Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего

От 27.06.2006 г. № 135-ФЗ )

Не может быть признано доминирующимположение

хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой

организации), доля которого на рынке определенного товара не

превышает 35 %, за исключением:

а) случаев коллективного доминирующего положения (ч. 3 ст. 5

ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ);

б) случаев, установленных федеральными законами (ч. 6 ст. 5

ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ) –

например, ст. 25 ФЗ ≪Об электроэнергетике≫ № 35-ФЗ от

26.03.2003 г.; ст. 21 ФЗ ≪О связи≫ № 126-ФЗ от 07.07.2003 г.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта -юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо

(в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или

несколько физических лиц, если выручкаот реализации товаров за последний

календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов

рублей, за исключением:

Ё хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом

или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.9

ФЗ ≪О защите конкуренции≫. Данное исключение не применяется к хозяйствующим

субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О

защите конкуренции≫; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц,

участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию,

предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫; к хозяйствующему

субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

Ё финансовой организации;

Ё субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии

естественной монополии;

Ё хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников

хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

Ё хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия

Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального

образования.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего

субъекта- индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫, если выручкаот реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектомпо основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектамипо основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектовза последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Критерии коллективного доминирующего положения:

- Количественные критерии

- Качественные критерии

См. п. 3 ст. 5 ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего с убъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если:

-совокупная доля не более чем трех хозяйствующи субъектов, доля каждого из которых больше долейдру ги х хозяйствующих субъектов н а

соответствующем товарном рынке, превышает 50% (настоящее положение не применяется, если доляхотя бы одного из указанных хозяйствующих

субъектов менее чем 8%);

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если:

- совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого изкоторых больше долей других хозяйствующихсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение неприменяется, если доля хотя бы одного изуказанных хозяйствующих субъектов менее чем8%);

Качественные критерии

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих, если выполняются в совокупности следующие условия:

- в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или,

если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока

существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры

долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены

малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий

товарный рынок новых конкурентов затруднен;

- реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не

может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при

потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает

соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о

цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на

соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Монопольно высокая цена товара– это цена, установленная

занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или

продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (ст. 6 ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г.№ 135-ФЗ)

Механизмы установления монопольно высокой цены:

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Не признается монопольно высокой цена товара:

-являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества;

- установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ;

- не превышающая цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

- установленная на бирже при соблюдении требований, указанных в ст. 6 ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ .

Монопольно низкая цена товара– это цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (ст. 7 ФЗ ≪О защите

конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ)

Механизмы установления монопольно низкой цены:

От 27.06.2006 г. № 135-ФЗ )

Не может быть признано доминирующимположение

хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой

организации), доля которого на рынке определенного товара не

превышает 35 %, за исключением:

а) случаев коллективного доминирующего положения (ч. 3 ст. 5

ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ);

б) случаев, установленных федеральными законами (ч. 6 ст. 5

ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ) –

например, ст. 25 ФЗ ≪Об электроэнергетике≫ № 35-ФЗ от

26.03.2003 г.; ст. 21 ФЗ ≪О связи≫ № 126-ФЗ от 07.07.2003 г.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта -юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо

(в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или

несколько физических лиц, если выручкаот реализации товаров за последний

календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов

рублей, за исключением:

Ё хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом

или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.9

ФЗ ≪О защите конкуренции≫. Данное исключение не применяется к хозяйствующим

субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О

защите конкуренции≫; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц,

участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию,

предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫; к хозяйствующему

субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

Ё финансовой организации;

Ё субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии

естественной монополии;

Ё хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников

хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

Ё хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия

Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального

образования.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего

субъекта- индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫, если выручкаот реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектомпо основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектамипо основанию, предусмотренному п.7 ч.1 ст.9 ФЗ ≪О защите конкуренции≫, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектовза последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Критерии коллективного доминирующего положения:

- Количественные критерии

- Качественные критерии

См. п. 3 ст. 5 ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего с убъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если:

-совокупная доля не более чем трех хозяйствующи субъектов, доля каждого из которых больше долейдру ги х хозяйствующих субъектов н а

соответствующем товарном рынке, превышает 50% (настоящее положение не применяется, если доляхотя бы одного из указанных хозяйствующих

субъектов менее чем 8%);

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если:

- совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого изкоторых больше долей других хозяйствующихсубъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение неприменяется, если доля хотя бы одного изуказанных хозяйствующих субъектов менее чем8%);

Качественные критерии

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих, если выполняются в совокупности следующие условия:

- в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или,

если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока

существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры

долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены

малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий

товарный рынок новых конкурентов затруднен;

- реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не

может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при

потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает

соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о

цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на

соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Монопольно высокая цена товара– это цена, установленная

занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или

продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (ст. 6 ФЗ ≪О защите конкуренции≫ от 26.07.2006 г.№ 135-ФЗ)

Механизмы установления монопольно высокой цены:

Наши рекомендации