IV. Закрепление пройденного материала.
1. Орфографическая пятиминутка.
В вечерней тишине, в летнюю ночь, радостное чувство, засмотрелся на медвежат, лёгкая дорога, чуткий товарищ, холмистая местность, широкий подъезд, машина из Астрахани, вьёт гнездо.
– Подчеркните глаголы, определите их время.
2. На доске записаны глаголы: идёт, бегут, гуляет, шумит, смеётся, плачет.
– С данными глаголами составьте предложения так, чтобы в первом предложении глагол обозначал действие живого предмета, во втором – действие неживого предмета.
3. На доске записаны слова: дедушка, переезд, морской, дворик, стрелок, осиновая, подберёзовик, приходил, веселит.
– Разберите слова по составу.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Написать по памяти словарные слова с безударной гласной о (10 слов).
ПОВТОРЕНИЕ
Урок 163. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цели: уточнить знания о слове и о предложении, обобщить знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умение правильно употреблять предложения в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают цепочки слов из словаря с безударной гласной о.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: м..рщины, ел..ник, тр..вяной, разв..лил, об..жал.
– Сгруппируйте данные слова по частям речи. (Данные слова можно объединить в три группы: существительные, прилагательные, глаголы. Слова морщины и ельник – существительные, так как они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. Слово травяной – прилагательное, так как оно отвечает на вопроскакой? и обозначает признак предмета. Слова развалил и обижал – глаголы, они отвечают на вопросы что сделал? и что делал? и обозначают действие предмета.)
– Найдите среди написанных лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – ельник, оно двусложное, а остальные слова – трехсложные. В этом слове орфограмма – ь. В остальных словах орфограмма – безударная гласная в корне. 2) Лишнее слово – развалил. В нем есть приставка, а в остальных словах ее нет.)
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне имени существительного женского рода множественного числа и обозначает в нем непарный, глухой, всегда мягкий звук. Какая это буква? В каком слове она написана? (Мы будем писать букву щ, она находится в корне существительного женского рода множественного числа морщины и обозначает в нем непарный, глухой и всегда мягкий звук [щ’].)
– Согласную щ мы напишем вместе с буквами, которые в корнях глаголов являются проверяемыми безударными гласными. Какие это буквы? (Это буквы а, и. Они являются безударными гласными в глаголах развалил – развбл, обижбл – объда.)
Щщаи Щщиа Щщаи …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Сопоставление понятий «слово» и «предложение».
Работа над упражнением 612.
V. Деление текста на предложения. (упр. 613.)
VI. Обобщение знаний о видах предложений.
1. На доске запись:
Какой ужас
А как же я
Я совершенно не умею собирать себе на зиму запасы. (По В. Бианки.)
– Спишите, расставляя знаки препинания.
– Какие это предложения по цели высказывания? По интонации?
2. На доске записан текст:
Слышишь, какая переклич..ка выс..ко в небе к..кое ликование. Это жур..вли л..тят здра..ствуйте, жур..вли д..л..ко ли путь держите. (По К. Меркульевой.)
– Спишите, расставляя знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы.
VII. Итог урока.
– Что такое слово? Из чего оно состоит?
– Что такое предложение? Из чего оно состоит?
– Какие бывают члены предложения?
– Какие бывают предложения по цели высказывания?
– Какие бывают предложения по интонации?
Домашнее задание. Придумайте небольшой рассказ, используя предложения, различные по цели высказывания.
Урок 164. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ТЕКСТЕ
Цели: уточнить представления учащихся об особенностях текста; развивать умение передавать содержание повествовательного текста на основе понимания его главной мысли и структуры (три части).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают рассказы, в которых использовали различные по цели высказывания предложения.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: ..л м н о ..
– Какие буквы мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать буквы к, п. Буква к начинает эту цепочку по алфавиту, а буква п – заканчивает.)
– Найдите общее у этих букв. (Эти буквы обозначают парные глухие согласные звуки.)
Кк Пп Ккк Ппп Кккк …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.