Судаков Н.С., Вологдин И.Ф. История села Адом. Часть первая.
Судаков Н.С., Вологдин И.Ф. История села Адом. Часть первая.
История села Адом
Чтобы потомки наши помнили и знали, как и с чего начиналась жизнь села Адом со дня основания его и до наших дней, посвящается этот очерк.
Первыми поселенцами и основателями села Адом были наши предки, которые, по рассказам старожилов, пришли сюда в начале 30-х годов XIX века с берегов Волги. В числе их был Судаков Павел Васильевич - основатель рода Судаковых, а также семьи Вологдиных и Егоровых. С них и начиналось становление села. А начинали первопоселенцы с раскорчевки леса под пашню и строительства жилья. Из-под высокой сопки Ключевская вытекает незамерзающий ключ. Поэтому первоначально у этого ключа и остановились наши первопоселенцы. Ключ действительно уникальный,-с хорошей светлой водой. Тайга в окрестностях Адома изобиловала большим количеством копытных животных (сохатых, изюбрей, кабанов, косуль, кабарги), пушных зверей (лисиц, белки, хорьков, колонков), пернатой дичи (косачей, тетеревов, рябчиков, диких куриц). Леса здешние и сейчас богаты разнообразием ягод: брусники, голубики, смородины, моховки, черемухи, шиповника. Об обилии грибов не стоит и говорить. Все это и послужило поводом остановиться здесь на постоянное жительство. Со временем сюда стали приезжать семьи из разных малоземельных районов России. Так, Афанасий Марков с женой Агафьей Даниловной, прослышав о богатых золотоносных приисках на Каре, приехал в 1900 году из Могилевской губернии (Белоруссия) в Усть-Кару, а в 1916 году переехал в Адом с пятью детьми. Сам Афанасий рано умер, а семья из шести человек проживала в селе до послевоенных лет.
Большую семью Павла Васильевича Судакова из шести сыновей и пяти дочерей называли россиятами. Второе бывшее в то время в употреблении название части жителей - «мадьяры» указывает на венгерские корни какой-то категории поселенцев, которые появились в селе на каком-то этапе его развития.
Название села по одной из версий происходит от бурятского слова «адаг», что значит «последний, крайний». И действительно, дальше и до сих пор нет поселений. Далее на десятки километров простирается сплошная тайга. И кто знает, сколько тайн хранит она, ведь до революции по ней проходили тропы, по которым ходили китайцы- старатели, унося отсюда к себе на родину тайком добытое золото.
Как и что изменилось в Адоме под воздействием тех или иных исторических событий, которые происходили в стране, мы и попытались описать в своем повествовании. Описанная нами история села получилась фрагментарной, и хочется надеяться, что наш труд кто- нибудь продолжит и уже на основании архивных материалов напишет более полную версию. Мы же использовали в основном воспоминания современников и очевидцев тех или иных событий и считаем это тоже важным делом, так как к сегодняшнему дню их фактически не осталось в живых.
Образование. Медицина. Религия
До 1914 года школы в Адоме не было, и дети состоятельных казаков учились в станичной двухлетке в селе Курлыч. В 1914 году была открыта двухклассная школа в Адоме, а курлычинская станичная школа была преобразована в четырехклассную. Учителями, главным образом, были священники. В конце двадцатых годов адомскую школу преобразовали в четырехклассную. Курлычинскуючетырехлетку в начале 30-х годов преобразовали в семилетнюю ШКМ (школа колхозной молодежи), а в 40-е годы ее стали называть НСШ - неполная средняя школа с тем же сроком обучения - 7 лет.
Медицинского обслуживания в дореволюционный период как такового не было. Лечебные учреждения были только в Сретенске (Шелопугинская войсковая больница). Туда и обращались казаки за медицинской помощью. Чаще всего лечились сами - средствами народной медицины. Болели редко, народ в основном был здоровый. Правда, велика была младенческая смертность.
Жители села исповедовали православие. В Адоме была рубленая деревянная церковь дореволюционной постройки. Священника своего не было, он приезжал из Чикичея,когда была необходимость в церковных обрядах. Еще был псаломщик Судаков Илья Павлович, который пел и читал псалмы, - дед Судакова Николая Степановича. В Курлыче - центральной станице еще в 1774 году была построена деревянная престольная Спасская церковь. Она просуществовала до 1903 года, когда было завершено строительство одного из красивейших храмов архитектора Г.Г. Шплета. Храм стоит до сих пор, в полной гармонии с природой, украшая собой пейзаж этих мест (История и география Чернышевского района, 2003).
Служба казаков
Важное место в жизни казаков в дореволюционной России занимала подготовка и служба в армии. Подготовка к службе была очень трудным и тяжелым бременем. Всех казачат от 16 лет и до призывного возраста обучали армейским атрибутам: знанию устава казачьих войск, езде на лошади, джигитовке, знанию оружия, различий рядового и командного состава, субординации. Этим занимались по приказам атаманов бывалые казаки из числа младшего офицерского и командного состава. Нравы были очень суровыми. За отказ от занятий виновные наказывались, наказывались и родители допризывника-виновника. Но это еще полдела. Главное для казака - это приобретение коня, оружия и снаряжения. К моменту призыва в армию призывник должен иметь пригодную к строевой жизни лошадь с полной амуницией (седло, попона, узда, торба). Оружие (карабин, сабля, пика), полное обмундирование на себя (шинель, папаха, сапоги, гимнастерка, брюки, белье) и туалетные принадлежности. Понятно, что не каждые родители способны были все это приобрести. Атаманы очень строго следили за этим. И если родители не в состоянии были обеспечить всем этим допризывника, тогда атаман принимал решение отдать допризывника в батраки к богатому казаку в работники на четыре года, в течение которых призывник должен заработать все это у своего хозяина.
Культура
Культура в жизни казачества имела большое значение. В чем же выражалась культура забайкальского казачества? Одним из ее элементов, несомненно, была религия. Праздники отмечались, как религиозные, так и светские. Всегда после совершения церковных служб организовывались народные гуляния. В Адоме местом их проведения служил «лужок» - это чистая площадка около церкви. На этот «лужок» собиралось большинство населения, включая молодых и пожилых. Это происходило преимущественно летом. А в зимнее время молодежь поочередно, по согласованию с родителями, собиралась по домам. Иногда договаривались с казаками, у которых были большие избы, и проводили там вечера. На них обычно приглашали гармонистов. Гармонистов в селе было несколько человек, но гармони у них были личные, и бывало, что молодые парни сбрасывались по пятаку гармонисту, чтобы тот проиграл весь вечер.
Организованных спортивных мероприятий в нашем понимании (кроме военных и строевых) не было. Тем не менее известны интересные соревнования по перетягиванию палки. В таких случаях садились двое мужчин на землю, упирались ступнями ног друг в друга, укладывали палку на уровне пальцев ног и тянули за нее. Так испытывалась сила. Судаков Илья Павлович был непобедим в этих состязаниях. Он был участником Русско-японской войны 1904-1905 годов и перекидывал японцев через плечо штыком. Сила у него была неимоверная!
В праздничные дни, когда священник произведет все богослужения, взрослые обычно гуляли так. Сначала договариваются между собой, или просто кто-то один из казаков путем посыльного мальчишки объявлял, чтобы в определенное время собирались у него для начала. Потом шли по всем домам тех, кто пришел на первый зов. В большинстве своем это проводилось в соответствии с имущественным положением. Например, собирались богатые отдельно, середняки отдельно, бедные отдельно.
Деление по имущественному цензу соблюдалось очень строго. Например, богатый парень не мог жениться на бедной девушке, равно как и богатая девушка не могла выйти замуж за бедного. Большое значение имело приданое. Без приданого девушка не могла выйти замуж, и из-за этого порою ломались судьбы многих молодых людей. А если молодые самостоятельно решали пожениться, не получив благословения родителей, то их силой разводили и проклинали. Проклятие родителей считалось невыносимым позором. Так, например, когда Матрена Дмитриевна самовольно вышла замуж за Судакова Филиппа Романовича, то мать Матрены за волосы проволокла ее по всей деревне от дома жениха.
Бега (скачки)
Одним из элементов самобытной деревенской казачьей культуры были бега - скачки. Можно поставить под сомнение принадлежность бегов к элементам культуры, но проведение их было по существу тоже своеобразным развлечением людей - праздником. Суть их в том, что две лошади пробегают определенное расстояние (километр, два, три - как договорятся), и какая лошадь прибежит первой к намеченной черте, тот хозяин и «выбежал». Но выигрывают не только хозяева лошадей, но и любой гражданин может положить «в заклад» деньги (определенную сумму) за ту ил и другую лошадь (бегуна). Первоначально хозяева лошадей договариваются на определенную сумму с каждой стороны и избирают «кассира», передают ему деньги (допустим, договорились по 100-200 рублей в кассе). И любой мог по своему усмотрению вложить за того или другого. «Бегун» какого хозяина выбежит, т.е. прибежит первым к мете (черте), тот считается: «выбежал». Тогда все деньги из кассы передаются владельцу бегуна, и те, кто делал ставку на этого бегуна, получают двойную сумму от той, которую вложили в кассу. Это при условии, если хозяин пробежавшей лошади гарантирует выплату гражданину «выбежавшей» лошади. Но существовал и другой вариант - когда хозяин не гарантирует двойную оплату «выбежавшим». Тогда двое договариваются между собой и кладут один за одну лошадь, а другой - за другую. Они могут сдать деньги в кассу и выиграть скачки. Получают деньги уже у кассира, а если деньги не сдавали, то рассчитываются между собой. Казаки и казачки проявляли большой интерес к этим состязаниям, и всегда на бега собиралось много народу. Приезжали даже из соседних сел и поселков. А если хозяева этих бегунов были из разных сел, то на бега съезжались со всей округи. Обычно хозяин, который «выбежал», ставит ведро водки или спирта и поросенка или овцу, зажаренную на огне. Вообще веселое это было занятие. Нанятый гармонист играет плясовую, а подвыпившие казаки и казачки с круга не сходят, выплясывая трепака. Подпевают частушки, поют песни, как на больших праздниках.
В адомских бегах известными хозяевами «бегунов» были Судаков Илья Павлович. У него была гнедая кобылица Гнедуха. У Судакова Николая Веденеевича - светло-русый жеребец Кольчик. Большинство «выбегал» сговаривались обычно «с передой», т.е. хозяин Кольчика дает «переды» другому наиболее слабому «бегунцу». Метров 15-20, может быть, даже больше - у Вологдина Куприяна Андреевича. Гнедко у Пучкова Афанасия, сына Василия. У Судакова Самуила Семеновича - Рыжуха.
Заключение
Прошло более 170 лет с того времени, когда наши предки пришли в Забайкалье и основали Адом. Много воды утекло с тех пор. Прошумели бури над селом, оно помнит и революцию, и войны, и иные потрясения. От былого прошлого остались только дома, их около тридцати, сельское кладбище да пустыри, заросшие крапивой. Население села на 2002 год составляло 113 человек, из них старожилов всего 10. Будущего, по нашему мнению, у села нет да и быть не может. Пройдет еще 10-15 лет - и от него останется одинокая заимка да прекрасная природа и название падей, сопок, речек. Если мы внесли хоть крохотную частичку труда в сохранение памяти об Адоме и его людях, то считаем свою миссию исполненной.
Примечание главного редактора: настоящий очерк печатается по книге
«Это наше село», авторы - И. Вологдин и Н. Судаков. На правах рукописи она была отпечатана в Сретенской районной типографии в 2002 году. Тираж при издании не указан. Редакционная коллегия сочла необходимым сделать определенную корректировку текста, не меняя его идеологии и стараясь по возможности сохранить самобытный стиль написания текста. В настоящем варианте отсутствуют художественные зарисовки «О смешном и печальном», имевшие место в издании 2002 года, так как они, по мнению редакционной коллегии, выходят за пределы целей настоящего сборника.
Судаков Н.С., Вологдин И.Ф. История села Адом. Часть первая.
История села Адом
Чтобы потомки наши помнили и знали, как и с чего начиналась жизнь села Адом со дня основания его и до наших дней, посвящается этот очерк.
Первыми поселенцами и основателями села Адом были наши предки, которые, по рассказам старожилов, пришли сюда в начале 30-х годов XIX века с берегов Волги. В числе их был Судаков Павел Васильевич - основатель рода Судаковых, а также семьи Вологдиных и Егоровых. С них и начиналось становление села. А начинали первопоселенцы с раскорчевки леса под пашню и строительства жилья. Из-под высокой сопки Ключевская вытекает незамерзающий ключ. Поэтому первоначально у этого ключа и остановились наши первопоселенцы. Ключ действительно уникальный,-с хорошей светлой водой. Тайга в окрестностях Адома изобиловала большим количеством копытных животных (сохатых, изюбрей, кабанов, косуль, кабарги), пушных зверей (лисиц, белки, хорьков, колонков), пернатой дичи (косачей, тетеревов, рябчиков, диких куриц). Леса здешние и сейчас богаты разнообразием ягод: брусники, голубики, смородины, моховки, черемухи, шиповника. Об обилии грибов не стоит и говорить. Все это и послужило поводом остановиться здесь на постоянное жительство. Со временем сюда стали приезжать семьи из разных малоземельных районов России. Так, Афанасий Марков с женой Агафьей Даниловной, прослышав о богатых золотоносных приисках на Каре, приехал в 1900 году из Могилевской губернии (Белоруссия) в Усть-Кару, а в 1916 году переехал в Адом с пятью детьми. Сам Афанасий рано умер, а семья из шести человек проживала в селе до послевоенных лет.
Большую семью Павла Васильевича Судакова из шести сыновей и пяти дочерей называли россиятами. Второе бывшее в то время в употреблении название части жителей - «мадьяры» указывает на венгерские корни какой-то категории поселенцев, которые появились в селе на каком-то этапе его развития.
Название села по одной из версий происходит от бурятского слова «адаг», что значит «последний, крайний». И действительно, дальше и до сих пор нет поселений. Далее на десятки километров простирается сплошная тайга. И кто знает, сколько тайн хранит она, ведь до революции по ней проходили тропы, по которым ходили китайцы- старатели, унося отсюда к себе на родину тайком добытое золото.
Как и что изменилось в Адоме под воздействием тех или иных исторических событий, которые происходили в стране, мы и попытались описать в своем повествовании. Описанная нами история села получилась фрагментарной, и хочется надеяться, что наш труд кто- нибудь продолжит и уже на основании архивных материалов напишет более полную версию. Мы же использовали в основном воспоминания современников и очевидцев тех или иных событий и считаем это тоже важным делом, так как к сегодняшнему дню их фактически не осталось в живых.