VI. Упражнение в распознавании числа глаголов.
1. Работа над упражнением 547.
2. На доске запись:
бледнеет – ? отнимает – ?
ложатся – ? помогает – ?
мирятся – ? плачет – ?
одевают – ? поднимает – ?
– Подберите к данным глаголам слова, противоположные по значению. Определите их число. Составленные пары запишите, подчеркните орфограммы.
Образец: бледнеет – краснеет (ед. ч.).
3. Составление предложений по схемам. (упр. 549.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как изменяются глаголы?
– Назовите вопросы глаголов в единственном и множественном числе.
Домашнее задание. Упражнение 550.
Урок 148. УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛА ГЛАГОЛА
И В ИЗМЕНЕНИИ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ
Цели: развивать умение изменять глагол по числам; согласовывать имя существительное и глагол в числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как изменился текст, когда вы поставили выделенные существительные во множественном числе? Прочитайте.
– Как изменились глаголы и прилагательные, с которыми связаны имена существительные?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
Щёголь-щегол на берёзе щебечет.
Щурится, греясь на солнышке, кречет.
Щурка летает в гуще ветвей.
Щёлкает в роще певец-соловей.
Щиплет телёнок траву у реки…
Щедрые, добрые нынче деньки!
В. Лунин
– Прочитайте стихотворение. Кто такой щеголь? (Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек.)
– Кто догадался, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать букву щ, с нее начинается первое слово на каждой строке.)
– Наши цепочки будут состоять из прописной буквы щ и первых слогов глаголов, которые встречаются в стихотворении. Назовите эти слоги. (Щебечет – ще, щурится – щу, щёлкает – щёл, щиплет – щип.)
Щще щщу Щщёл Щщип Щще …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
IV. Упражнение в определении числа глаголов.
1. Работа над упражнением 551.
Дети записывают только те предложения, где есть глаголы, определяют число глаголов.
2. Чтение учителем загадок.
Учащиеся отгадывают загадки, находят в тексте глаголы, записывают их и определяют число. (Лучше всего использовать комментированное письмо.)
Желанный гость Она на белых камушках сидит.
С далёкого края Не подходите близко – закричит.
Под окном живет. (Наседка.)
(Ласточка.)
Коридоры всюду роют, Длинное ухо, комочек пуха,
А потом построят дом Прыгает ловко, грызет морковку.
И живут спокойно в нем. (Кролик.)
(Кроты.)
3. На доске записаны цепочки слов:
испаряет, опадает, заостряет, смотрят;
наполняет, горюют, утопают, накопают.
– Напишите цепочки, исключив из них лишние слова. Подчеркните орфограммы. Определите число глаголов.
4. На доске записаны предложения:
Жур..вли кружатся (над) рекой.
Ветер нырнул (в) п..хучую тр..ву.
Ежевика п..к..залась (из) ж..рной зел..ни.
Звёзды приветливо смотрят (на) землю.
– Прочитайте. Сгруппируйте предложения в зависимости от числа глаголов. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как узнать, в каком числе стоит глагол?
Домашнее задание. Упражнение 554.
Урок 149. ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Цель: развивать умение учащихся передавать содержание рассказа по коллективно составленному плану.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над изложением.
1. Знакомство с содержанием рассказа. (упр. 555.)
– Что показалось в рассказе наиболее интересным?
2. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.
– Найдите в тексте три части и озаглавьте их.
Возможный вариант плана: 1) Подарок. 2) В школе служебных собак. 3) Первое задание.
– Какое предложение является в тексте заключительным?
3. Беседа по вопросам:
– Как у Коли появился щенок?
– Почему мальчик расстался с собакой?
– Какое первое задание получил Джульбарс?
4. Пересказ текста по частям. Словарная работа.
5. Орфографическая подготовка.
Учитель уточняет написание некоторых слов, которые стоят в косвенных падежах: подарили маленького щенка, любил своего Джульбарса, покрылось толстой коркой. На доску выносятся слова: Джульбарс, заминировали.
6. Повторное чтение.
7. Самостоятельная запись текста.
8. Проверка по учебнику.
Домашнее задание. Упражнение 556.
Урок 150. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, допущенными
в ИЗЛОЖЕНИи. СОЧИНЕНИЕ ПО НАБЛЮДЕНИЯМ
Цели: развивать умение учащихся исправлять ошибки; учить редактировать текст и составлять рассказ по своим наблюдениям.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите глаголы-антонимы. Объясните смысл пословиц.
III. Сообщение об общих результатах письменной работы.