Габдулов м.а., канд. с.-х.наук
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по производственной практике по дисциплинам специальности 5В081100 –
«Защита и карантин растений»
Уральск 2014
ББК 44.6
М 54
Калиева Л.Т., канд. с.-х.наук;
Габдулов М.А., канд. с.-х.наук
Рецензент: Турганбаев Т.А., канд. с.-х.наук
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению, оформлению производственной практике по дисциплинам
специальности 5В081100 – «Защита и карантин растений»
Обсуждены на заседании кафедры «Растениеводство и земледелие», протокол № 5 от 22 декабря 2014 г.
Рекомендованы учебно-методическим бюро факультета «Агрономия», протокол № 5 от 26 декабря 2014 г.
Одобрены учебно-методическим советом ЗКАТУ им. Жангир хана, протокол № ___ от ____ ____________ 2014 г.
Методические указания составлены в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования по специальности 5B081100 – «Защита и карантин растений» (23.08.2012 №1080) и включает все необходимые сведения по выполнению производственной практики. Методические указания предназначены для студентов специальностей 5В081100 -Защита и карантин растений
© РГП «Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана», 2014
Содержание | ||
Введение | ||
1. | Цель и задачи практики | |
2. | Место прохождение практики | |
3. | Организация практики | |
4. | Содержание практики | |
5. | Оформление отчета по производственной практике | |
6. | Порядок изложения отчета по производственной практике | |
7. | Литература |
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика студентов специальности 5В081100- Защита и карантин растений, проходит в шестом семестре. Практика является важнейшей частью подготовки бакалавров.
Производственная практика организуются после завершения изучения цикла специальных дисциплин, студенты до начала практики получают теоретические знания по специальным предметам: энтомологии; фитопатологии; вредным нематодам, клещам, грызунам; химической защиты растений; биологической защиты растений; фитосанитарному мониторингу вредных и особо опасных вредных организмов и прогнозированию их размножения.
В условиях производства студент в процессе практики закрепляет знания, полученные в ВУЗе, изучает технологические операции по возделыванию сельскохозяйственных культур имеющих, значение в фитосанитарии, приобретает навыки по мониторингу, планированию и организации мероприятий по защите и карантину растений.
Во время практики студент ведет дневник, который контролируется руководителем предприятия, организации и др. Отчет по практике составляется на месте.
В период практики студенты осуществляют сбор фактического материала по профессиональной деятельности базы практики, практического материала по теме дипломной работы (проекта). Результаты практики используются для написания дипломного проекта (работы) и оформляются соответствующим образом.
По приезду в университет студент защищает отчет перед комиссией, созданной на кафедре. Представляет характеристику и дневник, заверенные на месте практики, рецензию руководителя.
В период практики студент должен собрать коллекционный материал по вредителям, болезням сельскохозяйственных культур, гербарий с повреждениями и поражениями растений, по сорнякам.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Целью производственной практики является, закрепление ключевых компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности по специальности защита и карантин растений.
В производственных условиях студент знакомится с объектами и материалами, технологическими операциями, имеющими важное значение в защите и карантине растений; осваивает методы научно- исследовательской и мониторинговой работы.
Основные объекты, изучаемые на практике - вредители, их хищники и паразиты, возбудители болезней и их антагонисты, сорные растения, возделываемые культуры; материалы -пестициды.
Технологические операции - приемы, возделывания сельскохозяйственных культур, в том числе профилактические и истребительные защитные мероприятия в соответствии со структурой посевных площадей.
На трофические связи в агроценозах биологических объектов, эффективность применения пестицидов большое влияние оказывают почвенно-климатических условия зоны прохождения практики, студент должен собрать не только агротехническую, фитосанитарную информацию, но и характеризующие состояние почвы, климата, погодные условия.
В задачи практики входят:
-систематизация, углубление, расширение знаний умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения;
-освоение прогрессивных методов труда, профессиональных навыков;
- овладение мотивациями в избранной профессии;
-освоение методов и технологии решения профессиональных задач и проблем;
-ознакомление с маркетингово-менеджерской деятельностью предприятий и учреждений и др.;
-овладение методиками научно - исследовательских работ;
-систематический сбор и коллекционирование вредителей, болезней и сорных растений сельскохозяйственных культур, насаждений и угодий и типы их повреждения и заражения.
МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Местом прохождения производственной практики являются: кафедра растениеводства и земледелия, лаборатории и отделы научно-исследовательских институтов ЗКАТУ им. Жангир хана, Селекционная опытная станция, структурные организации и подразделения КГИ в АПК МСХ РК и их филиалы, представительства; сельхозформирования независимо от форм собственности; фирмы и другие организации, определенные по договорам, заключенным с ВУЗом.
При поступлении соответствующего договора (заявки) от студента, он может быть направлен на практику на основании этого договора.
При выборе места практики студенты заблаговременно знакомятся с перечнем тем дипломных работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Студенты направляются в хозяйства, учреждения, фирмы и др. организации. До отъезда на практику должны ознакомиться с содержанием программы и дневника, получить инструктаж и консультации на кафедре и у руководителя, с обязательной отметкой о прохождении инструктажа в кафедральном журнале и дневнике.
На местах студенты также проходят инструктаж по технике безопасности, знакомятся с правилами внутреннего распорядка.
Руководство практикой на местах прохождения осуществляется руководителями хозяйств, учреждений, фирм и др. организаций или назначенных ими опытными специалистами.
Студент, по прибытию на место практики, обязан сообщить в деканат адрес, кто руководитель на месте и в качестве кого проходит практику. Со стороны университета учебно-методическое руководство производственной практикой студента, рецензирование отчетов о производственной практике возлагается на преподавателей факультета согласно специальному распоряжению по деканату.
Для выполнения дипломной работы (проекта) по материалам с места прохождения практики, студент с научным руководителем по теме работы составляет план сбора материала, закладки опытов, примерную схему написания дипломной работы и сроки представления отдельных глав и разделов
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
По прибытии на место прохождения практики студент и руководитель практики от производства определяет конкретное место прохождения практики,
а также условия, при которых программа практики может быть выполнена. Во время практики студент может оказать определенную помощь в работе специалистам, выполняя их ежедневные поручения. Необходимо составить календарный план практики с указанием задач практиканта по всем основным периодам важнейших работ в защите и карантине растений.
При наличии вакантных должностей студент может быть оформлен по трудовому договору с оплатой.
По прибытии в учреждения, фирмы и др. организации студент должен ознакомиться с их документацией, изучить годовые отчеты, обзоры, прогнозы, сигнализационные листки, структурой посевных площадей. Оценивает возделываемые сорта, фитопатологическое состояние семян. Вместе со специалистами участвует в обследовательских работах. Дает оценку
фитосанитарной обстановке в посевах сельскохозяйственных культур, насаждениях и угодьях. Делает анализ развития ситуации в связи со сложившимися погодными условиями и состоянием популяций вредных и полезных видов. Анализирует динамику площадей, подлежащих обработкам, объемы применения по видам пестицидов, способы их применения с указанием аппаратуры и биологическую эффективность.
В научно-исследовательских организациях студент знакомится с направлениями исследований, с разрешенными информационно - библиотечными ресурсами, научными трудами.
С руководителем составляет рабочий план по теме дипломной работы. Собирает сведения по почвенно - климатическим условиям.
Студент участвует в закладке опытов, выполняет учеты и наблюдения, следит за фенологией развития биологических объектов, динамикой популяций изучаемых объектов, проводит лабораторные анализы, учитывает урожай и определяет структуру урожая, проводит статистическую обработку данных опытов, определяет эффективность вариантов опыта.
В сельхозформированиях студент знакомится с календарными и рабочими планами по защите растений, технологическими картами, книгой истории полей: данными по применению пестицидов за предшествующие 2 года, годовыми отчетами, другими агрономическими материалами и документами. Анализирует применяемые в хозяйстве технологии возделывания основных культур и применяемый комплекс защитных мероприятий. Оценивает почвенно-климатические условия хозяйства с учетом их влияния на распространение и развитие первостепенных вредителей, возбудителей заболеваний, сорные растения. Принимает участие в составлении календарного плана мероприятий по борьбе с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур в текущем году. Участвует в подготовке и проведении работ по защите растений и определении результативности работ по химической защите растений. Анализирует экономические условия и выявляет резервы сельхозформирования, в вопросах совершенствования интегрированных систем защиты растений и повышения урожайности и качества продукции, повышения рентабельности.
За время производственной практики студент знакомится с производственной и организационной структурой, с инновационной, маркетингово-менеджерской деятельностью предприятий, учреждений и др.
Студент должен ознакомиться с условиями труда работников, режимом трудового дня и отдыха, соблюдением норм и правил хранения, транспортировки и использования пестицидов и других химических материалов, правил безопасности при выполнении основных сельскохозяйственных работ.
Изучить обеспеченность индивидуальными средствами защиты для работы с пестицидами (ядохимикатами), первичными средствами пожаротушения, соблюдением норм пожарной безопасности. На основании проведенного анализа предложить меры по улучшению условий труда и повышению его безопасности. Руководитель практики от предприятия контролирует ведение дневника, подготовку отчета и составляет на практиканта
профессиональную характеристику, содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, заверяет подписью и печатью.
Собранные студентами материалы служат основой для написания отчета о производственной практике, выполнения дипломного проекта.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Общий объем отчета по производственной практике не менее 40-45 страниц. Текст стандартного формата выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4
Рекомендуется шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 кегль, полуторный межстрочный интервал.
При написании отчета поля текста составляют: верхнее 20 мм, нижнее 20 мм, левое - 25 мм и правое 15 мм. Номер страницы проставляется в центре, без точки. Первой страницей является титульный лист, номер страницы на нем не ставится. Обозначение страниц начинают со второго листа
Текст отчета делится на главы (разделы), подразделы. Подразделы могут делиться на пункты или подпункты. Заголовок и текст каждого раздела (главы) нужно начинать с новой страницы, а подраздела - с любой части страницы.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенных точкой. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. После порядкового номера подраздела или пункта точка не ставится.
Разделы и подразделы отчета должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовки разделов, подразделов следует начинать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, выделяя жирным шрифтом. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть кратким и помещаться за номером на одной строке со словом таблица. Слово «Таблица» и наименование таблицы начинают с прописной буквы, заголовки граф начинают
с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Таблицу следует помещать в тексте после первого упоминания о ней.
При переносе таблицы на следующую страницу над ней помещают слова «Продолжение таблицы» с указанием номера в правом верхнем углу, без повтора головки, но пронумерованными графами. Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одного слова, то его допускается заменять кавычками, если же из двух и более слов, то заменяют словом «то же», а далее кавычками. Весь графический материал по тексту отчета, фотографии именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно и располагаются сразу же после ссылки на них в тексте.
Ссылки на использованные источники приводятся в квадратных скобках. Список использованных источников следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте отчета и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.
Приложения оформляются как продолжение текста отчета на последующих листах. На все приложения должны быть ссылки в тексте, и располагать их в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слово «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
ВВЕДЕНИЕ
Цель и основные задачи практики. Место прохождения и в каком качестве проходил производственную практику. Сроки пребывания на практике в соответствии с планом и фактически, должности, в которых работал практикант, с указанием конкретных дат и сроков.
Географическое положение
Географические координаты с указанием рельефа, местоположения над уровнем моря, основных климатических характеристик и др.
Типы почв, их характеристика, обеспеченность основными элементами питания. Сведения приводятся в таблице обеспеченность почв основными элементами питания и гумусом. Основные показатели студент отражает в виде таблицы 1.
Таблица 1 - Агрохимическая характеристика почв по обеспеченности основными элементами питания.
Тип | Содержание | Обеспеченность | Азотом | Фосфором | Калием |
почвы | гумуса | элементами питания, | |||
в т.ч. (га) | |||||
Очень низкая | |||||
Низкая | |||||
Средняя | |||||
Повышенная и | |||||
высокая |
Метеорологические условия
Метеорологические условия за последние 2 года: количество выпавших осадков и их распределение в течение года, сумма среднесуточных температур, дата перехода среднесуточных температур через 0, +5,+10,+15 С и продолжительность этих периодов, дайте описание даты наступления последнего весеннего и первого осеннего заморозка.
Таблица 2 - Среднее количество осадков за 20_гг. в сравнении со средними многолетними (мм) (данные _____________ метеостанции)
Месяцы | 201_ год | Среднее | Отклонение | ||||||||||||||
Многолетнее | от среднемноголетнего | ||||||||||||||||
декада | декада | декада | |||||||||||||||
X | |||||||||||||||||
среднее | | |||||||||||||||||
XI | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
XII | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
I | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
II | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
III | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
IV | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
V | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
VI | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
VII | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
VIII | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
IX | |||||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||||
Годовое количество осадков | |||||||||||||||||
В т | .ч. за теплый период | ||||||||||||||||
Таблица 3 - Средние суточные, минимальные и максимальные температуры воздуха за теплый период 20_ гг. в сравнении со среднемноголетними, (данные ________ метеостанции)
Месяцы | Среднесуточные температуры | Минималь | Мак- | ||||||||||||
ные | сима- | ||||||||||||||
201_ год | среднее | отклонение | ль- | ||||||||||||
многолетнее | от среднемногол. | ные | |||||||||||||
декада | декада | декада | |||||||||||||
X | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
XI | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
XII | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
I | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
II | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
III | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
IV | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
V | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
VI | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
VII | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
VIII | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
IX | |||||||||||||||
среднее | |||||||||||||||
Сумма температур за апрель-октябрь | |||||||||||||||
Сумма температур | за май-сентябрь | ||||||||||||||
Таблица 4 - Сумма средних суточных температур воздуха за период, с температурой выше 0°, +5°,+ 10°,+ 15° С.
Пункт | Сумма положительных температур | ||||
0° | 5° | 10° | 15° | ||
Сделать анализ двухлетних данных в сравнении с многолетними данными.
1.3 Структура и деятельность в местах прохождения практикиХарактеристика деятельности и организационной структуры организации,
предприятия, учреждения, землепользование, специализация, обеспеченность рабочей силой и средствами производства, структура посевных площадей и др. Характеристика техники и оборудования и др.
Все основные показатели следует представить в форме таблиц. Все таблицы должны сопровождаться текстовыми пояснениями, анализами, собственным заключением и выводами.
Таблица 5 - Землепользование в месте прохождения практики по состоянию на 20__г. (по данным государственного учета земель)
Угодья | Га | % |
Общая земельная площадь | ||
Всего сельскохозяйственных угодий, из них. | ||
Пашня | ||
Сенокосы | ||
Пастбища | ||
площадь леса | ||
Пруды и водоемы | ||
Приусадебные участки | ||
Коллективные сады и огороды работников хозяйства | ||
Кроме того, площадь пашни в краткосрочном | ||
пользовании хозяйств | ||
Наличие орошаемых земель | ||
Наличие осушенных земель | ||
Таблица 6 - Посевные площади сельскохозяйственных культур, тысяч га
Культуры | Га | Урожайность, | |||
ц/га | |||||
20__ | 20__ | % | 20__ | 20__ | |
Вся посевная площадь | |||||
Зерно и бобы | |||||
в т.ч. пшеница | |||||
рожь | |||||
ячмень | |||||
овес | |||||
рис | |||||
кукуруза на зерно | |||||
просо | |||||
гречиха | |||||
бобовые | |||||
Хлопчатник | |||||
Сахарная свекла | |||||
Масличные | |||||
в т.ч. подсолнечник | |||||
Сафлор | |||||
Соя | |||||
Рапс | |||||
Горчица | |||||
Картофель | |||||
Овощи | |||||
Бахчи | |||||
Плоды и ягоды | |||||
Виноград | |||||
Многолетние травы | |||||
Однолетние < Наши рекомендации
|