IV. Запись под диктовку с комментированием.
Солнце спряталось за частый ельник. В солнечный день у января светлое, доброе лицо. Растёт ёлочка на радость людям. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
– Найдите однокоренные слова, выделите корень.
– Какое из этих однокоренных слов нужно проверять? Почему? Подчеркните согласную букву, которая обозначает непроизносимый звук.
– Какое слово является проверочным? Почему?
Предложения рассматриваются парами.
V. Восстановление деформированных предложений.(упр. 218.)
VI. Работа со словами-синонимами.
На доске записаны столбики слов:
унылый ярос..ный
огромный радос..ный
печальный наез..ник
знаменитый мес..ный
здешний извес..ный
всадник горес..ный
весёлый гиган..ский
гневный грус..ный
– К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Запишите их парами. Вставьте, где необходимо, непроизносимую согласную.
– В словах правого столбика найдите лишнее. (Лишнее слово – наездник, в нем непроизносимый согласный д. В остальных словах орфограмма – буква т.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 300.
Урок 87. СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ
СОГЛАСНЫМИ
Цель: совершенствовать умение проверять слова с непроизносимыми согласными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие слова с непроизносимыми согласными вы подобрали?
– Прочитайте предложения, которые вы составили с одним из этих слов.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: язык, пенал, город, малина.
– Чем похожи эти слова? (Это существительные в единственном числе. Во всех словах орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне.)
– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово – малина, в этом слове есть окончание . Остальные слова с нулевым окончанием. Это существительное женского рода, остальные – мужского рода. В этом слове три слога, а в остальных – два.)
– Составьте цепочку из согласных букв лишнего слова.
млн…
– Что заметили? (Эти буквы обозначают звонкие непарные согласные звуки.)
– Какие буквы нужно добавить в эту цепочку? (Буквы р, й.)
– Добавьте эти буквы. Напишите цепочки из пяти букв до конца строчки. Буквы в цепочках можно менять местами.
млнрй лнрйм нрймл …
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Как вы приветствуете друг друга? (Здравствуй! Привет! Доброе утро!..)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом здравствуй.
Учитель выставляет на наборное полотно карточку с этим словом.
– Слово здравствуйте очень старое, оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда это слово говорим, желаем людям быть здоровыми.
– Запишите это слово, подчеркните орфограмму. Устно придумайте предложения с ним.
V. Письмо по памяти. (упр. 303.)
VI. Выборочный диктант.
Тучи надолго закрывают солнце. Окрестность окутана туманом. Стоят ненастные осенние дни. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья.
Учащиеся в каждом предложении находят слова с непроизносимой согласной в корне, записывают их и подчеркивают орфограммы.
VII. Запись текста под диктовку с предварительной подготовкой.(упр. 302.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 303.