IV. Составление предложений по схемам.
На доске даны схемы предложений:
– Можно ли, еще не составляя предложение, сказать, какие части речи будут в них?
– В каком роде и числе нужно употреблять имена прилагательные?
Дети под руководством учителя записывают предложения, составленные по схемам.
V. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.
1. Беседа с учащимися.
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
На доске записаны словосочетания:
мягк.. зима дорог.. подарок
мягк.. человек дорог.. вещь
мягк.. одеяло дорог.. стекло
– Допишите окончания прилагательных. Подчеркните орфограммы.
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания прилагательных? (1) Найти существительное, с которым связано прилагательное. 2) Определить род имени существительного. 3) Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.)
– Как вы понимаете выражение «мягкий человек»?
2. Работа над упражнениями 494–495.
3. Работа над пословицами.
На доске записаны пословицы:
Умн.. книга что тёпл.. дождь для всходов.
Дождлив.. лето хуже осени.
Утренн.. роса – добр.. слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
– Выпишите из пословиц словосочетания с прилагательными, обозначьте род.
VI. Игра «Кто самый точный?».
Класс делится на группы. Учитель показывает предмет. Каждая группа старается как можно точнее описать предмет. Побеждает та группа, которая назовет больше имен прилагательных и наиболее точно их употребит.
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие родовые окончания имеют прилагательные?
Домашнее задание. Упражнение 503; повторить словарные слова по теме «Растения и животные».
Урок 137. ИЗМЕНЕНИе ИМёН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ПО ЧИСЛАМ
Цели: развивать умение определять число имен прилагательных; формировать умение составлять словосочетания из имен прилагательных и существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте. Какого они рода?
– Написание каких букв требует проверки?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: г..рох, м..лина, п..тух, с..бака, ..сина.
– Прочитайте записанные на доске слова. Дайте им характеристику. (Это имена существительные. Существительные горох, малина, осина – неодушевленные, отвечают на вопрос что? Существительные петух, собака – одушевленные, отвечают на вопрос кто? Существительные малина, собака, осина – женского рода, а существительные горох, петух – мужского рода. Все они находятся в единственном числе. Это слова из словаря. Слова горох, петух – двусложные, слова; малина, собака, осина – трехсложные. У всех слов ударение на втором слоге.)
– Определите СУО данных слов. Схемы запишите в тетради.
– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти следующие буквы:
1) буква, которая обозначает парный твердый звук в слове горох;
2) безударная гласная в слове петух;
3) буква, обозначающая непарный мягкий звук в слове малина;
4) буква, которая является орфограммой в двух последних словах: собака, осина.
– Какую цепочку вы составили? (Цепочку гело.)
– Напишите ее до конца строки, меняя положение второй и третьей букв в каждой цепочке.
гело глео гело глео …