IV. Упражнение в правописании приставок и предлогов.
1. На доске записаны цепочки слов:
по линейке, по квартире, побежал;
зашел, задел, за садом;
до вечера, до зимы, дочитал;
на земле, на совести, написал.
– Исключите лишнее слово в каждой цепочке.
– Перед какими словами не стоят предлоги? (Предлоги не стоят перед словами, обозначающими действие предмета.)
2. Чтение правила, с. 148.
3. На доске записано стихотворение:
(За)ревел медве..ь (со)сна,
И в густом л..су,
Вздрогнув, стукнула с..сна
Ш..шкою л..су.
Я. Козловский
– Спишите, вставив пропущенные буквы, раскройте скобки.
4. Самостоятельная работа над упражнением 346.
V. Письмо по памяти.(упр. 347.)
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Перед какими словами никогда не стоит предлог?
Домашнее задание. Упражнение 348, правило, с. 148.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК
Урок 97. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК
Цель: познакомить учащихся с правилом употребления твердого знака.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите слова с приставками, которые вы выписали.
– Как найти в слове приставку?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: дочка, подъезд, мороз, щипцы, молния.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она не обозначает звука. Какая это буква? В каком слове она находится? (Это твердый знак. Он не обозначает звука, находится в слове подъезд.)
– Твердый знак мы напишем вместе с буквами, которые обозначают твердые согласные звуки в слове, где букв меньше, чем звуков. Какое это слово? Какие это буквы? (Это слово – молния: в нем 6 букв и 7 звуков. Буквы м, л в этом слове обозначают твердые согласные звуки.)
ъмл млъ лъм …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Изучение нового материала.
1. На доске в два столбика записаны слова:
выезд подъезд
переезд объезд
проезд отъезд
– Прочитайте слова, разберите их по составу.
– Сравните данные слова, найдите в них общее. (Все слова – имена существительные, отвечают на вопрос «что?». Это однокоренные слова. У них корень Все слова имеют одинаковый состав: приставку, корень, нулевое окончание.)
– Чем отличаются эти слова? (В данных словах разные приставки. Приставки в словах первого столбика оканчиваются на гласную букву, а в словах второго столбика – на согласную.)
– После каких приставок пишется ъ? (Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву.)
Учитель открывает запись на доске:
отъехал, объявления, съежился, предъюбилейный.
– Обратите внимание: твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и только перед определенными буквами.
– Прочитайте записанные слова и скажите, перед какими буквами пишется ъ? (Твердый знак пишется перед буквами е, ё, ю, я.)
– Какие буквы он разделяет? (Он разделяет согласные и гласные буквы.)
– Сформулируйте правило о написании разделительного ъ, пользуясь схемой:
2. Чтение правила, с. 132.