Первая часть. Мировая история

С. 29. Августин Блаженный Аврелий (354—430) — христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. В рамках своей серии «Великие философы» Ясперс посвятил Августину и его учению большую работу.

С. 30. Ранке (Ranke) Леопольд фон (1795—1886) —немецкий историк. Занимался преимущественно политической историей Западной Европы XVI—XVII вв.

Гельмольт (Helmolt) Ганс Фердинанд — немецкий историк, автор 8-томного труда «Die Weltgeschichte» (1899—1907).

Марафон и Соломин — при Марафоне (Греция) в 490 до Р. X. греки одержали победу над персами в одном из главных сражений греко-персидских войн (500—449 до Р. X.). Саламин — остров в Эгейском море. В битве при Саламине греческий флот одержал победу над персидским в 480 до Р. X.

Шпенглер (Spengler) Освальд (1880—1936)—немецкий философ, пред-
ставитель «философии жизни». Известность пришла к нему после сенсацион-
ного успеха книги «Закат Европы» (1918—1922), в которой он рассматривал
культуру как некий «организм», обладающий внутренним единством, обособленный от других, подобных ему «организмов», и проходящий в своем развитии определенный «жизненный цикл».

Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889—1975) — английский историк и социолог. Вслед за Шпенглером в своем «Исследовании истории» (1934—1961) Тойнби представил общественно-историческое развитие человечества как совокупность замкнутых циклов развития локальных цивилизаций.

С. 31. Вебер (Weber) Альфред (1868—1958) - немецкий экономист и социолог (брат Макса Вебера).

С. 32. Конфуций (Кун-цзы) (551—479 до Р. X.) —древнекитайский философ, основатель конфуцианства.

Лао-цзы (по-китайски — «старый учитель», собственное имя — Ли Эр) (р. в 604 до Р. X.) —древнекитайский легендарный основатель даосизма. Ему приписывается составление книги «Дао де цзин».

Мо-цзы (Мо-ди) (480—438 (381) до Р. X.)—древнекитайский мыслитель, политический деятель, основатель моизма.

Чжуан-цзы (369—286 до Р. X.) — древнекитайский философ, один из основателей даосизма, автор значительной части трактата «Чжуан-цзы».
Ле-цзы (Ле Юйкоу) (6—4 вв. до Р. X.) — древнекитайский мыслитель, пред-
ставитель даосизма.

Упашшады (санскр.— «сокровенное знание») — заключительная часть Вед, памятника древнеиндийской литературы конца II — начала I тыс. до Р. X. Упани-

шады являются основой всех ортодональных (принимающих авторитет Вед) религиозно-философских систем Индии.

Будда (санскр. букв.— «просветленный») — имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме Шакья-Муни (623—544 до Р. X.). Будде и его учению Ясперс посвятил очерк в своей серии «Великие философы».

С. 33. Заратустра (Зороастр) — пророк и реформатор древнеиранской религии, жил ок. ?—VII вв. до Р. X.; призывал к установлению сильной власти и мира. Для его религии характерен дуализм добра и зла; человеку вменялось в обязанность кроме соблюдения обрядов вести праведный образ жизни.

Илия — иудейский пророк времен израильского царя Ахава (с 918 до Р. X.).

Исайя — иудейский пророк VIII—VII вв. до Р. X., непримиримый обличитель отпадающего от Бога народа. Дал потрясающее описание «мужа скорбей», искупителя грехов человечества, в котором христианская традиция признала пророчество об Иисусе Христе: «Но он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказания мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Исайя 53, 5). Поэтому Исайю называют евангелистом Ветхого Завета. Предание говорит, что в царствование Манассии Исайя был перепилен (Евр. 11, 37).

Второисайя — иудейский пророк, которому приписывается авторство 40—48 глав «Книги Исайи», написанных ок. 538 до Р. X.

Иеремия — иудейский пророк, которому приписываются в Библии две книги: «Книга пророка Иеремии», «Книга Плач Иеремии» (принадлежность «Послания Иеремии» тому же автору сомнительна). Пророчествовал с 627 до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588 до Р. X.

Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений.

Парменид из Элеи (согласно Платону, р. ок. 515 до Р. X.) —древнегреческий философ, основатель элейской школы.

Гераклит из Эфеса (ок. 520 — ок. 460 до Р. X.) — древнегреческий философ, представитель ионийской школы.

Платон. Афинский (427—347 до Р. X.) — древнегреческий философ, родоначальник платонизма. Ясперс в своей классификации «Великих философов» включал Платона наряду с Августином и Кантом в число тех мыслителей, которые «основывают философию и всегда продолжают порождать ее». В предисловии к работе, посвященной Платону и Августину, Ясперс пишет: «Их воздействие на дух того, кто стремится понять их, сравнимо по своему историческому влиянию только с влиянием систем Аристотеля, св. Фомы Аквинского, Гегеля. Но это влияние совсем другого рода. Воздействие философских систем есть воздействие школы, доктрины, предмета обучения. Творцы же порождают личностную мысль каждого из своих наследников» (Jaspers К. Les grand philosophes. Р., 1967. Т. 1. Р. II. Р. 10).

Фукидид (ок. 460—400 до Р. X.) — древнегреческий историк, автор «Истории» (в 8 кн.) — труда, посвященного истории Пелопонесской войны. Эта война (431— 404 до Р. X.) представляла собой крупнейшую в истории Древней Греции войну между союзами греческих полисов: Делосским (во главе с Афинами) и Пелопонесским (во главе со Спартой).

Архимед (ок. 287—212 до Р. X.) — древнегреческий ученый, автор работ по математике, статике, гидростатике, многих изобретений.

С. 34. Медитация (лат. meditatio — «размышление») — особое состояние духовной сосредоточенности. Играет важную роль в восточных философиях, в религиозных упражнениях.

Атман — одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало.

Нирвана — (санскр.— «угасание») — центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений, заключающуюся в освобождении от цепи перерождений.

Дао — (кит.— «путь», «метод», «закономерность», «истина») — одна из центральных категорий даосизма, означающая естественный закон, которому подчинены природа, общество, мышление и поведение отдельного индивида. Дао иногда сравнивают с гераклитовым логосом.

С. 35. Династия Чжоу—правящая династия в Китае в 1027—256 до Р. X.

С. 36. ...аналогия между неудачами Конфуция при императорском дворе государства Bau и Платона в Сиракузах. Конфуций разрабатывал свое учение об идеальном государстве в виде практических рекомендаций правителю. С 492 по 484 до Р. X. он странствовал по государствам Древнего Китая, безуспешно пытаясь найти правителя, который следовал бы его советам. Ясперс, вероятно, допускает неточность, говоря об императорском дворе государства Вэй, поскольку это царство было основано только в 403 до Р. X. в результате раздела царства Цинь между родами Вэй, Чжао и Хань. По всей видимости, речь может идти о дворе главы рода Вэй.

Диоген Лаэртский пишет о Платоне: «В Сицилию он плавал трижды. В первый раз — затем, чтобы посмотреть на остров и на вулканы; тиран Дионисий, сын Гермократа, заставил его жить при себе, но Платон его оскорбил своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью. «Ты болтаешь, как старик»,— в гневе сказал ему Дионисий. «А ты как тиран»,— ответил Платон. Разгневанный тиран хотел поначалу его казнить, но Дион и Аристомен отговорили его, и он выдал Платона спартанцу Поллиду, как раз в это время прибывшему с посольством, чтобы тот продал философа в рабство... Во второй раз он ездил к Дионисию Младшему просить о земле и людях, чтобы жить по законам его Государства (т. е. согласно философской утопии Платона.—5. К.). Дионисий обещал, но не дал... В третий раз он ездил с тем, чтобы примирить Дйона с Дионисием; но это ему не удалось, и он воротился восвояси ни с чем...» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 155—156).

С. 37. «Разговор утомленного жизнью со своей душой» — памятник древнеегипетской литературы эпохи Среднего царства (от II тыс. до XVI в. до Р. X.). Вавилонские покаяния—имеются в виду покаянные псалмы III тыс. до Р. X., входящие в состав вавилоно-ассирийской религиозной лирики. В них человек сетует на свою судьбу и на свои бедствия, кается в проступках и просит помощи у божества. Известны два вида таких псалмов — «Жалобы на флейте», в которых человек жалуется на войны и стихийные бедствия, и «Жалобные песни для успокоения сердца», главный мотив которых — одиночество, личное горе, осознание вины, чувство покинутости божеством.

Эпос о Гильгамеше— эпическая поэма конца III — начала II тыс. до Р. X. о легендарном правителе города Урука в Шумере (XXV1I1 в. до Р. X.).

С. 39. Лазо (Lasaulx) Эрнст фон (1805—1861) —разрабатывал проблемы философии истории. Взгляды Лазо близки к концепции Шпенглера.

Царь Нума — Нума Помпилий, второй царь Древнего Рима (715—673/672 до Р. X.); ему приписывается создание жреческих коллегий ремесленников, учреждение религиозных культов.

Ионийцы — древнегреческие философы VI—IV вв. до Р. X., жившие в ионийских колониях Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Диоген Аполлонийский.

Элеаты —древнегреческая философская школа VI—V вв. до Р. X. Главные представители: Парменид и Зенон из Элеи, Мелисс Самосский.

Дорийцы — Ясперс имеет в виду ранних пифагорейцев, говоривших и писавших на дорическом диалекте: Пифагора, Архита, фантона и др.

С. 44. Майер (Мауег) Эрнст (1862—1932) — историк права, с 1887 г. профессор университета в Вюрцбурге.

С. 45. Кайзерлинг (Keyserling) Герман (1880—1946) —немецкий писатель и философ.

С. 50. Вергилий Марон Публий (70—19 до Р. X.) — великий римский поэт, традиционно сравниваемый с Гомером.

Август — Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до Р. X.— 14 по Р. X.), римский импе-

ратор с 27 до Р. X. Провел важнейшие для государственного строя Рима реформы, основав новый вид монархии — принципат. Провозглашал лозунг мира и порядка, вел большое строительство.

Солон (640/635—ок. 559 до Р. X.) —афинский архонт (высшее должностное лицо в древнегреческом полисе); в 594 провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации родового строя. Античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам.

С. 53. Прометеевская эпоха — согласно древнегреческому мифу, титан Прометей научил первых людей ремеслам и дал им огонь, который украл для них из кузницы бога Гефеста.

С. 60. Бахофен (Bachofen) Иоганн Якоб (1815—1887) — швейцарский историк права.

С. 62. Портман (Portmann) Адольф (1897—1961) — швейцарский зоолог.

С. 66. Доместикация (от лат. domesticus — «домашний») — приручение диких животных.

Эвентуальный (от лат. eventus — «случай») — возможный при некоторых обстоятельствах.

С. 70. В «Критике практического разума» Кант пишет: «Моральный закон свят (ненарушим). Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе» (Кант И Соч В 6 т Т 4 Ч. I. С. 414).

С. 71. Грозный ("Hrozny) Бедржих (1879—1952) —чешский хеттолог.

С. 79. Эпоха переселения народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе IV—VII вв., главным образом, с периферии Римской империи к ее центру. В результате этого римская культура была практически уничтожена.

С. 80. Эпоха Августа — на время правления Августа приходится расцвет классической латинской литературы, опирающейся на греческие образцы (так называемый «золотой век»— Вергилий, Гораций, Овидий).
Каролингское возрождение — культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX вв. (в основном на территории современных Франции и Германии).

Оттоновское возрождение — культурные и государственные процессы, происходившие во времена правления Отгона I (912—973), Оттона 11 (955—983) и Оттона III (980—1002). Германский король Оттон I попытался возродить Римскую империю и в 962 стал императором так называемой Священной Римской империи германской нации, объединившей значительную часть европейских государств. При его дворе и дворе его последователей Оттона II и Оттона III трудились многие выдающиеся теологи, ученые и философы, изучавшие классическое наследие Римской империи.

Возрождение в узком значении этого слова, или Ренессанс — период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV—XVI вв., в других странах—конец XV—XVI вв.), переход от средневековой культуры к культуре Нового времени на основе возрождения античных традиций.

Ханьская эпоха — время правления китайской императорской династии Хань с 206 до Р. X.— 220 по Р. X. В это время конфуцианство обрело статус официальной идеологии, приобрело некоторые религиозные функции.

Сунская эпоха — время правления китайской императорской династии Сун (960—1279), в которое возникло неоконфуцианство как ответ на идейный вызов распространившихся в Китае даосизма и буддизма.

Гуманистическое движение в Германии 1770—1830 гг. — прусский неогуманизм, культурное движение, связанное с именами ? Вольфа, Лессинга, Гете, Шиллера. В его рамках был сформирован новый тип образования, основанный на глу-

боком изучении античных источников, и провозглашен идеал всесторонне образованной личности. Концом этого периода служит начало июльской революции во Франции.

Возрождение санскрита в XII в.— В XII в. в Индии возникла литература на новоиндийском языке хинди, для которой санскрит и связанная с ним духовная традиция значили так же много, как для западноевропейской средневековой культуры латынь.

С. 81. Кадеш—древний город на реке Оронт (близ современного города
Хомс, Сирия), у которого в конце XIV — начале XIII в. до Р. X. произошла
битва между египетскими войсками Рамзеса ?? и хеттами
Троецарствие (или Саньго) — период в истории Китая (220—265 или 220—280), получивший название по числу царств (Вэй, У и Шу), образовавшихся после распада в 220 империи Хань.

С. 82. Цезарь Гай Юлий (102/100—44 до Р. X.) —римский полководец и
диктатор (в 49, 48—46, 45 и с 44 до Р. X.— пожизненно). С его именем (так же, как и с именем Августа) связывается эпоха военной мощи и успешных завоеваний Рима.

Перикл (ок. 490—429 до Р. X.) — афинский стратег (главнокомандующий) в 444—429 до Р. X., вождь демократической группировки. С его именем (как и с именем Солона) связывается эпоха реформ, время расцвета греческих полисов.

Дионисий Ареопагит, точнее Псевдо-Дионисий Ареопагит — христианский богослов V—VI вв., представитель поздней патристики. Трактаты и послания Псевдо-Дионисия Ареопагита написаны от имени персонажа «Деяний апостолов», члена Ареопага I в., обращенного в христианство проповедью апостола Павла. Автор этих трудов, традиционно приписывавшихся Дионисию Ареопагиту, не установлен.

Большинство исследователей склонны идентифицировать его с Петром Ивером, епископом Маюмы.

С. 83. Сципионы — в Древнем Риме одна из ветвей рода Корнелиев, к которой принадлежали крупные полководцы и государственные деятели. В данном контексте речь идет о Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем (ок. 235 — ок. 183 до Р. X.) и Публии Корнелии Сципионе Эмилиане Африканском Младшем (ок. 185—ок. 129 до Р. X.), которых римская традиция изображает ревностными поклонниками эллинской культуры. Сципион Младший объединял вокруг себя писателей, стремившихся перенести на римскую почву греческую образованность и искусства (т. наз. сципионов кружок). В его окружении развивались и всесторонне обосновывались идеи о необходимости «возделывания» человека, воспитания его души и чувств, образования и привития, ему разносторонних интересов. Все это считалось необходимым для раскрытия подлинной сущности человека. Эти идеи впоследствии вдохновляли мыслителей Нового времени, получивших название гуманистов.

С. 86. Орфики — члены религиозно-философских, мистических сект Древней Греции, учение которых связано с именем героя сказания об аргонавтах Орфея, легендарного певца и музыканта. Орфизм учил, что в человеке злая титаническая природа соединена с божественным дионисийским началом.

Пифагореизм — религиозно-философское учение в Древней Греции VI—IV вв. до Р. X., считавшее своим основателем Пифагора, создавшего в Кротоне религиозную общину, сосредоточенную на проблеме спасения. Он учил о метемпсихозе, очищении посредством познания музыкально-числовой структуры космоса, о дуализме души и тела. Как и в орфических общинах, пифагорейский союз имел несколько степеней посвящения своих членов в «тайные истины».

С. 94. Феллахи — в арабских странах оседлое население, занятое земледелием, крестьяне.

С. 96. ? номинализме позднего средневековья возникли предпосылки со-
временной науки Номинализм — философское учение, согласно которому общее не имеет никакого онтологического содержания. В средневековой философии номинализм был одним из направлений решения проблемы универсалий Он призна

вал, что существуют только единичные предметы, а общие понятия являются порождением человеческого ума. Поздний средневековый номинализм был тесно связан с разработкой проблем языка, провозглашал главной задачей изучение природы. В XX в. номиналистический подход характерен для философии науки позитивизма, разработки философских оснований математики и математической логики.

Наши рекомендации