Техническая характеристика тракторов тяговых классов 1,4 и 3
ВВЕДЕНИЕ
Тракторист-машинист на селе был и остается ведущей фигурой в сельскохозяйственном производстве. Работа сельского механизатора очень ответственна. От его знаний, мастерства, отношения к делу зависит состояние машин и правильное их использование.
Сельскохозяйственная техника непрерывно совершенствуется. Для ее эффективного использования механизаторы должны хорошо знать устройство машин и орудий, принцип их работы. Уметь правильно настраивать рабочие органы и механизмы машин на оптимальные режимы работы в зависимости от изменяющихся условий и свойств обрабатываемого материала.
Тракторы – главное энергетическое средство в сельскохозяйственном производстве. Основное направление повышения их производительности – увеличение энергонасыщенности (отношение эффективной мощности дизеля к массе машины) и снижение удельного расхода топлива, что теснейшим образом связано с совершенствованием конструкции и созданием новых моделей.
Знание конструкций новых и модернизированных энергонасыщенных тракторов. Агрегатируемых с ними машин и методов их эффективной эксплуатации дает возможность повысить производительность труда механизатора, внедрить индустриальные технологии возделывания зерновых, кормовых и других культур, т.е. обеспечить получение высоких и устойчивых урожаев.
Совершенствование конструкции чаще всего сопровождается ее усложнением, и от механизаторов требуется глубокое знание машины. Умелое использование трактора позволяет продлить срок его службы и сэкономить для народного хозяйства материальные и трудовые ресурсы, снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Сельское хозяйство получает энергонасыщенные тракторы: колесные МТЗ-80, МТЗ-100, Т-150К, К-701 и гусеничные ДТ-75МВ, Т-150, ДТ-175С и др. Эти машины предназначены для вспашки, сплошной обработки почвы, дискования, посева, а также для уборки урожая в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами. Их можно использовать для выполнения мелиоративных, погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
Настоящая справочная книга написана с учетом учебных планов и программ подготовки трактористов-машинистов III класса с правом управления тракторами и самоходными машинами категории А, В и Г с отрывом и без отрыва от производства на базе сельских профессионально-технических училищ, учебно-курсовых комбинатов, учебных центров и непосредственно в хозяйствах по основным профилирующим дисциплинам «Тракторы», «Сельскохозяйственные машины» и «Зерноуборочные комбайны».
Книга поможет получить необходимые знания по устройству тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ -102, ДТ-75МВ, комбайна СК-5М «Нива». Сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с ними и их техническому обслуживанию.
Поскольку заводы-изготовители постоянно совершенствуют выпускаемую ими сельскохозяйственную технику и вносят конструктивные изменения в серийные машины, отдельные сборочные единицы и регулировки рассматриваемых в книге машин, могут отличаться от поступающих в хозяйства. Информация о внесенных в конструкцию изменениях имеется в инструкциях или информационных листках, прикладываемых к машинам. С ними необходимо ознакомиться до начала эксплуатации.
А.П. Акимовым написаны разделы «Сельскохозяйственные машины» и «Зерноуборочные комбайны», В.А. Лихановым – разделы «Тракторы» и «Техническое обслуживание». Введение написано совместно.
Авторские права на материал, помещенный в отдельных главах, осуществляются каждым автором самостоятельно.
Общие сведения
Классификация тракторов
Тракторы общего назначения (ДТ-75МВ, ДТ-75Н, ДТ-75МЛ, Т-150, Т-150К, Т-4А, К-700А, К-701)предназначены для выполнения основных сельскохозяйственных работ, общих при возделывании большинства культур (вспашка, боронование, дискование, сплошная культиваця, посев и др.).
Тракторы универсально-пропашные (Т-25А, Т-30, Т-30А, Т-40М, Т-40АМ, МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, МТЗ-102 и др.) предназначены для работ с машинами в междурядьях пропашных культур. Колесные тракторы имеют переменную колею, а гусеничные (Т-70С, Т-90С) – сменные гусеничные цепи, что позволяет работать на междурядьях различной ширины. Кроме этого, тракторы имеют большой дорожный просвет[1], который у некоторых тракторов можно регулировать.
Тракторы специального назначения (Т-25АК, МТЗ-80ХА, МТЗ-80ХМ, МТЗ-82Р, МТЗ-82Н и др.) предназначены для выполнения одной или нескольких работ в определенных условиях или при возделывании одной культуры. Как правило, они представляют собой модификацию (видоизменение) наиболее распространенной модели трактора общего назначения или универсально-пропашного.
Мотоблоки (МТЗ-0,5, «Супер-610» и др.) предназначены для механизации работ в личном хозяйстве, где невозможно использование трактора. Мотоблок комплектуется набором сельскохозяйственных орудий: плуг, культиватор, косилка и др.
По типу ходовой части тракторы подразделяются на колесные и гусеничные.
По типу остова тракторы бывают рамные или полурамные.
Рамные тракторы имеют остов в виде клепаной (Т-150) или сварной (ДТ-75МВ) рамы, на которой монтируют основные части трактора.
У полурамных тракторов (Т-25А, МТЗ-80, МТЗ-100) остов состоит из короткой полурамы, на которой крепят двигатель, и корпуса трансмиссии.
По номинальному тяговому усилию[2] сельскохозяйственные тракторы делят на десять тяговых классов: 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8. Совокупность типов тракторов, рекомендуемых к производству для удовлетворения потребностей народного хозяйства, образует типаж тракторов.
Каждый класс тракторов состоит из одной или нескольких моделей, обладающих примерно одинаковыми тяговыми усилиями. Основную модель трактора в каждом классе называют базовой. На ее основе, за счет широкого использования одних и тех же сборочных единиц (унификация), создаются различные модификации.
Наибольшее применение в сельскохозяйственном производстве получили тракторы тяговых классов 1,4 и 3.
Общее устройство трактора
У тракторов отдельные сборочные единицы расположены в единой последовательности и имеют одинаковое назначение. На рис.1, а показаны основные составные части трактора МТЗ-80.
Двигатель предназначен для преобразования химической энергии топлива, сгорающего в цилиндрах, вначале в тепловую, а затем в механическую.
Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам трактора и валам отбора мощности; изменения крутящего момента, частоты вращения, направления вращения ведущих колес, и а также для плавного трогания с места и остановки. Она состоит из муфты, сцепления 4, коробки передач 10, заднего ведущего моста с главной передачей 5, дифференциалом 9 и кончеными передачами 6.
Ходовая часть трактора служит для сообщения ему поступательного движения и передачи на почву его веса. В нее входят полурамный остов, состоящий из двух продольных балок (лонжеронов) и корпусов механизмов трансмиссии, движителя 8 и подвески.
Механизмы управления – устройства, обеспечивающие изменение направления и скорости движения трактора, удержание его в неподвижном состоянии. К ним относятся рулевой механизм, тормоза.
Рабочее оборудование служит для соединения трактора с различными сельскохозяйственными машинами, прицепами, а также для передачи на активные рабочие органы крутящего момента от двигателя и управления их работой. Оно состоит из гидравлической навесной системы, прицепного и буксирного устройства, ВОМ и приводного шкива.
Вспомогательное оборудование включает в себя кабину с подрессоренным сиденьем; капот; контрольно-измерительные приборы, приборы освещения и сигнализации, отопления и вентиляции, обеспечивающие удобство в работе и создание комфортных условий трактористу.
Назначение основных механизмов гусеничного трактора (см. рис. 1,б) такое же, как и колесного.
Двигатель 3, сборочные единицы трансмиссии и ходовой части трактора ДТ-75МВ крепят на раме. Трансмиссия состоит из муфты сцепления 4, промежуточного соединения 15 (возможна установка ходоуменьшителя), коробки передач 10, заднего моста и конечных передач 6. В ходовую часть входят рама, ведущие колеса (звездочки) 12, гусеничные цепи 16, каретки подвески, направляющие колеса 11 и поддерживающие ролики. Трактор с помощью ведущих колес, опорных катков и подвески перекатывается по гусеничным цепям, состоящим из шарнирно соединенных стальных звеньев. Движением трактора управляют с помощью планетарного механизма поворота 13 и тормозов.
Рис. 1. Основные части трактора:
а - МТЗ-80; б - ДТ-75МВ; 1 – управляемое колесо;2 – передний мост; 3 – двигатель; 4 - муфта сцепления; 5 – главная передача; 6 – конечная передача; 7 – механизм навески; 8 – ведущее колесо (движитель); 9 – дифференциал; 10 – коробка передач; 11 – направляющее колесо; 12 – ведущее колесо (звездочка); 13 – планетарный механизм; 14 – прицепное устройство; 15 – промежуточное соединение; 16 – гусеничная цепь.
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Промежуточные соединения предназначены для передачи крутящего момента от муфты сцепления другим механизмам трансмиссии, геометрические оси которых могут не совпадать. Несоосность валов у трактора может возникнуть при погрешностях сборки, в процессе эксплуатации из-за ослабления крепления, деформации рам, корпусов и т. д.
По числу шарниров промежуточные соединения делят на одинарные и двойные. По конструкции различают жесткие, упругие (мягкие) и комбинированные соединения. Жесткие соединения состоят из металлических деталей, мягкие — выполнены с упругими (резиновыми) рабочими элементами.
Упругое промежуточное соединение трактора ДТ-75МВ включает в себя два эластичных шарнира и телескопический вал. Каждый шарнир состоит из двух крестообразно расположенных вилок 4 (рис. 57, а). Они соединены посредством головки 3 и четырех упругих резиновых втулок 1, в которых запрессованы стальные втулки с соединительными болтами 2. Переднюю вилку устанавливают на шлицы вала муфты сцепления, заднюю — на шлицы первичного вала коробки передач. От осевого смещения их закрепляют гайками на концах валов. За счет телескопического вала средние вилки могут перемещаться в осевом направлении. Втулки изготовлены из морозостойкой резины с каркасом из металлической сетки. Снаружи их покрывают прорезиненной тканью.
Рис. 57. Промежуточное соединение трактора ДТ-75МВ (а) и карданная передача (б):
1 — резиновая втулка; 2 — соединительный болт; 3 — головка карданного механизма; 4, 5 и 7 — вилки; 6—крестовина; 8 — стакан; 9 — чехол; 10 — карданный вал
КАРДАННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от одной сборочной единицы трансмиссии к другой при значительной несоосности валов или их перемещении во время движения. Ее применяют в основном для передачи крутящего момента на передние и задние мосты и для привода ВОМ. Она состоит из карданного вала и карданных шарниров. Вал может быть телескопическим, что необходимо для компенсации осевых перемещений деталей карданной передачи при работе трактора. Для защиты от грязи и пыли шлицы телескопического соединения закрывают чехлом 9 (рис. 57, б).
Карданный шарнир состоит из вилок 5 и 7, крестовины 6 и четырех игольчатых подшипников. Подшипники вместе с сальниками надевают на пальцы крестовины 6 и закрепляют в вилках с помощью крышек или стопорных колец. Вилки могут поворачиваться в подшипниках крестовины во взаимно перпендикулярных плоскостях и передавать вращение от одного вала к другому под некоторым углом.
Чтобы вращение было равномерным, необходимо устанавливать вилки на концах вала 10 в одной плоскости.
Карданный вал трактора МТЗ-82 динамически сбалансирован на специальном станке. Для устранения дисбаланса на участках с меньшей массой по краям вала приваривают металлические балансировочные пластины (грузы). Перед балансировкой валы рихтуют, чтобы биение трубы вала не превышало 0,6 мм. Дисбаланс, значение которого не должно превышать 20 г*см, приводит к повышенным вибрациям и дополнительным нагрузкам как на карданную передачу, так и на детали трансмиссии.
ВЕДУЩИЕ МОСТЫ
МЕХАНИЗМЫ ЗАДНЕГО МОСТА
Задний мост предназначен для передачи и изменения крутящего момента от вторичного вала коробки передач к движителям тракторов. В его состав входят следующие механизмы: главная передача, конечные передачи, дифференциал у колесных и механизм поворота у гусеничных тракторов.
Главная передача служит для передачи и изменения крутящего момента от вторичного вала коробки передач на ведущее зубчатое колесо дифференциала у колесных и к планетарному механизму поворота у гусеничных тракторов. Она состоит из двух конических зубчатых колес и расположена за коробкой передач. Зубья колес делают прямыми или спиральными. Ведущее зубчатое колесо изготавливают как одно целое со вторичным валом коробки передач или насаживают на его шлицы.
В гусеничных тракторах крутящий момент от ведомого зубчатого колеса главной передачи передается на конечные передачи через механизм поворота. В колесных тракторах крутящий момент на конечные передачи передается через дифференциал.
КОНЕЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Конечные передачи предназначены для увеличения и передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колесам или звездочкам трактора. Они расположены по обеим сторонам заднего моста трак торов МТЗ-80 и ДТ-75МВ. Каждая из них состоит из двух прямозубых цилиндрических зубчатых колес.
Ведущее зубчатое колесо 9 (см. рис. 59) конечной передачи трактора МТЗ-80 вращается в двух роликовых конических подшипниках. Полуось с ведомым зубчатым колесом 11 и ведущим колесом трактора вращается на двух шарикоподшипниках, один из которых установлен в рукаве полуоси, другой — в расточке перегородки корпуса заднего моста. В расточке крышки рукава полуоси размещен самоподжимной сальник, предотвращающий вытекание масла из корпуса заднего моста.
Конечная передача трактора ДТ-75МВ состоит из двух цилиндрических зубчатых колес, расположенных в специальном корпусе, который прикреплен болтами к корпусу заднего моста. Ведущее зубчатое колесо изготавливают как одно целое с ведущим валом. Оно вращается в двух роликоподшипниках. Венец ведомого зубчатого колеса выполняют из высококачественной стали. Он закреплен призонными болтами на ступице. Последняя установлена на шлицах вала, к наружному фланцу которого с помощью болтов прикреплена ведущая звездочка.
ПЕРЕДНИЙ МОСТ
Передние мосты в зависимости от назначения тракторов бывают с постоянной и переменной колеями.
Передний мост с переменной колеей используют на универсально-пропашных тракторах. Он состоит из трубчатой балки 3 (рис 63, а) шарнирно соединенной с остовом 1, и двух выдвижных кулаков 2 в которых размещены оси 4 поворотных цапф.
Для увеличения устойчивости трактора при движении по прямой и для облегчения управления передние колеса устанавливают под определенными углами.
Для того чтобы уменьшить нагрузку на внешний подшипник и улучшить управляемость трактора за счет сокращения расстояния между точкой касания колеса с дорогой и точкой пересечения геометрической оси поворотной цапфы с дорогой, необходим развал колес (угол α).
Угол β — поперечный наклон оси цапфы, который способствует повышению устойчивости колеса в среднем положении. При его наличии поворот колес сопровождается некоторым подъемом передней оси, а под действием силы тяжести трактора колеса возвращаются в среднее исходное положение.
Угол ν — продольный наклон оси цапфы. Он образуется в случае, когда геометрическая ось цапфы пересекается с дорогой впереди точки касания колеса. За счет него центробежные силы во время поворота трактора помогают возвратить колеса в исходное положение. Углы наклона оси цапф в поперечном и продольном направлениях в процессе эксплуатации не регулируют.
Рис. 63. Передний мост универсально-пропашного трактора:
а—вид спереди; б—вид сверху; 1 — остов трактора; 2 — выдвижные кулаки; 3 — трубчатая балка; 4 — ось поворотной цапфы; А, Б, В, К — размеры
Необходимо также учитывать такой параметр, как схождение колес (рис. 63, б). Его рассчитывают как разницу размеров А и Б между серединами колес впереди и сзади (если смотреть на них сверху). Схождение способствует правильному параллельному качению колес при наличии развала и зазоров в шкворнях, рулевых тягах и подшипниках колес.
Передний мост трактора МТЗ-80 представляет собой трубчатую балку 9 (рис. 64, а), в которую с двух сторон вставлены выдвижные кулаки 8с кронштейнами 2. В выдвижных кулаках сделан ряд отверстий А, с помощью которых можно регулировать колею от 1350 до 1850мм. Во втулках кронштейна 2 размещена ось 3 поворотной цапфы колеса. Каждое колесо подрессорено пружинами 1.
Передний ведущий мост трактора МТЗ-82 имеет одинаковые с трактором МТЗ-80 дорожный и агротехнический просветы, пределы регулирования колеи и радиусы поворота. Корпус 10 (рис. 64, б) верхних пар зубчатых колес можно передвигать в рукаве 11 переднего моста для бесступенчатого регулирования колеи. Поворотные рычаги прикреплены к корпусу 12 редуктора. При повороте они поворачивают нижнюю часть редукторов с колесами вокруг шкворневой трубы 13.
Для подрессоривания переднего моста внутри трубы размещена цилиндрическая пружина 1. При движении трактора под действием пружины труба вместе с валом и подрессоренной частью переднего моста перемещается относительно корпуса 12 и ведущего зубчатого колеса.
Рис. 64. Передние мосты трактора:
Ю Н |
а — МТЗ-80; б — МТЗ-82; 1 — пружина подвески; 2 — кронштейн; 3 — ось поворотной цапфы; 4 — рулевая тяга; 5 — поворотный рычаг; 6 — палец; 7 — болт; 8 — выдвижной кулак; 9 — трубчатая балка; 10 — корпус; 11 — рукав; 12 — корпус редуктора; 13 — шкворневая труба; 14 — ведущее зубчатое колесо
УСТРОЙСТВО КОЛЕС
В тракторах широкое распространение получили дисковые колеса, состоящие из обода, диска и пневматической шины. Ведущее колесо жестко соединено ступицей с полуосью (ведущим валом) и вращается вместе с ней. Направляющее колесо свободно вращается на оси в роликоподшипниках. Обод приваривают или крепят с помощью болтовых соединений к диску. Шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Они служат для обеспечения достаточного сцепления с почвой и смягчения ударов, воспринимаемых колесом.
Покрышка предохраняет камеру от внешних повреждений. Основная ее часть — каркас 3 (рис. 65), состоящий из нескольких слоев (4...14) прорезиненного корда и резиновых прослоек. Корд представляет собой особую ткань из крученых нитей различных волокон (хлопка, вискозы, капрона, нейлона, лавсана). Брекер 2 связывает каркас с протектором и состоит из нескольких слоев рези-нокорда. Борт 5 присоединен к каркасу и предназначен для крепления покрышки на ободе колеса. Его упрочняют стальным сердечником 6 (плетеным проволочным кольцом).
1
рис. 65. Пневматическое колесо:
1 - протектор; 2 — брекер; 3 — каркас; 4 — боковина; 5 — борт; 6 — сердечник; 7 - ободная лента; 8 — вентиль; 9 — диск; 10 - обод; 11 — покрышка; 12 — камера
Протектор 1 представляет собой верхний толстый слой износостойкой резины и необходим для сцепления с почвой. Долговечность шин чаще ограничивается износом протектора.
Камера представляет собой замкнутое резиновое кольцо, в которое вмонтирован специальный клапан (вентиль 8) для накачивания воздуха. Наполненная воздухом камера поглощает толчки и удары, возникающие при перемещении трактора по неровностям поверхности.
Вентиль служит для заполнения и сохранения воздуха в камере. По конструкции он бывает воздушным или водовоздушным.
На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-100 для направляющих колес применены шины 9-20, на МТЗ-82 — 11,2-20, на МТЗ-102 — 13,6-20.
На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 на ведущих колесах установлены шины 15,5R38, на МТЗ-100 и МТЗ-102 — шины 16,9-38. Размеры применяемых пневматических шин имеют обозначения согласно ГОСТ 25641—84: обычного профиля — 9-20; радиальных — 15,5R38, низкопрофильных — 18.4L-30 (где первое число обозначает ширину профиля шины в дюймах, второе — посадочный диаметр шины в дюймах).
НАСТРОЙКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ
Дорожный и агротехнический просветы тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 не регулируют.
Колею трактора МТЗ-80можно изменять от 1350 до 1850 мм по направляющим и от 1400 до 1600 и от 1800 до 2100 мм по ведущим колесам, что позволяет работать на всех стандартных междурядьях пропашных культур. Для передних направляющих колес этот параметр регулируют с интервалом 100мм при симметричном и 50мм при несимметричном расположении колес.
Для установки требуемой колеи направляющих колес переднюю часть трактора поднимают домкратом до отрыва от почвы. Ослабляют болты 7 (см. рис. 64) и вынимают пальцы 6 крепления выдвижных кулаков 8 в трубчатой балке 9 передней оси. Затем поочередно передвигают выдвижные кулаки, одновременно изменяя длину рулевых тяг вращением труб в наконечниках, и закрепляют их в балке 9. При установке колеи более 1400 мм рулевые тяги 4 необходимо заменить на удлиненные. Затем трактор опускают, проверяют и при необходимости регулируют схождение колес.
Колею трактора МТЗ-100можно изменять по передним колесам от 1250 до 1850 мм и по задним — от 1400 до 2100 мм для шин 15.5R38 и от 1350 до 2100 мм для шин 11,2-42. Колею передних колес трактора МТЗ-100 регулируют ступенчато от 1250 до 1750мм с интервалами 100мм. Колея 1850мм обеспечивается перестановкой колес, т. е. их установкой на ступицах противоположными опорными поверхностями дисков.
Колею передних ведущих колес трактора МТЗ-100изменяют бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста, в интервалах 1335...1605, 1427...1697 и 1541...1811 мм. Для этого переднюю часть трактора поддомкрачивают, обеспечивая просвет между колесами и почвой. Для установки колес на ширину 1427...1697 мм (рис. 67, б) вместо 1335...1605 мм (рис. 67, а) снимают и переворачивают обод колеса так, чтобы его кронштейны прошли через прорези в диске. После этого обод закрепляют. Чтобы колея находилась в пределах 1541...1811 мм (рис. 67, в), необходимо снять колеса с дисков и поменять местами. Нужно следить, чтобы рисунок протектора соответствовал направлению вращения колес (согласно стреле, указанной на боковине шины). При монтаже колес также изменяют положение крыльев. Для этого в кронштейнах и опорах крыльев имеются дополнительные отверстия. Чтобы получить требуемую колею, следует снять крышку с червячного механизма, освободить клинья для свободного перемещения рукавов и установить ограничивающий штифт в положение, соответствующее выбранной колее (табл. 22).
Рис. 67. Схема установки передних колес трактора МТЗ-102 на различную ширину полей:
а...в — варианты
Если необходимо переставить штифт из положения I в положение II или наоборот, то его расшплинтовывают и, заворачивая болт с помощью стакана, выдвигают штифт. Вращением регулировочного винта с помощью ключа передвигают в рукавах переднего моста корпуса бортовых редукторов с колесами. При вращении винтов изменяют длину рулевых тяг.
22. Рекомендуемая установка колеи трактора МТЗ-102
Колея, мм | Положение диска и обода (рис. 67) | Расстояние от края рукава до края выдвижного корпуса, мм | Положение штифта |
а | I | ||
а | I | ||
а | II | ||
б | II | ||
в | II |
В зависимости от выбранной колеи размещают обод в одно из необходимых положений. После регулировки колеи затягивают гайки клиньев, устанавливают шплинты и крепят на место крышки червячных механизмов.
Ширину колеи задних колес тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102регулируют следующим образом. Поднимают домкратом заднюю часть трактора до отрыва колес от почвы. Ослабляют болты, соединяющие половину ступицы, к которой крепится диск колеса, и, вращая червяк механизма плавного изменения колеи гаечным ключом, перемещают колесо до полуоси.
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Ходовая часть гусеничного трактора состоит из остова, движителей и подвески (табл. 24).
ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ
Гусеничный движитель трактора ДТ-75МВ и его модификаций включает ведущую звездочку 6 (рис. 68), гусеничную цепь 5, поддерживающие ролики 3, натяжное колесо 1 с натяжным механизмом и подвеску 4.
Гусеничная цепь — основная часть движителя, состоящая из стальных износостойких звеньев, шарнирно соединенных пальцами. Она огибает ведущую звездочку, поддерживающие ролики, направляющее колесо, опорные катки подвески и образует замкнутый контур. Из-за достаточно большой площади ее контакта с почвой масса трактора распределяется равномерно. На наружной поверхности размещены почвозацепы для хорошего сцепления с почвой. Внутренняя поверхность образует дорожку, по которой перекатываются опорные катки подвески. Ведущая звездочка своими зубьями входит в зацепление с проушинами звеньев и передвигает остов трактора. Поддерживающие ролики поддерживают гусеничную цепь и предохраняют ее от раскачивания. Они имеют сменные резиновые (для снижения изнашивания) бандажи. Опорные катки подвески 4 устанавливают попарно.
Направляющее колесо и натяжное устройство предназначены для направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации всего движителя.
Гусеничный движитель работает следующим образом. Ведущие звездочки 6 передают движение гусеничным цепям 5, которые расстилаются под опорными катками подвески 4. Катки перекатываются по внутренним беговым дорожкам гусеничной цепи.
В процессе эксплуатации шарниры гусеничной цепи и соединительные пальцы изнашиваются. В результате ее длина увеличивается и натяжение ослабляется, что может привести к соскакиванию цепи. При неправильном натяжении цепи затраты мощности на перекатывание трактора могут возрасти на 15 % и возможно ее биение. При чрезмерном натяжении возрастает трение в шарнирах.
Натяжное устройство с кривошипом состоит из коленчатой оси 6 (рис. 69), шарнирно укрепленной в передней части рамы трактора, на которой свободно вращается направляющее колесо 5.
Рис. 68. Гусеничный движитель трактора ДТ-75МВ:
а — устройство; б — звено гусеницы болотоходного трактора; в — схема; 1 — натяжное
колесо; 2 — рама; 3 — поддерживающий ролик; 4 — подвеска; 5 — гусеничная цепь; 6 —
ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 и 9 — балансиры; 10 и 11 — шарниры; 12 —
пружина
Рис 69. Механизм натяжения гусеничной цепи трактора ДТ-75МВ:
а — устройство механизма; б — узел подшипников направляющего колеса; в — схема действия амортизатора; 1 — узел уплотнения; 2 — гайка; 3 — пробка; 4 — конические подшипники; 5 — направляющее колесо; 6 — коленчатая ось; 7 — вильчатый кронштейн (упор пружины); 8 — амортизационные пружины; 9 — гайка сжатия пружин; 10 — регулировочная гайка; 11 — кронштейн рамы; 12 — шаровой упор; 13 — стяжной болт; 14 — распорная втулка; 15 — крышка подшипников; 16 — упорная шайба с лыской; 17—прокладки; 18— упорное кольцо; 19 — уплотнительное кольцо
В случае, когда гусеничная цепь слишком натянута, направляющее колесо отходит назад, поворачивая кривошип. Упорная шайба гайки 9 сжимает пружины, а болт 13 проходит по отверстию кронштейна 7. Благодаря этому цепь не получает жесткого распора и ее натяжение остается нормальным. По мере ослабления направляющее колесо под действием пружин 8 возвращается вперед.
Одновременно натяжное устройство выполняет функции амортизатора. При наезде на препятствие гусеничная цепь выбирает запас на провисание, а затем натяжение цепи преодолевает силу предварительной затяжки пружин 8. Кривошип вместе с колесом поворачивается, преодолевая усилие пружин. Болт 13 входит в отверстие кронштейна 7, и удар смягчается.
Если между звездочкой и гусеничной цепью появится посторонний предмет, то натяжное устройство предохранит детали от поломок. Попавший предмет нарушает зацепление гусеничной цепи и звездочки, увеличивает натяжение гусеничной цепи. Пружины 8 сжимаются, направляющее колесо смещается назад и позволяет работать без опасности поломки деталей.
Необходимо иметь в виду, что натяжение гусеничной цепи не зависит от степени затяжки амортизирующих пружин 8, а зависит от положения регулировочной гайки 10. Перемещение направляющего колеса называют упругим ходом направляющего колеса.
Гусеничные движители обеспечивают достаточные тягово-сцепные свойства гусеничных тракторов в полевых условиях даже в случае повышенной влажности почвы. Однако при невысоком среднем удельном давлении на почву под катками гусеничной цепи могут создаваться значительные удельные давления. Так, при среднем удельном давлении трактора ДТ-75МВ на почву, равном 0,047 МПа, давление под вторым катком достигает 0,08 МПа. Следовательно, нужно по возможности ограничивать число проходов трактора для снижения вредного действия движителей на почву.
У тракторов, работающих на болотистых почвах, ходовая часть предусматривает гусеничные цепи увеличенной ширины, позволяющие снижать удельное давление на почву до минимума. Такие модификации трактора называют болотоходными. Их движители имеют среднее удельное давление на почву 0,023...0,027 МПа. Уменьшение среднего значения в 2 раза по сравнению с обычными движителями гусеничных тракторов позволяет обеспечивать проходимость болотоходного трактора на торфяно-болотистых почвах.
ПОДВЕСКА
Подвеска — это устройство, соединяющее остов гусеничного трактора с опорными катками. Оно служит для смягчения возникающих во время движения толчков и ударов и повышения плавности хода.
В конструкции ходовой части применяют две схемы подвесок: эластичную и полужесткую.
Эластичная подвеска трактора ДТ-75МВ состоит из опорных катков 7 (см. рис. 68, в) и системы рычагов и упругих элементов, шарнирно связанных с рамой трактора. Она позволяет гусеничной цепи копировать рельеф почвы, дает повышенную плавность хода и при движении на высоких скоростях способствует высоким сцепным качествам.
Каретка представляет собой стальные литые балансиры 8 и 9, соединенные шарниром 10 и имеющие общую ось качания — шарнир 11.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО
Рулевой механизмпреобразует вращательное движение рулевого колеса в поворот рулевой сошки. Для удобства управления передаточное число рулевого механизма выбирают с таким расчетом, чтобы отклонение управляемых колес от нейтрального положения на максимальный угол 35...40° происходило за 1,25...2,0 оборота рулевого колеса в каждую сторону. Чем оно больше, тем меньше требуется окружное усилие для поворота и угол отклонения управляемых колес за один оборот рулевого колеса и больше — время поворота. Если максимально возможное передаточное число рулевого механизма не обеспечивает требуемой легкости управления, то применяют гидроусилители.
Рулевой механизм имеет червячную пару, в состав которой входят червяк 10 (рис. 70, а) и сектор 9.
Привод к направляющим колесамсостоит из продольной рулевой тяги 6, поворотного рычага 5, рулевых рычагов 3 и поперечной тяги 4.
Изменение направления движения трактора происходит следующим образом. При вращении трактористом рулевого колеса 12 червяк поворачивает сектор 9 и через вал 8 — рулевую сошку 7. Последняя воздействует через шарнирное соединение на продольную рулевую тягу 6, которая через рычаги 5 и 3 и поперечную рулевую тягу 4 поворачивает в нужную сторону шкворни 2, цапфы 1 и вместе с ними направляющие колеса.
Помимо механических рулевых управлений без усилителя и с гидроусилителем может быть использовано гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ). Оно упрощает компоновку и повышает удобство управления трактором за счет установки рулевого колеса в любом месте.
Основой гидрообъемного рулевого управления служит насос-дозатор 6 (рис. 70,6), предназначенный для прямо пропорциональной углу поворота подачи масла золотнику распределителя с любой скоростью.
В одноконтурном ГОРУ питающий насос 2 постоянно подает масло через золотниковый распределитель 4 к насосу-дозатору 6 с распределительным устройством 7. Когда рулевое колесо неподвижно, то насос-дозатор запирает масло в гидроцилиндре 1, а золотник распределителя 4 открывает выход маслу от питающего насоса 2 на слив в бак.
Рис. 70. Схемы:
а — рулевого управления с механическим приводом: 1 — цапфы; 2 — шкворни; 3 — рулевые рычаги; 4 — поперечная тяга; 5 — поворотный рычаг; 6 — продольная тяга; 7 — рулевая сошка; 8 — вал рулевой сошки; 9 — сектор; 10 — червяк; 11 — рулевой вал; 12 — рулевое колесо; б — одноконтурного гидрообъемного рулевого управления: 1 — гидроцилиндр; 2 — насос; 3 — предохранительный клапан; 4 — золотниковый распределитель; 5 — обратный клапан; 6—насос-дозатор; 7—распределительное устройство насоса-дозатора
При повороте рулевого колеса поворачиваются ротор и распределительное устройство 7, обеспечивая прямо пропорциональную углу поворота подачу масла из одной торцевой полости распределителя в другую.
Золотник распределителя 4 смещается из нейтрального положения и открывает проходы маслу от питающего насоса 2 в одну полость гидроцилиндра 1 и на слив в бак из другой полости. Объем масла, необходимый для перестановки золотника, меньше подачи насоса-дозатора 6. Его избыточный поток через осевые канавки в золотнике суммируется с потоком питающего насоса 2 и тоже направляется в гидроцилиндр 1.Давление масла в напорных гидролиниях обоих насосов одинаково. Оно задается сопротивлением управляемых колес повороту и ограничивается предохранительным клапаном 3.
При остановке рулевого колеса насос-дозатор перестае