Урок 156. употребление глаголов
ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
С ПРИСТАВКАМИ
Цели: формировать умение правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени; развивать умение употреблять в речи глаголы с приставками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите глаголы женского рода. Какое окончание они имеют?
– Назовите глаголы мужского рода. Какое окончание у глаголов мужского рода?
– Как изменяются глаголы прошедшего времени?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны пословицы с ошибками:
Яйца куницу не учат.
Терпенье и пруд все перетрут.
Нашла коза на камень.
Крутится как булка в колесе.
– Цепочка букв, которую мы будем писать сегодня, состоит из букв, которые помогут исправить ошибки в данных пословицах. Найдите ошибки в пословицах и назовите буквы, которые войдут в цепочку. (В первой пословице ошибка в слове куницу, нужно написать вместо буквы н букву р. Во второй пословице ошибка в слове пруд, вместо буквы п нужно поставить букву т. В третьей пословице ошибка в слове коза, букву з нужно заменить буквой с. В последней пословице нужно заменить букву у на букву е в слове булка. На минутке чистописания мы будем писать буквы р, т, с, е.)
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
Ртсе Тсер Серт …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны буквы: а и е б л о б т к и.
– Какое слово рассыпалось? (Библиотека.)
– Что такое библиотека? (1) Помещение для хранения книг: книгохранилище. 2) Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования: школьная библиотека. 3) Название серии книг определенной тематики: библиотека растений.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите, определите СУО.
библиотйка
– Подберите и запишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Эту работу дети выполняют под руководством учителя.
Библиотека, библиотечка, библиотекарь, библиотекарша, библиотечный, библиотекарский.
Запись предложения под диктовку:
На другой день я записался в библиотеку и взял две книги.
– Подчеркните глаголы. Определите их время и род.
V. Упражнения в употреблении глаголов прошедшего времени.
1. Работа над упражнением 587 (употребление глаголов с приставками).
2. Диктант с предварительной подготовкой. (упр. 584.)
– Какое окончание у глаголов прошедшего времени в женском роде? На какие вопросы они отвечают? (Что делала? что сделала?)
– Какое окончание имеют глаголы прошедшего времени в среднем роде? На какие вопросы они отвечают? (Что делало? что сделало?)
– Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени мужского рода?
VI. Игра «Кто больше знает слов?». (упр. 586.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как определить род глаголов прошедшего времени? (По вопросу и окончанию.)
Домашнее задание. Упражнение 588.
Урок 157. УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ
ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Цель: познакомить учащихся с ролью частицы неи ее раздельным написанием с глаголами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте пословицы. Почему так говорят?
– Объясните правописание подчеркнутых букв.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: п..льто, с..поги, пл..ток, к..ртина.
– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные, обозначают неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что? Во всех словах пропущена орфограмма – буква а, не проверяемая ударением. Это словарные слова.)
– Какое слово лишнее? (1. Лишнее слово – сапоги, оно в форме множественного числа. Все остальные существительные употреблены в единственном числе. В этом слове две орфограммы – буквы а, о. 2. Лишнее слово – картина, это предмет, который не относится к тому, что надевает на себя человек.)
– В цепочке на минутке чистописания мы соединим все орфограммы данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы а, ь, о.) Запишите их.
Аьо Оьа Аьо Оьа …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.