IV. Ознакомление с временем глагола.

1. На доске написаны предложения:

Весной солнце светит и греет.

Зимой оно мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и будет сильно греть.

– Прочитайте предложения. Назовите в них глаголы. (Глаголы: светит, греет, светило, грело, будет светить, будет греть.)

– Докажите, что это глаголы. (Они отвечают на вопрос что делает? что делало? что будет делать? и обозначают действие предмета.)

– Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в настоящее время. (Глаголы светит, греет обозначают действие, которое происходит в настоящее время.)

– На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени? (В настоящем времени глаголы отвечают на вопрос что делает?)

– Кроме вопроса что делает? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делаем? чтоделаете? что делают?

Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов в настоящем времени.

– Прочитайте в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие в прошедшем времени. (Глаголы светило, грело обозначают действие в прошедшем времени.)

– На какой вопрос отвечают глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос что делало?)

– Кроме вопроса что делало? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Учитель открывает вопросы глаголов прошедшего времени.

– Прочитайте в одном из предложений глаголы, обозначающие действия, которые будут происходить, то есть действия будущего времени. (Глаголы будет светить, будет греть обозначают действия будущего времени.)

– На какой вопрос отвечают глаголы в будущем времени? (В будущем времени глаголы отвечают на вопрос что будет делать?)

– Глаголы будущего времени отвечают и на вопросы что сделает? что сделают? что будут делать?

Учитель открывает на таблице-схеме вопросы глаголов будущего времени.

– Обоснуйте наши рассуждения по плану, глядя на таблицу-схему:

IV. Ознакомление с временем глагола. - student2.ru

2. Чтение правила на с. 208.

– Назовите грамматические признаки глагола. (Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и во множественном числе. Глаголы изменяются по временам. Они могут быть в настоящем, прошедшем и будущем времени.)

IV. Ознакомление с временем глагола. - student2.ru

V. Составление и запись предложений с комментированием.

– Составьте и запишите предложение о том, что происходит в природе в настоящее время. (Травка зеленеет. Черёмуха цветет. Солнце ярко светит. По небу бегут белые облака. ...)

– Напишите предложение о том, что уже произошло. (Снег растаял. Прилетели птицы. Кончились морозы.)

– Составьте предложение о том, что произойдет в будущем. (Скоро зацветут яблони. Дачники будут сажать овощи. …)

VI. Выборочное списывание и письмо по памяти. (упр. 558.)

VII. Деление слов на группы.

На доске записаны слова: синеет, выльет, съела, улетает, побежал, пришьёт, поджарила, будет пить, выезжают, посчитали, сольют, пищит, забежала, совьёт, побьёт, обнёс, переживает, запьёт.

– Сгруппируйте слова в соответствии с темой урока.

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как изменяются глаголы?

– Как узнать число глаголов?

– Как узнать время глаголов?

Домашнее задание. Упражнение 560.

Урок 152. УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ

Цель: формировать умение отличать одну временную форму от другой по вопросу (по суффиксу -л в прошедшем времени).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Объясните правописание выделенных букв.

– Какие глаголы стоят в настоящем времени? Как вы определили?

– Назовите грамматические признаки глаголов.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

IV. Ознакомление с временем глагола. - student2.ru

– Буква, которую мы будем писать, должна стоять на месте вопросительного знака. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Шьёт портной, поэтому стоит буква п. Лечит врач, отсюда буква в. Продает продавец, поэтому стоит буква п. Рисует художник, значит, вместо вопросительного знака нужно поставить букву х. Ее мы будем писать на минутке чистописания.)

– Букву х мы будем писать в цепочке вместе с буквами, которые являются орфограммами в глаголе с приставкой. Какие это буквы, в каком слове они находятся? (Это буквы о, а в глаголе продаёт.)

хоха хахо хоха …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

Наши рекомендации