IV. Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
На доске записаны слова: снегирь, сорока, синица, ворона, воробей.
– Чем похожи эти слова? (Это одушевленные имена существительные единственного числа. Эти слова обозначают названия птиц.)
– Чем отличаются? (В словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением, и есть безударные гласные, не проверяемые ударением.)
– Выпишите эти слова в две группы, используя это отличие. Подчеркните безударные гласные в корне.
сорока синица
ворона снегирь
воробей
– Что интересного заметили в написании слов первой группы? (Во всех словах сочетание -оро-.)
– Как проверить написание безударных гласных в словах второй группы? (Синица – съний, снегирь – снег.)
Коллективное составление 2–3 предложений о птицах и запись их в тетради. Одно из предложений дети разбирают по членам предложения и выписывают словосочетания.
– Сейчас проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгнете на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением, вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.
Учитель называет слова: свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятёрка, заяц, сапоги, ребята, поляна, звериный, тропинка, горох, земляника.
– Сколько словарных слов я назвала?
V. Упражнение в подборе проверочных слов.
1. Работа над упражнениями 237, 239.
Учитель обращает внимание на особенности проверочных слов: 1) проверочное слово является однокоренным; 2) гласный звук в корне проверочного слова ударный.
2. На доске записаны предложения:
Мы н..чевали у л..сника. Он уг..стил нас гр..бами и пров..дил к с..новалу. Под крышей сарая л..пилось гн..здо. Пять прожорливых пт..нцов пр..сили еды.
– Прочитайте предложения.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.
VI. Итог урока.
– Как проверить безударную гласную в корне? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Упражнение 241.
Урок 69. Слова с безударными
гласными в корне
Цель: развивать умения находить безударные гласные, требующие проверки, и правильно их проверять.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие буквы нужно проверять? Почему?
– Назовите проверочные слова.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: зима, лесной, бежит, дорога.
– Цепочка букв, которые мы будем писать на минутке чистописания, состоит: 1) из буквы, которая обозначает мягкий согласный звук в имени существительном; 2) суффикса прилагательного, 3) окончания глагола.
– Какие буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдет буква з, она обозначает мягкий согласный звук в слове зима, буква н, она является суффиксом прилагательного лесной, и соединение букв -ит, которое является окончанием глагола бежит.)
знит тзни итзн …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой последующей цепочке последняя буква становится на место первой.)
– Какое слово лишнее среди данных слов? (Лишнее слово – дорога, безударную гласную о в этом слове нужно запомнить, во всех остальных словах безударную гласную в корне можно проверить: зимб – зъмний, леснуй – лес, бежът – бег.)
IV. Письмо по памяти с предварительной орфографической подготовкой.
На доске записаны стихи:
Зима сп..шит, хл..почет:
Укутала в сн..га
Все кочки и п..нёчки,
Скамейки и ст..га.
О. Высотская
Учащиеся показывают буквы, которые нужно вставить в слова, и обосновывают свой ответ. Затем текст закрывается, и дети пишут его по памяти.
– А теперь проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если в слове безударная гласная буква и в корне, вы подпрыгиваете на месте. Если в корне слова безударная гласная е, вы делаете наклон в правую сторону.
Учитель называет слова: цветы, ветвистый, скрипит, деловой, пищит, звериный, зернистый, лиса, беда, следы, зима, лицо, стрела, хлеба, число, гнездо.
V. Выборочное списывание.
1. Работа над текстом упражнения 242.
2. На доске записаны предложения:
Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Качает ветвями косматая седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
– Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне, проверяемую ударением. Безударные гласные, требующие проверки, подчеркните.
VI. Подбор однокоренных слов. (Упр. 243.)
VII. Игра «Узнай слово». (Упр. 244.)
VIII. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Почему безударные гласные в корне нужно проверять?
Домашнее задание. Упражнение 245.
Урок 70. Правописание слов с проверяемыми
безударными гласными в корне
Цель: формировать умение находить безударные гласные в корне и проверять их.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие три слова с безударными гласными в корне вы подобрали?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: а, л, и, ц, у.
– На какие две группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)
– Запишите группу гласных, соединив буквы в цепочку.
аиу…
– Какая буква здесь лишняя? (1) Лишняя буква – и. Она обозначает мягкость согласных звуков. Буквы а, у обозначают твердость согласных звуков. 2) Лишняя буква – у. Она не относится к безударным гласным. Буквы а, и относятся к безударным гласным.)
– Напишите рядом группу согласных букв и продолжите строчку до конца, чередуя группу гласных и группу согласных букв.
аиу лц аиу лц …