Устное творчество русского народа
Урок 1
Самое великое чудо на свете
Цели урока: помочь детям вспомнить правила обращения с книгами, развивать интерес к чтению, к истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.
Оборудование: кукла-Незнайка, одевающаяся на руку; бутафорская книга для Незнайки; мешок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока. Актуализация знаний
(Сценку разыгрывает учитель с куклой.)
- Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка. Он хочет
рассказать нам, какие интересные книжки он прочитал летом.
- Здравствуйте ребята! Какие вы все загорелые, отдохнувшие. Я тоже отдыхал в Солнечном городе. За все лето
я прочитал только одну книжку, но о-о-очень интересную!
Где же это она у меня? (берет потрепанную, грязную, с вываливающимися листами книгу.)
- Незнайка, это, наверное, твоего дедушки еще книжка. Ей лет сто!
- Да нет, мне ее подарили в этом году на день рождения!
Да вы не думайте, это не я виноват, это книжка такая!
Эти страницы (плюет на пальцы или обильно слюнявит
и перелистывает) сразу перепачкались и порвались. А потом, я люблю загибать странички там, где остановился
(демонстрирует). Ее как ни возьми (поднимает книгу за
угол обложки, листы выпадают)... Ну вот, сами видите!
(Кидает на пол.)
(Учитель бережно поднимает книгу.)
- Ребята, на мой взгляд, Незнайка не умеет обращаться с книгами! Давайте ему поможем научиться. Какие правила ему надо запомнить?
(Дети учат Незнайку тому, что книгу нельзя бросать, нельзя хватать за обложку, страницы нельзя слюнявить, перелистывают за верхний угол, в книгу вкладывают закладку, страницы не загибают.)
- А как же называется твоя любимая книжка?
- Букварь!
- Тем более, Незнайка, тебе надо учиться беречь учебные книги. Почему, ребята? (Потому, что учебник рассчитан на то, что по нему будут учиться в следующем году другие дети.)
- А что тебе понравилось больше всего в букваре?
- У меня есть любимое стихотворение. Сейчас найду (Начинает слюнявить пальцы) Ой! Забыл! (вытирает руки и аккуратно перелистывает страницы за верхний угол. Находит и читает стихотворение «Как хорошо уметь читать!»)
- Действительно, как хорошо, что вы уже умеете читать. И все же, я думаю, здесь есть еще чему учиться. Ведь читать - это не только складывать буквы в слоги и слова. Нужно еще научиться понимать, чувствовать и представлять себе то, что написано словами. Незнайка, ты уже взрослый, возьми себе учебник для 2 класса и присоединяйся к нам. Будем учиться дальше.
- Давайте откроем учебник и прочитаем, как называется самый первый раздел нашего учебника.
III. Изучение нового материала
1.Хорошо читающие дети читают по цепочке вступительную статью.
2. Рассматривание рисунка нас. 5 и составление рассказа поиллюстрации.
3. Рассматривание иллюстраций на с. 6-7. Беседа о первых письменных источниках, о первых книгах, библиотеках.
Материал для учителя
Летопись - запись важнейших событий из года вгод, из лета влето.
Береста - верхний слой коры, снятый с березы. Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте (до нас дошли более 500 берестяных грамот. Самые древние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.) Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента. Тетрадь - греческое слово, в переводе означает ЧЕТВЕРКА. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа. Такие книги назывались ТЕТРАДЬ. Пергамент - специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.
IV. Физкультминутка*
V. Закрепление изученного
1. Чтение высказываний известных людей о книгах.
- Прочитайте про себя. Подумайте, с каким высказыванием вы согласны. Прочитайте вслух.
2. Подготовка к чтению и выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».
VI. Итог урока
- Что вы узнали сегодня на уроке?
.- Какие правила пользования книгой повторили?
- Прочитайте слова, добавив гласные.
БРСТ,ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть или подобрать загадки и пословицы о чтении, книге.
УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение
стихотворения Р. Сефа «Читателю»
III. Актуализация знаний
- Откройте учебник на странице 13. Прочитайте название
первого раздела учебника.
Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой.
- «Устное народное творчество» - это название раздела учебника, который мы начинаем сегодня изучать. Давайте попробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом
названии.
Устное - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому - отец - сыну, бабушка - внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
Творчество - от слова «творить», создавать.
Народное - это значит, что создал народ, ане кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка.
1) Прочитайте текст на странице 14. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.)
2) Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Найдем ответ на странице 213.
- Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки)
- Существуют разные национальности и народы (французы, немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел содержит русские народные сказки, песни, загадки.
IV. Постановка целей урока
- Мы познакомимся сегодня с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чем могли петь наши предки?
- Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.)
- Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.)
VI. Физкультминутка
VII. Итог урока
- С какими видами народных песен мы сегодня познакомились?
- Когда их пели? Какая песня вам запомнилась?
Домашнее задание
1.Выучить наизусть любую народную песню или потешку, нарисовать к ней иллюстрацию.
Попробовать сочинить колыбельную песенку.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть народные песни.
III. Постановка цели урока
- Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в
боры».)
ы
ы ы р
рр то
б б уб
о о д
дб и в
- Как называется такое предложение?
- Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
(текст на слайдах)
- Догадались что это такое? Ну конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.
Чтение скороговорок с разной интонацией, сускорением.
V. Физкультминутка
VIII. Итог урока
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что такое пословица?
- Что такое поговорка?
- Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (По теме.)
Домашнее задание
1. Ответить на вопросы на с. 25.
2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.
Подготовиться загадывать загадки своим товарищам, придумать небылицу, подобрать скороговорки и потешки, считалки и колыбельные еще незнакомые нам.
Урок 1
Самое великое чудо на свете
Цели урока: помочь детям вспомнить правила обращения с книгами, развивать интерес к чтению, к истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.
Оборудование: кукла-Незнайка, одевающаяся на руку; бутафорская книга для Незнайки; мешок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока. Актуализация знаний
(Сценку разыгрывает учитель с куклой.)
- Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка. Он хочет
рассказать нам, какие интересные книжки он прочитал летом.
- Здравствуйте ребята! Какие вы все загорелые, отдохнувшие. Я тоже отдыхал в Солнечном городе. За все лето
я прочитал только одну книжку, но о-о-очень интересную!
Где же это она у меня? (берет потрепанную, грязную, с вываливающимися листами книгу.)
- Незнайка, это, наверное, твоего дедушки еще книжка. Ей лет сто!
- Да нет, мне ее подарили в этом году на день рождения!
Да вы не думайте, это не я виноват, это книжка такая!
Эти страницы (плюет на пальцы или обильно слюнявит
и перелистывает) сразу перепачкались и порвались. А потом, я люблю загибать странички там, где остановился
(демонстрирует). Ее как ни возьми (поднимает книгу за
угол обложки, листы выпадают)... Ну вот, сами видите!
(Кидает на пол.)
(Учитель бережно поднимает книгу.)
- Ребята, на мой взгляд, Незнайка не умеет обращаться с книгами! Давайте ему поможем научиться. Какие правила ему надо запомнить?
(Дети учат Незнайку тому, что книгу нельзя бросать, нельзя хватать за обложку, страницы нельзя слюнявить, перелистывают за верхний угол, в книгу вкладывают закладку, страницы не загибают.)
- А как же называется твоя любимая книжка?
- Букварь!
- Тем более, Незнайка, тебе надо учиться беречь учебные книги. Почему, ребята? (Потому, что учебник рассчитан на то, что по нему будут учиться в следующем году другие дети.)
- А что тебе понравилось больше всего в букваре?
- У меня есть любимое стихотворение. Сейчас найду (Начинает слюнявить пальцы) Ой! Забыл! (вытирает руки и аккуратно перелистывает страницы за верхний угол. Находит и читает стихотворение «Как хорошо уметь читать!»)
- Действительно, как хорошо, что вы уже умеете читать. И все же, я думаю, здесь есть еще чему учиться. Ведь читать - это не только складывать буквы в слоги и слова. Нужно еще научиться понимать, чувствовать и представлять себе то, что написано словами. Незнайка, ты уже взрослый, возьми себе учебник для 2 класса и присоединяйся к нам. Будем учиться дальше.
- Давайте откроем учебник и прочитаем, как называется самый первый раздел нашего учебника.
III. Изучение нового материала
1.Хорошо читающие дети читают по цепочке вступительную статью.
2. Рассматривание рисунка нас. 5 и составление рассказа поиллюстрации.
3. Рассматривание иллюстраций на с. 6-7. Беседа о первых письменных источниках, о первых книгах, библиотеках.
Материал для учителя
Летопись - запись важнейших событий из года вгод, из лета влето.
Береста - верхний слой коры, снятый с березы. Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте (до нас дошли более 500 берестяных грамот. Самые древние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.) Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента. Тетрадь - греческое слово, в переводе означает ЧЕТВЕРКА. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа. Такие книги назывались ТЕТРАДЬ. Пергамент - специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.
IV. Физкультминутка*
V. Закрепление изученного
1. Чтение высказываний известных людей о книгах.
- Прочитайте про себя. Подумайте, с каким высказыванием вы согласны. Прочитайте вслух.
2. Подготовка к чтению и выразительное чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».
VI. Итог урока
- Что вы узнали сегодня на уроке?
.- Какие правила пользования книгой повторили?
- Прочитайте слова, добавив гласные.
БРСТ,ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение наизусть или подобрать загадки и пословицы о чтении, книге.
УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА