные с ним детали.
Муфта сцепления выключается с помощью гидроусилителя под действием давления масла, нагнетаемого насосом из бака гидросистемы трактора. Гидроусилитель 4 закреплен на кронштейне рамы трактора. Он имеет чугунный корпус 33 (рис. 48, б), в тщательно обработанную расточку которого вставлен поршень 32, внутри которого помещен стержень 30 с золотниковой втулкой 31 и пружиной 34. Хвостовики поршня пропущены через отверстия в крышках 35 и 38 и уплотнены резиновыми кольцами, а пакеты стальных шайб, заложенных в гнезда крышек, очищают поверхности хвостовиков при перемещении поршня.
Когда муфта сцепления включена, детали привода и гидроусилителя занимают положение, показанные на рисунке. При этом масло, нагнетаемое насосом, свободно циркулирует через гидроусилитель. По шлангу поступает в отверстие А корпуса, проходит через сверление Б поршня, каналы корпуса и из сверления В по трубопроводу сливается в бак гидросистемы.
При выключении муфты сцепления рычаг 29 своим роликом 26 нажимает на палец 25 и, преодолевая сопротивление пружины 34, перемещает стержень 30 вместе с золотниковой втулкой 31 вперед. Как только золотниковая втулка перекроет сверление Б, слив масла из гидроусилителя прекратится. Под действием повышенного давления масла поршень перемещается вперед и штоком 5 нажимает на ролик 24 рычага 23. Происходит выключение муфты сцепления.
Когда педаль 1 отпускают, пружины 6 и 27 возвращают детали привода в исходное положение. Но поскольку ролик 26 при этом прекращает нажимать на палец 25, пружина 34 сместит стержень 30 назад, золотниковая втулка откроет сверления Б и масло, нагнетаемое насосом, будет снова свободно циркулировать через гидроусилитель.
Следящее действие гидроусилителя обеспечивается следующим образом. Если при выключении муфты педаль 1 задержать в промежуточном положении, то сначала остановится стержень 30. Поршень же под давлением масла еще немного сместится вперед, скользя по остановившейся золотниковой втулке, но лишь до положения, при котором частично откроются сверления Б, куда и будет масло уходить на слив. Открытие сверлений Б будет таким, при котором сила давления масла на поршень уравновесится силой, воспринимаемой поршнем от сжатых пружин муфты сцепления. Если педаль еще переместить вниз, то золотниковая втулка, перекрыв сверления Б, снова прекратит свободный слив масла и гидроусилитель будет, продолжать выключать муфту сцепления. Благодаря этому степень выключения муфты сцепления оказывается пропорциональной перемещению педали.
Если муфту сцепления полностью выключить и удерживать педаль, то под действием возросшего до 8 МПа давления откроется предохранительный клапан 36 и масло через него будет уходить на слив, что предотвратит привод от поломки.
Масло в гидроусилитель нагнетается насосом НШ-10ЕЛ, установленным на дизеле.
Основные показатели и регулировочные данные по муфтам сцепления рассматриваемых тракторов приведены в таблице 20.
20. Основные показатели и регулировочные данные муфт сцепления
Показатель | Трактор | ||
МТЗ-80 | МТЗ-100 | ДТ-75МВ | |
Тип муфты сцепления | Постоянно замкнутая | ||
Число ведомых дисков | |||
Число нажимных пружин | |||
Наличие сервомеханизма или сервопружины в приводе | сервопружина | Гидравлический сервомеханизм | |
Свободный ход педали, мм | 40…50 | 30…40 | 30…40 |
Зазор между отжимными рычагами и выжимным подшипником, мм | 3,0 | 3,0 | 3,5…4,5 |
Допустимое отклонение внутренних концов отжимных рычагов, мм | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Зазор между болтами и промежуточным диском, мм | - | - | 1,5 |
Полный ход муфты выключения, мм | 12±0,5 | 12±0,5 | 15±1 |
Полный ход педали муфты сцепления, мм | - | - |