Урок 88.слова с непроизносимыми

СОГЛАСНЫМИ

Цель: углубить знания детей о непроизносимых согласных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какое словарное слово вам встретилось в домашнем задании? (Словарное слово лестница. Орфограмма – буква т.)

– Какое слово является отгадкой? (Эскалатор.)

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: о т е р м.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает глухой парный согласный звук, и букву, которая указывает на твердость согласных звуков, если стоит после них. Какие это буквы? (Это буквы т, о.)

Тто Оот Тто Оот …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы т соединяются в цепочке с буквой о. И наоборот: прописная и строчная буквы о соединяются в цепочке с буквой т.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Какое слово можно собрать из данных букв? (Метро.)

– Что означает это слово? (Это городская электрическая дорога, обычно подземная.)

– Это слово заимствовано из французского языка. Французские инженеры назвали французскую подземную дорогу – метрополитен – «столичная». Парижане сократили это длинное слово до короткого – метро.

– Где это бывает: человек стоит, а лестница шагает? (Это бывает в метро.)

– Найдите это слово в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.

метро урок 88.слова с непроизносимыми - student2.ru

На доске записано предложение:

Р..бята на м..тро проехали через весь гор..д.

– Прочитайте предложение, спишите, вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения.

Взаимопроверка выполненной работы.

урок 88.слова с непроизносимыми - student2.ru

V. Наблюдение над написанием слов с нередким ошибочным написанием лишней буквы.

На доске записаны слова:

доблесть – … опасен – …

честь – … чудесен – …

радость – … ужасен – …

место – … интересен – …

– К каждому слову подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос «какой?».

Учащиеся записывают слова, проговаривая. Затем проводится сравнение однокоренных слов. Учитель обращает внимание на то, что при записи слова нужно сравнивать его с однокоренными и не вставлять лишних букв: чудесен, чудеса, чудо, значит, чудесный, но, например, честь – честный.

VI. Работа над текстом «Начало апреля». (упр. 309.)

VII. Письмо по памяти. (упр. 310.)

VIII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Какие словарные слова связаны со словом метро? (Лестница, эскалатор.)

Домашнее задание. Упражнение 311.

Урок 89.ОБОБЩЕНИЕ ПРАВИЛ

О НАПИСАНИИ КОРНЯ

Цели: развивать навык правописания корня на основе сопоставления трех правил; формировать умение сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте существительные, которые вы подобрали. Назовите непроизносимые согласные. Обоснуйте свой ответ.

– Прочитайте прилагательные, которые вы подобрали. Назовите орфограммы. Обоснуйте свой ответ.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: праз..ник, грус..ный, поз..но, сер..це.

– Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – грустный, орфограмма – буква т. В остальных словах орфограмма – буква д. 2) Лишнее слово – праздник. Это словарное слово. Правописание буквы д нужно запомнить. Во всех остальных словах написание непроизносимых согласных можно проверить: грустный – грусть, поздно – опоздал, сердце – сердечный.)

– На минутке чистописания мы будем писать цепочку, которая состоит из четырех букв. Первые две буквы – орфограммы данных слов. Какие это буквы? (Буквы д, т.)

– Вторая пара букв – буквы, которые обозначают мягкие звуки в лишних словах. Какие это буквы? (Праздник – н, грустный – й.)

Дтнй Йдтн Нйдт …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Последняя буква в цепочках становится на место первой. Все первые буквы в цепочках прописные.)

Наши рекомендации