Урок 88.слова с непроизносимыми
СОГЛАСНЫМИ
Цель: углубить знания детей о непроизносимых согласных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какое словарное слово вам встретилось в домашнем задании? (Словарное слово лестница. Орфограмма – буква т.)
– Какое слово является отгадкой? (Эскалатор.)
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: о т е р м.
– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает глухой парный согласный звук, и букву, которая указывает на твердость согласных звуков, если стоит после них. Какие это буквы? (Это буквы т, о.)
Тто Оот Тто Оот …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы т соединяются в цепочке с буквой о. И наоборот: прописная и строчная буквы о соединяются в цепочке с буквой т.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово можно собрать из данных букв? (Метро.)
– Что означает это слово? (Это городская электрическая дорога, обычно подземная.)
– Это слово заимствовано из французского языка. Французские инженеры назвали французскую подземную дорогу – метрополитен – «столичная». Парижане сократили это длинное слово до короткого – метро.
– Где это бывает: человек стоит, а лестница шагает? (Это бывает в метро.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.
метро
На доске записано предложение:
Р..бята на м..тро проехали через весь гор..д.
– Прочитайте предложение, спишите, вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения.
Взаимопроверка выполненной работы.
V. Наблюдение над написанием слов с нередким ошибочным написанием лишней буквы.
На доске записаны слова:
доблесть – … опасен – …
честь – … чудесен – …
радость – … ужасен – …
место – … интересен – …
– К каждому слову подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос «какой?».
Учащиеся записывают слова, проговаривая. Затем проводится сравнение однокоренных слов. Учитель обращает внимание на то, что при записи слова нужно сравнивать его с однокоренными и не вставлять лишних букв: чудесен, чудеса, чудо, значит, чудесный, но, например, честь – честный.
VI. Работа над текстом «Начало апреля». (упр. 309.)
VII. Письмо по памяти. (упр. 310.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Какие словарные слова связаны со словом метро? (Лестница, эскалатор.)
Домашнее задание. Упражнение 311.
Урок 89.ОБОБЩЕНИЕ ПРАВИЛ
О НАПИСАНИИ КОРНЯ
Цели: развивать навык правописания корня на основе сопоставления трех правил; формировать умение сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте существительные, которые вы подобрали. Назовите непроизносимые согласные. Обоснуйте свой ответ.
– Прочитайте прилагательные, которые вы подобрали. Назовите орфограммы. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: праз..ник, грус..ный, поз..но, сер..це.
– Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – грустный, орфограмма – буква т. В остальных словах орфограмма – буква д. 2) Лишнее слово – праздник. Это словарное слово. Правописание буквы д нужно запомнить. Во всех остальных словах написание непроизносимых согласных можно проверить: грустный – грусть, поздно – опоздал, сердце – сердечный.)
– На минутке чистописания мы будем писать цепочку, которая состоит из четырех букв. Первые две буквы – орфограммы данных слов. Какие это буквы? (Буквы д, т.)
– Вторая пара букв – буквы, которые обозначают мягкие звуки в лишних словах. Какие это буквы? (Праздник – н, грустный – й.)
Дтнй Йдтн Нйдт …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Последняя буква в цепочках становится на место первой. Все первые буквы в цепочках прописные.)